Дипломная работа на тему "Анализ правомерности применения смертной казни на примере России и зарубежных стран"

ГлавнаяГосударство и право → Анализ правомерности применения смертной казни на примере России и зарубежных стран




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Анализ правомерности применения смертной казни на примере России и зарубежных стран":


ПЛАН Введение Глава I. Смертная казнь как социально-антропологический феномен 1.1  Понятие смертной казни 1.2  Исторические представления о смертной казни 1.3  Антропологические представления о смертной казни Глава II. Эволюция смертной казни в России 2.1 Специ фика формирования смертной казни в России 2.2 Современное отношение России к смертной казни Глава III. Эволюция смертной казни за рубежом (на примере Японии и США) 3.1 Специ фика формирования смертной казни в Японии 3.2 Специ фика формирования смертной казни в США Заключение Библиография
ВВЕДЕНИЕ

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Собственно говоря, смертная казнь применялась с незапамятных времен, еще до того, как возникли такие науки как - уголовное право, социология, культурология, психология, социальная антропология. «Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее», - писал один из виднейших российских ученых Н. С. Таганцев [1] .

Проблема смертной казни волнует не одно поколение. Она затрагивает как, правовые так и нравственные, религиозные этические и другие аспекты. Проблема смертной казни сложна и неоднозначна. Нельзя решать ее, не взвесив все «за» и «против», не руководствуясь реалиями жизни.

Несмотря на то, что по поводу смертной казни написано много, в теоретической разработке этой проблемы еще немало неясных моментов. В частности, не рассмотрен и вопрос о понятии смертной казни, хронологического развития данного явления. Если подойти к проблеме смертной казни исторически, то мы сможем убедиться в том, что каждая эпоха выражает всегда два направления существующих в общественном мнении - противников и сторонников смертной казни. С каждым годом люди присоединялись то к одной армии, сражающейся за свою позицию, то - к другой. Обоснований тех или иных точек зрения всегда было предостаточно, но, тем не менее, до сих пор не определено решение данной (достаточно глобальной) проблемы.

Смертная казнь как вид наказания за действительно тяжкие преступления важная составная часть уголовного законодательства. По ее наличию или отсутствию в перечне наказаний иногда с различной степенью обоснованности судят о демократичности государства.

Известно, что формы методы и средства борьбы с преступностью в различных социально-политических системах различны; отличаются и взгляды на них даже в рамках одной системы. Отношение к смертной казни, как к мере наказания важный показатель уровня социального и культурного развития общества, а это для социального антрополога – ценный материал, позволяющий разобраться в механизмах, способствующих формированию сложившихся убеждений и моделей поведения представителей различных культур. Чем он ниже, тем грубее и примитивнее формы "воспитания "его членов наказанием, тем пренебрежительнее отношение к человеку и его жизни. Поэтому значение института смертной казни выходит далеко за рамки изучения правовой направленности интересующего нас вопроса.

В настоящее время актуальность темы смертной казни связана также и с тем, что многие государства идут не только на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь, но и на пересмотрение своего отношения к самому явлению. В связи с этим возникает вопрос о правомерности и допустимости применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема антропологии смертной казни, не достаточно широко освещалась в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных авторов.

Относительно положения смертной казни в России можно сказать следующее: на протяжении многих лет смертная казнь использовалась в нашей стране как острейшее оружие в борьбе с особо тяжкими преступлениями, такими как убийства, грабежи, изнасилования и т. п. Властьдержащие использовали смертную казнь как орудие устранения и управления народом. Эта ситуация, безусловно, наложила свой отпечаток на формирования культурологических особенностей понимания народом этого института устрашения. Если не брать во внимание те или иные искривления, имевшие место в данном процессе и их негативные последствия, которые порой носили массовый, катастрофический характер (например, в годы политических репрессий 1937-38 гг.) то, как показывает опыт, смертная казнь являлась эффективным средством в борьбе с уголовной преступностью.

После вступления России в 1996 г. в Совет Европы она обязана была подчиниться Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод", где твердо указано на то, что в мирное время смертная казнь должна быть отменена. Несмотря на то, что с учетом вышеуказанных требований в России сразу же был наложен мораторий на применение смертной казни, проблема эта не утратила своей актуальности и, в связи с некоторыми негативными процессами в нашей стране, например, событиями в Чечне и др., еще более обострилась. Конечно же, по масштабности своей она не сравнима с проблемами терроризма, бандитизма, коррупции и иными "массовыми заболеваниями" в современном обществе. Но, также как и они, она выходит за рамки не только юриспруденции, но и других общественных наук и носит многосторонний, общественный характер.

Всё это и многое другое детерминирует необходимость рассмотрения смертной казни как вида наказания, предпосылок формирования в различных культурах, а так же поиск путей позитивного разрешения указанной проблемы.

Однако для правильного подхода к любой теме с целью рационализации перспективных тенденций проблемы, нужно учитывать накопленный опыт, исторический аспект, как России, так и зарубежных государств. Настоящая дипломная работа посвящёна проблеме смертной казни в ее исторической, культурологической, социологической ретроспективе.

Целью дипломной работы является изучение смертной казни в ходе ее исторического развития, что показано на примере России и зарубежных стран; анализ правомерности ее применения, необходимости и эффективности смертной казни; сопоставление доводов сторонников и противников этой меры наказания, их теоретической базы, отношения различных народов к смертной казни.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1.  провести исторический анализ специфики формирования и становления понятийной базы понятию смертной казни как социально-антропологического феномена;

2.  изучить этапы становления и эволюции исследуемого понятия;

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Актуальный банк готовых защищённых студентами дипломных проектов предлагает вам скачать любые проекты по желаемой вами теме. Высококлассное выполнение дипломных работ под заказ в Уфе и в других городах России.

3.  охарактеризовать уголовное законодательство ряда зарубежных стран, касающееся проблемы смертной казни, на примере правовых актов США и Японии.

4.  Проследить развитие Российского уголовного законодательства о смертной казни, дав анализ действующему законодательству РФ.

Глава I. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ КАК СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Для того чтобы научно определить, что же является смертной казнью нам необходимо взглянуть на данную проблематику под призмой социально-антропологического рассмотрения затронутого общественного явления. Для этого, во-первых, обратим внимание на само понятие смертной казни, как таковое, во-вторых, исследуем историю смертной казни каждого народа, каждого общества (в том числе и российского). Кроме того, считаем целесообразным, выявить специфику общественного сознания на правомерность лишения жизни человека за совершенное преступление.

1.1 Понятие смертной казни

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний. А сущность любого наказания – кара. Кара - это комплекс установленных законом право ограничений, конкретно выражающихся при применении того или иного вида наказания[2]. Таким образом, кара это лишение человека его прав или интересов уменьшение их объема, либо введение особого порядка их осуществления установление обязанностей, которые предусмотрены наказанием и на других граждан обычно не распространяются. В смертной казни кара проявляется в максимальной степени. У осужденного, приговоренного к исключительной мере наказания, отнимается жизнь, естественно, и все другие права и интересы. Но это происходит только после приведения приговора в исполнение, а до этого за ним сохраняются многие права.

Все исследователи данного вида наказания отмечают, что смертная казнь приносит страдания. Осужденный к смертной казни ощущает страдания в момент вынесения приговора, в ожидании результатов рассмотрения поданных им жалоб и заявлений ходатайств о помиловании. В этой ситуации у большинства осужденных появляется страх смерти, который нередко сочетается с состоянием безысходности, иногда с осознанием своей вины, угрызениями совести и т. п. Но страдания преступника уже не нужны обществу, т. к. не ставит своей задачей исправить его в чем-то убедить, что-то доказать. Общество вычеркивает его из своего состава, он перестает существовать. Говоря о страданиях, которые вызывает осуждение к смертной казни, следует иметь ввиду также страдания родных и близких приговоренного. Если страдания последнего прекращаются в момент приведения приговора в исполнение, то близкие особенно остро начинают ощущать потерю именно в это время. Вышеизложенное позволяет сформулировать следующий тезис «смертная казнь является самым суровым наказанием. Это предопределяется тем, что осужденный лишается самого ценного блага человека – жизни»[3].

Смертная казнь применяется от имени государства. Любой приговор выносится от его имени надлежащее уполномоченным судом. Законность обоснованность и справедливость приговора проверяются соответствующим органом государства. Поэтому смертной казнью не могут считаться случаи самосуда даже правомерного убийства в результате необходимой обороны или в состоянии крайней необходимости. Смертной казнью не являются и случаи убийства преступника при его задержании, даже правомерного.

Смертная казнь применяется только судом. В нашей истории были периоды массовых внесудебных расправ над гражданами. Особенно широкое распространение они получили в 30-е годы, когда огромное количество людей расстреливались по постановления различных особых совещаний "троек" "специальных присутствий" и т. п. Хотя внешне такие расправы внешне напоминали смертную казнь, но их нельзя рассматривать как наказание, так как они не являлись следствием совершения преступления и не проходили установленной судебной процедуры, которая давала бы им силу закона, так как по конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Тем более это касается преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь.

Смертная казнь может быть назначена только за деяния, предусмотренные в Особенной части Уголовного кодекса. В соответствии с ним смертная казнь может быть назначена лишь за некоторые преступления, относящиеся к категории особо тяжких: измена государству, заговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем, захват власти таким путем повлекшим гибель людей, террористический акт, диверсия, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь работника милиции и иных лиц, в связи с выполнением ими функций по охране общественного порядка, при отягчающих обстоятельствах и за некоторые другие особо тяжкие преступления. В этом заключается ее исключительность[4].

Для того чтобы дать характеристику любому наказанию необходимо описать те задачи и цели, которые оно преследует. Наказание вытекает из мести, но отличается от нее тем, что обращает внимание на интересы наказуемого. Поэтому выбор меры наказания должен опираться на рациональные мотивы: кара должна иметь свои задачи: пользу для преступника (исправление перевоспитание), пользу для лиц заинтересованных, чтобы преступление не совершилось и пользу для всего государства и общества (устрашение предупреждение). Исходя из данной формулировки, смертная казнь не является тем видом наказания, которое должно решать в полном объеме поставленные перед ним задачи. Устранив субъекта преступления, можно говорить лишь о мести, а также об общей превенции в предупреждении тяжких преступлений, т. е. совершения их в дальнейшем другими лицами. Отсюда следует, что как мера наказания, она не исполняет своей основной цели - исправления преступника.

Таким образом, можно определить круг тех целей, которые решает исключительная мера наказания:

-  устранение наиболее опасных лиц

-  физически;

- сдерживающее средство от совершения преступлений для других лиц;

- удовлетворение чувства справедливости.

Решает ли смертная казнь задачу обезопасить общество от совершения преступлений, которые преступник мог бы совершить в дальнейшем. Ответ однозначен. Но можно ли добиться этого, не прибегая к данной мере. Например, истории известны случаи символической смертной казни. Она применялась у некоторых славянских племен, если родственники потерпевшего решались заглушить в себе голоса мести и жажды крови, следуя правилам христианской добродетели. Древнейшая рукопись обнаруженная в библиотеке князя Фюрстенберга, описывает исполнение покоры, т. е. символической смертной казни. Одиннадцать родственников в белых саванах и осужденный подходят к гробу. Один из родственников заносит меч над головой, и осужденный называет себя убитым, а держащий меч после этого говорит: "Оживляю". За тем родственники прощают преступника[5].

Но мы живем в другое время с другой моралью. Да и приведенная мера наказания, по моему мнению, вряд ли решала задачи, которые стоят перед наказанием в данный момент. Альтернативой смертной казни является пожизненное заключение. Но можно ли назвать гуманной мерой пожизненное заключение? Какие цели ставит общество и государство перед данной мерой? Ведь если человек перевоспитался, то его необходимо освободить из мест лишения свободы, а не держать в них всю жизнь. Говорить, что тем самым обеспечивается безопасность общества можно лишь условно, ибо рано или поздно осужденный достигнет того возраста, когда его общественная опасность будет равняться нулю[6]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что пожизненное заключение вряд ли является более гуманной мерой наказания, нежели смертная казнь.

Элемент устрашения можно разделить на две составные части: это угрозы быть осужденным к смертной казни и самого ее исполнения.

Первый элемент в превенции преступлений ничтожный. Сторонники смертной казни утверждают, что она лучше всех других видов наказания служит устрашением и предупреждает преступность. Научные исследования в различных районах, однако, мало поддерживают такое убеждение. Обычно рост преступности против жизни нигде не наблюдался, когда отменяли смертную казнь. Например, в Канаде отменили смертную казнь в 1976 году; в 1975 году было совершено 3.09 убийства на 100000 населения. Восемь лет спустя, в 1983 году соответствующая цифра была 2.74. Но если проанализировать отмену смертной казни в зависимости от количества совершаемых преступлений, то связи между ними не прослеживаются. В качестве примера для научных исследований и сравнений, как нельзя лучше, подходят США. Там смертная казнь применяется, однако не во всех штатах, причем она вообще не применялась в США с 1967 по 1977 год. Сопоставление отдельных штатов США дает необходимые данные. Следующая таблица показывает число преступлений против жизни на 100000 человек по пятилетним периодам в 3-х штатах: Мичиган, где смертной казни нет, а также Огайо и Индиана, где смертная казнь применяется[7].

ДИНАМИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЖИЗНИ

--------------------------------------------------
Период, годы |

Мичиган

(смертной казни нет)

|

Огайо

(смертная казнь есть)

|

Индиана

(смертная казнь есть)

|
---------------------------------------------------------
1920-1924 | 8.2 | 7.4 | 6.1 |
---------------------------------------------------------
1925-1929 | 8,2 | 8,4 | 6,6 |
---------------------------------------------------------
1930-1934 | 5,6 | 8,5 | 6,5 |
---------------------------------------------------------
1935-1939 | 3,9 | 5,9 | 4,5 |
---------------------------------------------------------
1940-1944 | 3,2 | 4,3 | 3,0 |
---------------------------------------------------------
1945-1949 | 3,5 | 4,8 | 3,8 |
---------------------------------------------------------
1950-1954 | 3,8 | 3,8 | 3,7 |
---------------------------------------------------------
1955-1959 | 3,0 | 3,4 | 3,0 |
---------------------------------------------------------
1960-1964 | 3,6 | 3,2 | 3,2 |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Количество преступлений в штате Мичиган практически без исключений ниже, чем в штате Огайо, хотя последний довольно широко применял смертную казнь. Итак, можно заметить, что колебания в количестве преступлений не зависят от наличия смертной казни в уголовном законодательстве, как штата, так и страны, а от других факторов. Этот вывод следует также из того факта, что, несмотря на значительный процент применения смертной казни в 60-е годы (ст. 100, 101 УК) в бывшем СССР происходил неуклонный рост преступлений, за которые может быть назначена исключительная мера наказания[8]. Сдерживающим фактором, видимо будет выступать не наличие в уголовном законодательстве смертной казни, а другие факторы: политическая стабильность общества, уровень экономического развития, уровень общей культуры, духовности, а главное возможность государства не оставлять безнаказанным преступное деяние[9].

Второй момент сдерживающего воздействия явно не эффективен: преступление уже совершено, и вполне возможно, что преступник уже раскаивается в содеянном.

Из вышеуказанных материалов следует, что превентивная роль в совершении тяжких преступлений у смертной казни практически неощутима, но никто не может вычислить, какое количество лиц отказалось от совершения преступлений или не решается претворить в жизнь свой преступный замысел, исходя из угрозы, быть казненным. Поэтому нельзя с уверенностью указать точное соотношение между количеством казненных преступников и числом их жертв (количеством преступлений, за совершение которых может быть назначена смертная казнь).

В ходе опроса в местах лишения свободы различных категорий преступников 86% респондентов высказались за сохранение смертной казни. Ее отмена, по мнению осужденных, вызовет резкий всплеск тяжких преступлений, в особенности в местах лишения свободы[10].

При вынесении приговора назначение судом смертной казни должно быть обязательно мотивировано с указанием на исключительные обстоятельства, характеризующие совершенного преступления и виновного лица.

Смертная казнь не может быть применена к лицам, не достигшим до совершения преступления совершеннолетия (18-летнего возраста). Но, на наш взгляд, проблема возраста, с которого может быть назначена смертная казнь, является достаточно сложной. Многие исследователи этой проблемы выступают со следующей точкой зрения, что применять смертную казнь к престарелым лицам (старше 65- 70 лет) не следует, можно сделать лишь исключение в отношении лишь тех, кто совершил преступление против мира и человечества. Что же касается общеуголовных преступлений, то к 60-70 годам преступная активность человека угасает.

1.2 Исторические представления о смертной казни

Проблема "за и против" смертной казни будоражила умы людей с глубокой древности. Известно, что этот вопрос активно дебатировался ещё в Древней Греции во время Пелопонесской войны, когда город Метилена, расположенный на острове Лесбосе, восстал против Афин и переметнулся на сторону противника. Разгневанные жители Афин захватили Метилену и решили жестоко наказать изменников: казнить всех мужчин города, а женщин и детей обратить в рабство.

Во время решения участи метиленцев на народном собрании возник диспут, и было высказано два противоположных мнения. Афинский демагог Клеон высказался за смертную казнь. Он привёл ряд веских (по мнению некоторых исследователей) доводов, в частности, он говорил: "Ведь спустя некоторое время гнев пострадавшего смягчается, и он менее строго карает обидчика, а наказание, непосредственно следующее за совершённым преступлением, ведёт вернее всего к необходимому возмездию". Клеон призывал покарать метиленцев за восстание смертью. Однако мы считаем, что указанный довод Клеона не является "веским" и, вообще, подобные рассуждения неверны, ибо гнев застилает человеку глаза и купирует возможность вынесения объективного и справедливого наказания за совершённое преступление. И лишь в спокойном состоянии духа возможно рассуждать объективно. Кроме этого, наказание не должно иметь своей целью возмездие, а только лишь разъяснительно-превентивное воздействие[11].

Афинянин Диодот высказался против смертной казни. Фрагмент его выступления запечатлел знаменитый греческий историк Фукидид. Речь Диодота замечательна и актуальна до сих пор, поэтому можно воспроизвести её: " По своей натуре все люди склонны совершать недозволенные поступки, как в частной, так и в общественной жизни, и никакой закон не удержит их от этого. Государства перепробовали всевозможные карательные меры, всё время усиливая их, в надежде, что будут меньше страдать от деяний преступников. В древности кары даже за тягчайшие преступления, вероятно, были более мягкими, но со временем почти все наказания были заменены смертной казнью, так как законы постоянно нарушали. Однако и от этой меры преступления не уменьшились. Итак, следовало бы либо придумать ещё более страшные кары, либо признать, что вообще никаким наказанием преступника не устрашить: то бедность, угнетая человека, внушает ему дерзкую отвагу, то избыток, в сочетании с высокомерием и самомнением возбуждает в нём стремление искать ещё большего. Точно так же и в других житейских обстоятельствах, в каждом в отдельности, снова и снова с некоей неодолимой силой разжигаются в человеке слепые страсти и заставляют его рисковать. Ко всему присоединяются увлечение и надежда: первое влечёт человека вперёд, внушая преступные замыслы, а вторая, следуя за ним, манит щедростью судьбы. И эти невидимые силы гораздо сильнее действуют на человека, чем зрелище страшных казней. Одним словом, просто невозможно и глупо было бы предположить, что суровыми законами или другими средствами устрашения люди в силах удержать других людей от поступков, к которым они склонны по своей натуре"[12].

В греческих государствах одним из самых распространённых способов казни свободнорождённых являлось сбрасывание в каменоломню или со скалы, а позже в Спарте - удушение, или в Афинах - непубличное отравление ядом. Для несвободнорождённых применялось, как правило, забивание камнями или утопление - в Македонии, а в Массалии - обезглавливание и распятие.

В VIII веке в Китае в Танской империи казнили пойманных в третий раз продавцов контрабандного чая. В IX - XI веках в Византии смертная казнь грозила за оскорбление Величества и заговор против императора; за насилие над посвящённой богу девушкой, благочестиво живущей вдовой, замужней женщиной или собственной невестой; за изготовление ядовитых веществ, с целью убийства. Уникальное место в правовой истории человечества занимает Римское право. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом[13].

На базе Римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. За более чем тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нём глубокие изменения, испытав при этом в своей эволюции влияние всё усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством.

К теме смертной казни на протяжении веков обращались представители различных слоев общества. Это юристы, философы историки писатели, общественные деятели и т. д. Цивильному праву, в частности и Законам XII таблиц, были известны публичные деликты (delictum publicum), т. е. преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг таких преступлений, однако, не был ещё широк. Прежде всего, к ним относились преступления против республики. Так, например, предавались смертной казни лица, которые подстрекали "врага римского народа к нападению на Римское государство" или же предавали "врагу римского гражданина[14]".

Хотя в самих Законах XII таблиц (в пересказе римских юристов) утверждается, что смертная казнь применялась " за небольшое число преступных деяний", она всё же упоминалась во многих статьях. В зависимости от характера преступления смертная казнь приводилась в исполнение различными способами: распятием, утоплением, отсечением головы, сбрасыванием с Тарпейской скалы и т. д. Постепенно смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства ("лишением огня и воды").

Жестоко в Риме подходили и к воровству: вор, совершивший ночную кражу, мог быть убит на месте. Местом совершения казни, обычно, служила площадка перед городскими воротами или, чаще, особая тюремная камера. Иногда, перед казнью, после укрывания головы материей, преступника высекали. Тело казнённого могло быть выдано родственникам только по специальному разрешению, при отсутствии оного, тело земле не предавали, а оставляли на месте казни или бросали в Тибр. Эсквилин широко использовался в качестве места казни в период Республики.

Следует отметить, что уголовное право ещё в древности обнаружило свои классовые подходы: по общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди. Они нередко приговаривались к смертной казни. Так, в период Республики, распятие применялось только для казни рабов (в период Империи - и для свободных). Позднее император Константин отменил данный способ казни. Для рабов, впрочем, как и для военнопленных специально предусмотрели такой способ - передача в цирк для участия в боях со зверями. Осуждённого вынуждали биться в амфитеатре со львами, пантерами, или медведями. При этом ему не давали никакого оружия, в лучшем случае вручали нож.

Существенные изменения в уголовном праве Рима происходят под влиянием политических перемен - кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров. Уголовное право непосредственно отразило обострение политической борьбы и стремление рабовладельческой верхушки во главе с императором любой ценой, в том числе путём усиления уголовной репрессии, спасти пошатнувшиеся социальные и политические порядки. Римское уголовное право к этому времени было распространено на всю территорию империи и на все категории населения, включая перегринов.

В императорском Риме происходит также резкое увеличение видов наказания, усиление их карательной направленности. Если первоначальное наказание строилось ещё на принципе возмездия, то в период домината оно всё более преследует цели устрашения. При императорах вновь происходит восстановление смертной казни, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, при этом появляются новые её виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление, а для высокопоставленных лиц - тайное удушение или самоубийство под надзором. В Риме существовал обычай, запрещавший казнить удавкой девственниц, поэтому перед казнью палач лишал их девственности. Местом для проведения казней часто служило Марсово поле. За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках (осуждённый при этом рассматривался как вечный раб государства). Широко применялись различные виды ссылок. Осуждённый, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти.

Характерной чертой уголовного права императорского периода становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности. Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы. Были предусмотрены и новые репрессивные меры. Сенатус-консультом, принятым в 10 году н. э., предписывалось в случае убийства хозяина предать смерти всех рабов, находящихся в доме, если они не предприняли попытки спасти его жизнь.

В ранней Империи привилегированные лица могли наказываться смертной казнью только в случае убийства родственников, а в период домината в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление Величества. В то же самое время лица низшего сословного положения наказывались смертной казнью за 31 вид преступлений. Некоторые привилегии в области наказаний имели солдаты: они не приговаривались к повешению, к ссылкам на рудники, хотя по ряду преступлений их ответственность была более строгой. В большей степени выбор наказания и его тяжесть зависели от судей, которые в императорский период в связи с перестройкой всей системы уголовного судопроизводства получили широкую свободу усмотрения[15].

Уголовный процесс (особенно при доминате) приобретает чётко выраженный инквизиционный характер. Судья (императорский чиновник) помимо судебных функций сосредотачивает в своих руках и обвинительные. Суд происходит при закрытых дверях, обвиняемый теряет право на юридическую помощь. В ходе судебного процесса к лицам низших сословий, как ранее к рабам, стали применяться пытки. И другие государства, как это ни странно, перенимали опыт Рима. Более того, такая практика судов оказала влияние на развитие средневекового права Западной Европы (королевская власть впитала из арсенала римского права, прежде всего, его карательные и репрессивные положения). И при таких условиях можно было выносить смертные приговоры?!! Тогда совершенно не удивляют казни великих людей. Действительно, если вспомнить имена великих людей - деятелей разнообразных направлений, то можно поразиться с какой дерзкой неблагодарностью государства и, прежде всего, общество, относились к ним. Так, например, в 399 г. до н. э. был приговорён к смертной казни "за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе" (по официальному обвинению) великий философ и мудрец - Сократ. Более 500 судей рассматривали данное дело и 300 из них проголосовали за смертную казнь. Сократ должен был испить чашу с ядом - цикутой. Разумно полагая, что трагический исход неизбежен, Сократ с поразительным спокойствием "сам шёл навстречу смертному приговору" и его рассуждения по поводу этого судилища представляются вполне обоснованными и правильными: "Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложится несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли"[16]. Сенека и Петроний получили приказ от Нерона покончить с собой. Сторонниками триумвиров 7 декабря 43 г. до н. э. был обезглавлен Цицерон, а 23 апреля 303 года - Георгий Победоносец. Этот скорбный список можно продолжать и продолжать - столько ошибок допустили правители - но перечисление таких громких имён, как Джордано Бруно, Николай Романов, Николай Гумилёв, Сакко и Ванцетти и многих других, было бы излишним, а описание казней этих людей вообще выходит за рамки данной статьи, поэтому достаточно указанных примеров. Следует только отметить, что во многих таких случаях приговорённые просто были не угодны правящей власти и лучшим выходом было "законное" физическое устранение таких помех.

В эпоху, предшествовавшую буржуазным революциям в Европе конца XVIII в. смертная казнь была во многих государствах основным способом борьбы с самыми различными преступлениями. Но уже в конце XVIII в. связи с Просвещением в Европе возникают идеи отмены смертной казни. Следует отметить, что в 70-80 гг. в мировом сообществе отчетливо проявляется тенденция к сокращению применения смертной казни и ее упразднению. Так, Генеральная Ассамблея ООН 15 декабря 1989 г. приняла Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, и призвала все правительства, которые могут это сделать, рассмотреть вопрос о подписании его и ратификации или присоединении к нему. К настоящему времени более чем в 80 государствах мира, включая все страны Западной Европы.

  1.3 Антропологические представления о смертной казни

смертная казнь уголовное наказание

С тех пор как человечество вышло из первобытного состояния и создало первоначальные формы государственности, смертная казнь, как вид уголовного наказания, - непременный спутник человеческой цивилизации.

Человечество проделало долгий путь к признанию всеобщности и бесспорности этого права человека.

Первым шагом на этом пути стал запрет людоедства. В глубочайшей древности победители в междоусобных войнах убивали всех взятых в плен врагов, и в случае нехватки животной пищи употребляли их в качестве таковой. Затем убийство и съедение врага стало ритуалом победы (как и снятие скальпа). Наконец люди достигли такого материального состояния, когда выгоднее стало обращать пленных в рабство, чем убивать[17].

Далее последовал отказ от человеческих жертвоприношений. В давние времена этот обычай был распространен у многих народов. Приносили жертвы богам, победителям (в качестве трофея), приносили жертвы умершим владыкам: в Египте вместе с фараонами хоронили не только их лошадей, но и слуг, и жен, которые должны были сопровождать хозяина на том свете. О таких суровых обычаях рассказывают предания и легенды. Постепенно жертвоприношение людей стало заменяться жертвоприношениями животных. Этот мотив звучит в притче Ветхого завета о жертвоприношении Авраама: когда тот уже был готов заколоть своего сына в угоду Богу, последний остановил его руку и указал на барана, застрявшего в кустах. Самым древним обычаем, будто бы направленным на защиту жизни человека, является кровная месть по принципу талиона (право на равное возмездие): око за око, зуб за зуб.

Обычай кровной мести стал истоком смертной казни. Работы отечественных и зарубежных исследователей убедительно доказывают, что обычай кровной мести был распространен на всем земном шаре в эпоху господства родовых отношений[18]. Равенство членов рода, вызванное низким уровнем производительных сил, а как следствие – необходимость в совместном труде, приводило к тому, что обычай становился единственным регулятором общественных отношений. Соблюдение правового обычая, основанного на многовековом опыте выживания, гарантировало необходимый порядок, целостность и безопасность общины в борьбе с внешними врагами и стихийными силами природы. Поэтому обычаи рассматривались как заветы богов и умерших предков. Отсюда, соблюдение обычая – высокий нравственный и религиозный долг. Не является исключением и обычай кровной мести. Убийство (а первоначально – любая обида) члена общины ЧУЖИМ вызывало кровную месть. Обычай кровной мести, как правило, поведения не может быть отнесен к категориям моральных и правовых норм. Социальные нормы в доклассовом обществе имеют характер "мононорм", то есть нерасчлененных на виды норм первобытного общества[19].

Следует согласиться с тезисом М. Д. Шаргородского, что "в условиях родового строя понятие отдельной личности неизвестно… Мстит не человек человеку, а племя – племени". Ибо в основе обычая кровной мести лежали общественные отношения родового строя. Коллективная ответственность являлась определяющим началом рода. Ответственность за убийство (в виде мщения) вместе с совершившим его разделял и его род. Однако по мере развития общественных отношений и разложения первобытнообщинного строя происходит и ограничение права мести (суживается круг лиц, которым можно мстить и которые могут мстить, ограничиваются сроки мщения и места мщения), и, наконец, кровную месть заменяют на другие меры наказания. Но месть отдельного человека и даже целых народов осталась.

Протест против такого варварского обычая мы слышим в Нагорной проповеди Христа: "Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А я говорю вам: не противьтесь злому… любите врагов своих… благословляйте проклинающих вас…" Но призыв не был услышан: вспомним хотя бы рассказанную Шекспиром "самую печальную на свете" повесть о Ромео и Джульетте.

Сторонник биологической теории происхождения мести В. Сергеевич был не так уж не прав, говоря, что "человек носит месть в сердце своем"; "ведь человек – существо общественное, и он не может не впитать в свою психологию и поведенческие мотивы опыт кровной мести" – заметил Н. С. Таганцев[20]. Обычай кровной мести прошел с человеком долгий путь, трансформируясь из почетной обязанности каждого члена рода (ради сохранения рода) до заурядного убийства под влиянием чувства мести, когда обычай перестает выполнять позитивную функцию регулятора межобщинных отношений.

Как же соотносятся между собой кровная месть и смертная казнь? Большинство историков права в прошлом не видели генетической связи этих понятий, М. Ф. Владимирский-Буданов считал, что смертная казнь на Руси распространяется под воздействием византийского права, а потом татарских обычаев. В. Сергеевич распространение смертной казни связывал с принятием христианства на Руси. Н. П. Загоскин также объявил смертную казнь на Руси "наказанием заносным" [21].

В отличие от них Н. С. Таганцев видит связь между смертной казнью и местью, отмечая, что "это вытекало из института частной и родовой мести, выдвигавшего начало оплаты кровью за кровь, смертью за смерть"[22].

Обычай кровной мести служил общественным целям – сохранности, выживаемости рода. Равенство членов рода, обусловленное низким уровнем производительных сил, и, как следствие необходимость в совместном труде, приводили к тому, что обычай становился единственным регулятором общественных отношений.

А. Кистяковский также считает, что "общегосударственная власть застала уже смертную казнь, как готовое и вполне выработанное учреждение в виде кровавой мести, или точнее в виде убийства в отмщение"[23]. В другой своей работе – "Некоторые черты из истории смертной казни в России" – А. Ф. Кистяковский дает определение смертной казни. По его мнению "это есть наказание, состоящее в отнятии различными способами жизни у лица, совершившего преступление". Историю смертной казни он делит на два периода: "В первый период смертная казнь является в виде убийства, мщения. Во втором периоде смертная казнь получает характер лишения жизни преступника, совершаемого представителем общегосударственной власти, в виде общественного мщения"[24].

А. Малиновский в результате своего анализа смертной казни сделал следующие выводы:

1. Этот институт находится в генетической связи с институтом кровной мести, одна главная существенная черта объединяет их: и смертная казнь, и месть есть убийство за преступление; одно совершается по воле государства, другое – по воле частного мира.

2. Замена воли частного лица волей государства влечет за собою уменьшение числа убийств за преступление и смягчение их жестокости.

3. И, следовательно, о последующем чрезмерном развитии казней не может быть речи: чрезмерное развитие относится к эпохе кровной мести, относительное же усиление в позднейшую эпоху имеет временное значение и замечается тогда, когда возрождаются временно традиции древнейшей эпохи.

Таким образом, генетическая связь кровной мести и смертной казни несомненна. И в том и в другом случае происходит убийство человека. Но если в догосударственном обществе убийство осуществлялось на основе кровной мести, то государство убивает по приговору суда, согласно существующему закону. Обычаи племен могут быть различными, принятый же государством закон имеет большее общественное значение, поскольку в основании лежит уже не сила привычки убивать, а сила организованной власти сознательно убивать. Убийство приобретает общественный резонанс, убийство приобретает публичный характер. Это уже смертная казнь. Когда кровная месть санкционируется государством, она становится нормой обычного права. Другими словами: "Признавая допустимость и правомерность отмеренной мести, власть требует лишь, чтобы она совершалась, открыто или даже с предварительным объявлением о том представителю власти… Мститель освобождает себя от обвинения в преступном деянии, месть становится одним из видов дозволенного убийства"[25].

Homo Sapiens (человек разумный) придумал сотни различных способов казни себе подобных. В этом «деле» безусловным фаворитом был – Иван Грозный. Именно ему принадлежат десятки новых видов смертной казни[26]. Не отстали от Грозного и Алексей Михайлович, Петр I, Анна Иоановна и др[27]. Тем самым, общество умаляет свое человеческое достоинство, отрицая такую ценность, как человеческая жизнь.

Историей зафиксировано, что еще в 427 году до нашей эры состоялась дискуссия о правомерности применения смертной казни. Во время происходившей тогда Пелопонесской войны, союзный Афинам город Митилена изменил своему союзническому долгу, почему и было решено казнить все взрослое мужское население города. Тогда Диодоту удалось убедить афинян не применять смертной казни к митиленцам. Мотивируя свою речь, Диодот отмечал, что "нет закона, который мог бы помешать этому (совершать преступления), ибо люди прошли все виды наказаний, постепенно усиливая их, в надежде, что, быть, может, меньше будут терпеть от преступлений…"[28]. В 818 году нашей эры император Японии исключил смертную казнь из законов Японии, и в течение трех последующих веков эта мера наказания в стране не применялась.

Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИИ

В истории Российского права, смертная казнь - есть явление закономерное, произошедшее из обычая кровной мести. Отмена кровной мести и её замена выкупом не могло в полной мере заменить мщение. Инквизиционные процессы IX-XI вв. - сожжение на костре еретиков, колдунов и ведьм, а также масса других случаев применения публичных расправ, постепенно подготавливает законодательное закрепление смертной казни.

Изучение истории смертной казни в России начинается приблизительно во второй четверти XIX века, когда интерес к этой проблеме возрос в связи с работами по кодификации права. В 1840 году была издана монография C. Баршева "О мере наказания", в которой автор, будучи сторонником разумного применения смертной казни, подверг критике теорию устрашения, отметив, что смертная казнь, уничтожая одного преступника, не уничтожает преступности.

Первым специальным исследованием о смертной казни была монография А. Ф. Кистяковского, изданная в 1867 году, и не утратившая своего научного значения до настоящего времени. В отличие от своих предшественников его воззрения на смертную казнь базировались на принципах не государственной, а социологической школы. А. Ф. Кистяковский пришел к выводу, что между социальной обстановкой и смертной казнью существует устойчивая связь. Он отмечал, "что ручательством за неизбежность отмены (смертной казни) служит то, что отмена… происходит не столько по воле законодателя, сколько вследствие тех полу стихийных, полу рефлективных перемен, которые свершаются в более или менее значительной массе народа"[29].

Заслуживает внимания и работа известного русского историка Н. П. Загоскина "Очерк истории смертной казни в России", опубликованный в 1892 году. Работа отличается стройностью логических умозаключений в изложении истории смертной казни в России. На позицию автора оказали влияние государственная и социологическая школы в юриспруденции. Н. П. Загоскин условно выделяет два периода в истории древнерусского права:

1. Эпоха господства частного воззрения на преступление и наказание, характерной чертой которого является институт кровной мести и система имущественных пеней;

2. Эпоха господства устрашительных наказаний, с государственным воззрением на преступление и наказание, с карательной системой и сыскной формой процесса.

Смертная казнь, по мнению Н. П. Загоскина, как я уже отмечала, явление наносное, привнесенное из Византии, а "правовому мировоззрению русского народа… смертная казнь чужда"[30].

Отметим выход в свет в 1906 году сборника статей "Против смертной казни", под редакцией М. Н. Гернета. Издание сборника было связано с усилением карательной политики правительства в годы первой русской революции. Пафос авторов статей определялся неприятием политики чрезвычайных судов, с легкостью выносивших смертный приговор.

В 1913 году была опубликована работа известного ученого в области уголовного права Н. С. Таганцева "Смертная казнь". Он полагал, что смертная казнь приходит на смену уголовным штрафам, и заинтересовано в ней государство, а не потерпевший. Н. С. Таганцев также утверждал, что "карательная деятельность государства, относящаяся, прежде всего к совершившимся преступным деяниям, не может быть включена в предупредительную деятельность государства и не может быть оправдана и объяснена одним правом самообороны общественной, если только не придавать самому понятию обороны несвойственной ему, чрезвычайно широкий смысл". По мнению Н. С. Таганцева, на Руси вплоть до XVII века смертные казни во многом зависели от усмотрения верховной власти[31]. Следует упомянуть и о монографии С. Н. Викторского "История смертной казни в России и современное ее состояние". По мнению автора, начиная с конца XV века, применение смертной казни в России вступает на новый этап. Он отмечает, что "Идея в государственном значении уголовных кар почти совершенно уничтожает прежние права потерпевшего". Он считает, что уже по Судебнику 1497 года "смертная казнь становится во главе всех наказаний"[32].

2.1 Специ фика формирования смертной казни в России Дореволюционный период. На Руси и в русском уголовном праве смертная казнь, носившая форму кровной мести была пожалуй известна и распространена очень давно. Впервые смертная казнь была закреплена на Руси в 1389 году в Двинской уставной грамоте, составителем которой являлся Великий князь Московский - Василий Дмитриевич. Это наказание предусматривалось за кражу, совершённую в третий раз: "а уличат втретьи, ино повесити" (ст.5). Способ исполнения приговора определён не был. Так как законодатель, прежде всего, защищал имущественные права человека, то смертная казнь за убийство не предусматривалась, а сохранялось прежнее - более выгодное наказание - денежный выкуп, складывающийся из виры (шла в пользу княжеской казны) и головничества (шло родственникам потерпевшего), и который уплачивался убийцей[33].

До XVIII века число преступлений, предусматривающих в качестве наказания смертную казнь, неудержимо возрастало. Викторский С. К. и Шелкопляс Н. А. считают, что раз смертная казнь проникла в закон, то уже невозможно было сдержать развитие этого наказания. Плюс ко всему, факт применения смертной казни к виновным в таком относительно распространённом преступлении как кража, совершённая в третий раз и к лихим людям, способствовало привыканию населения к этому страшному наказанию, примирению с ним, хотя ранее это не было свойственно общественному правосознанию.

Говоря о России, принято считать, что в Псковской судной грамоте 1467 года смертной казнью карались следующие деяния:

§  государственная измена (крамола);

§  кража, совершённая в третий раз;

§  кража из церкви;

§  конокрадство;

§  поджог.

Следует обратить внимание на то, что и в этом перечне отсутствует убийство. Это вовсе не означает, что убийств не совершалось или совершалось очень мало, вероятнее всего, применять смертную казнь в данном случае было не так выгодно, как денежный выкуп, а, устанавливая высшую меру наказания за перечисленные деяния, вероятно, ставили задачу искоренить наиболее существенные преступления. Обычно, увеличение количества каких-либо преступлений закономерно влечёт за собой и депенализацию ответственности, поэтому, возможно, что преступления определённые в перечне как смертельно наказуемые, в тот исторический период, совершались повально чаще, чем преступления против жизни, что и повлекло такие законодательные феномены[34].

Продолжая историческое рассмотрение закрепления и применения смертной казни, нельзя обойти вниманием Судебник 1497 года и Судебник 1550 года. Перечень интересующих нас преступлений расширился и выглядел примерно так:

§  государственная измена ("крамола");

§  убийство своего господина;

§  супружеская измена;

§  разбой;

§  душегубство;

§  поднятие населения на восстание, бунт и т. п. ("подым");

§  сдача города неприятелю ("градская сдача");

§  подделка документов ("подписка");

§  подбрасывание поличного с целью обвинить кого-либо в краже или разбое ("подмёт");

§  поджог ("зажигательство");

§  другие преступления (всего не более пятнадцати).

В Судебниках не указываются способы исполнения смертных приговоров, только употребляется формулировка "казните смертной казнью", на практике же применялись и простые и квалифицированные способы.

Затем принимается ряд Указов и Грамот, добавляющих в перечень новые деяния, наказываемые смертью. По мнению Шелкопляс Н. А. период с начала XV в. до конца XVI в. "характеризуется крупными изменениями во всей системе русского уголовного права…и является ключевым в развитии уголовных наказаний в России, так как именно тогда русское правосознание, веками осуждавшее смертную казнь, не только смирились с ней, но позволило применять её в широком масштабе"[35]. Причиной широкого применения смертных казней, помимо низкого правосознания общества и отвратительного отношения государства к личности человека, автор видит в обострении классовых противоречий, возникших вследствие окончательного закрепощения крестьян на фоне усиления их внеэкономического принуждения.

Инквизиционные процессы конца XV - начала XVI века свидетельствовали о том, что государственной власти нужна была сильная церковь, которая могла бы стать надёжным провожатым идеологии мощной верховной власти.

Законодательство конца XV - первой половины XVI века, отразившее уровень централизации Русского государства, закрепило фундаментальные изменения в определении законодателем понятия "ведомого лихого" как основания к применению смертной казни. В основу этого определения принималось во внимание не столько повторность (рецидивность) преступления, а, следовательно, и устойчивость преступника, сколько опасность по факту совершённого деяния для господствующей власти[36].

В Уложении 1649 г. смертной казнью карались особо опасные преступления против личности и собственности: убийство, отравление, поджог, повторный разбой, укрывательство опасных преступников, изнасилование ратными людьми, мучительство, торговля табаком. Всего смертная казнь могла быть назначена за 63 преступления. Уложение 1649 г. предусматривало пять видов исполнения смертной казни. Однако правоприменительная практика не ограничивалась этими способами.

Происходит криминализация новых деяний (особенно против государства и церкви), усиливаются наказания за некоторые уже существующие. Многие, кто занимался исследованиями смертной казни (С. Викторский, Н. С. Таганцев, С. Загоскин и др.), связывали это с влиянием, которое оказало на русское законодательство литовское право (Статут Великого княжества Литовского 1588 года) и византийское право (Кормчая книга и Градские законы), конечно же, при участии церкви.

Последняя имела двойственные позиции относительно смертной казни: с одной стороны церковь, как носительница христианского вероучения, боролась за ограничение и отмену смертной казни, а с другой стороны, выполняя важнейшую функцию государства, она сама становилась зачинателем введения карательных мер в Российском законодательстве.

Важно отметить, что некоторые статьи Уложения содержали оценочные санкции, например, "чините наказание по рассмотрению", "чините жестокое наказание, что государь укажет", "чините наказание, смотря по вине", "бити кнутом нещадно". Такие санкции позволяли применять смертную казнь и в случаях, когда это не было прямо указано в законе, кроме того, длительное избиение кнутом на практике приводило к смерти приговорённого.

Способы смертной казни в Уложении подробно регламентировались. В зависимости от того, как относились к смертной казни - как к наказанию, которое должно причинять мучения и страдания или как к избавлению общества от преступника - закреплялись, соответственно, простые и квалифицированные способы исполнения смертных приговоров.

В России квалифицированные способы смертной казни применялись вплоть до XVIII в. Профессор Михлин А. С. приводит пример, когда "ещё в начале XIII в. киевские князья и высокопоставленные священнослужители казнили...за хулу православной веры путём сожжения"[37]. Считалось, что огонь сжигает исходящее от провинившегося "зло". При этом основной целью было уничтожить нечистую силу. Это происходило и тогда, когда в российском законодательстве смертная казнь не была закреплена.

Отличился изобретением изощрённых, страшных и мучительных казней Иван IV (Грозный). То сажал на бочку с порохом и взрывал, говоря: "пусть сразу летят на небеса", то по его приказу зашивали человека в медвежью шкуру, а затем натравливали собак. Попеременно обливали человека холодной водой и кипятком, пока он не умирал, вырезали из живой кожи ремни либо вообще сдирали её полностью, разрубали человека на куски, кипятили в вине или масле, забивали камнями, - как только люди не проявляли здесь свои садистские наклонности.

По Воинским артикулам Петра I и другим уголовно-правовым актам этого времени смертная казнь предусматривалась в 123 случаях. Следует отметить жестокость способов исполнения смертной казни. Так, в XVII в. это были: отсечение головы, повешение, утопление, сожжение, залитие горла расплавленным металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол и др. Нужно отметить также, что смертные казни проводились публично, на городских площадях при большом стечении народа, сопровождающиеся торжественной обстановкой. В дальнейшем, после жесточайших петровских указов, российское законадательство о смертной казни развивалось иначе, когда проявились первые попытки отказаться от смертной казни. Нередко отмена смертной казни в уголовных уложениях не всегда вела к прекращению ее применения, и, наоборот, известны примеры ее полного фактического вымирания при ее существовании в законодательствах. Пример полной отмены смертной казни в законодательстве был дан Россией, где еще в 1744 году было сделано распоряжение императрицей Елизаветой о представлении ей на рассмотрение всех смертных приговоров, а 30 сентября 1754 года состоялся указ сената об отмене смертной казни и о замене ее пожизненными каторжными работами с клеймением преступника клеймом “вор” на лбу и щеках и вырезыванием ноздрей. То есть, попытки отменить смертную казнь происходили и в 18 в., но отмена смертной казни в действительности не совершилась. В 1787 году Екатерина II в своем манифесте, изданном по случаю 25-летия ее царствования, также предписывает всех осужденных к смертной казни не казнить, а сослать в каторгу. Но вопреки елизаветинским и екатерининским предписаниям смертные приговоры выносились и приводились в исполнение. Чего стоили только, например, массовые казни руководителей и участников пугачевского восстания (было казнено более 20 тысяч человек). При императоре Александре I шла разработка нового Уголовного уложения. Смертные казни применялись крайне редко. Всего было казнено за 25 лет 24 человека. При этом подавляющее большинство казней приходится на период Великой Отечественной войны 1812 г., когда приговоры к смертной казни выносились военно-полевыми судами. Уже при Николае I к смертной казни на основании Соборного уложения 1649 г. и Воинских артикулов Петра I были осуждены и казнены пять декабристов. С 1 января 1835 года вступил в силу Свод законов Российской империи 1832 года. В соответствии с ним смертная казнь в России сохранялась, но применялась только в отношении трех категорий преступлений:

1) политических (когда оные, по особой их важности, предаются рассмотрению и решению верховного уголовного суда);

2) за нарушение карантинных правил (т. е. за так называемые карантинные преступления, совершенные во время эпидемий или сопряженные с совершением насилия над карантинной стражей либо карантинными учреждениями);

3) за воинские преступления. Предусматривалась смертная казнь и по уложению о наказаниях Уголовных и исправительных 1845 г. и по Уголовному уложению 1903 г. Нужно отметить, что количество выносимых смертных приговоров резко увеличилось после подавления первой русской революции в 1905 г.[38].

Массовое применение смертной казни в эти годы осуществлялась в основном внесудебными органами военно-полевыми судами, по решению губернаторов и главнокомандующих и т. д. После свершения Февральской революции Временное правительство постановлением от 12 марта 1917 года отменило смертную казнь, правда не надолго. Уже в июле 1917 года она была восстановлена за убийство, разбой, измену, и некоторые воинские преступления.

Советский период. В период военного коммунизма из-за усиления террора со стороны свергнутых классов и, в частности, после покушения на В. И. Ленина, Совнарком издал декрет "О красном терроре", хотя на местах по инициативе народных масс красный террор стал практиковаться несколько раньше, как вынужденный ответ на белогвардейский террор и акты внутренней контрреволюции. Но террор не возвели в ранг основной меры репрессии, и уже в 1920 году выходит Постановление ВЦИК и СНК РСФСР об отмене смертной казни. Относительно террора В. И. Ленин в ноябре 1917 года говорил: "Нас упрекают, что мы применяем террор, но террор, какой применяли французские революционеры, которые гильотинировали безоружных людей, мы не применяем, и, надеюсь, не будем применять". Отвергая с самого начала террор и смертную казнь как методы борьбы, рабоче-крестьянская власть, всё-таки, прибегает к этим методам, чтобы не ставить под угрозу своё существование.

Кроме того, в советское время были сделаны еще две попытки отмены смертной казни - постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)» от 17 марта 1920 г. и Указом президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни» от 26 мая 1947 года. Восстановление смертной казни обосновывалось обычно такими причинами, как острота классовой борьбы, сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, обстановка на фронтах Гражданской войны, подрывная деятельность империалистических государств. При этом в годы гражданской войны смертная казнь применялась не столько для борьбы с особо опасными преступлениями, сколько в политических целях. В соответствии с постановлением СНК РСФСР «О красном терроре» от 5 сентября 1918 года смертная казнь путем расстрела применялась и к лицам, прикосновенным к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам. 16 сентября 1918 г. Наркомюст РСФСР принял постановление о том, что революционные трибуналы не ограничены в мерах применения любых наказаний к преступникам[39].

Одним из важнейших памятников истории уголовного права являются Руководящие начала, изданные 12 декабря 1919 года. Этот документ послужил первым актом кодификации норм советского уголовного права. Гуманизируя систему уголовных наказаний, Руководящие начала в ст.10 полностью отрицают принцип возмездия. Там закрепляется: "наказание должно быть целесообразно и в то же время совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных мучений и страданий". Эта законодательная формула и в дальнейшем нашла своё отражение в некоторых уголовно правовых актах. Репрессивные меры смягчаются, практикуется применение условных приговоров к расстрелу, на передний план выходит длительное лишение свободы.

В период гражданской войны и военной интервенции к смертной казни трибуналами было приговорено из числа всех ими осужденных: 1919 г. - 14%, 1920 г. - 11%, 1921 г. - 5%, 1922 г. - 1%. В этот период смертная казнь применялась ВЧК, деятельность, которой до ноября 1918 г. не была законодательно регламентирована. За девять месяцев (июнь 1918 г. - февраль 1919 г.) по приговорам ВЧК было расстреляно на территории 23 губерний 5496 человек. Широко применялась практика расстрела заложников, известны кровавые расстрелы над восставшими кронштадскими матросами, тамбовскими крестьянами, представителями духовенства. Известны и случаи фабрикации таких дел. К их числу относится и так называемое дело о заговоре В. Таганцева, по которому по решению Петроградской Губчека 24 августа 1921 года был казнен 61 человек, среди которых было 16 женщин. Казнен был и известный русский поэт Н. Гумилев[40].

Для УК РСФСР 1922 года характерно, что преступления против жизни в качестве меры наказания не предусматривали смертную казнь. Но зато она грозила за убийство, совершённое при массовых беспорядках (ст.75); за бандитские нападения (ст.76); за сопротивление органам власти (ст.86) . Пожизненное лишение свободы, как вид уголовного наказания или альтернатива смертной казни, здесь отсутствовало.

УК РСФСР 1926 года также за целый ряд преступлений предусмотрел исключительную меру наказания - смертную казнь (расстрел).

В XX веке общественная нравственность всё же доросла до отмены публичных казней, хотя это произошло не во всех государствах. До революции 1917 года в России публично объявляли об исполнении каждого смертного приговора. Начиная с 1930-х годов, это стало государственной тайной. В первые годы советской власти расстрел исполняли органы Наркомата юстиции, ВЧК (ГПУ), частенько прямо во внутреннем дворе учреждения. Приговорённых поднимали ночью, выводили во двор и, ослепляя их фарами грузовиков, расстреливали из автоматов. Иногда применялось повешение, но в кодексе такой способ закреплён не был. Позже, расстрел производился только органами НКВД в подвалах специальных расстрельных тюрем. Правда, 26 мая 1947 года расстрелы отменили, но можно сомневаться в милосердии НКВД. Уже через три года смертные казни вновь официально возобновляются. Председатель Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ Приставкин А. И., на память приводит "где-то вычитанные" цифири: с 1921 по 1954 год судами (не в застенках) в России было казнено 643 тысячи человек (!). Это же 19 500 человек в год!!! Здесь ещё не учтены жертвы ГУЛАГа, которых, по Солженицыну, миллионы.

Чрезвычайно широкая практика применения смертной казни по сфабрикованным органами безопасности делам осуществлялась в 30-х гг. Она применялась не только по обвинению в контрреволюционных преступлениях[41].

Вскоре после Великой Отечественной войны указом президиума Верховного совета СССР от 26 мая 1947 года была провозглашена отмена смертной казни. Этот указ установил, что за преступления, наказуемые по действующему законодательству смертной казнью, в мирное время применяется заключения в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Спустя три года 12 января 1950 г. был принят указ президиума Верховного совета СССР “О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам”, а 30 апреля 1954 г. смертная казнь была введена и за умышленное убийство. Основой уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и УК РСФСР 1960 г. (при его принятии) значительно сократили сферу применения смертной казни, однако вскоре в УК начали вносить на этот счет поправки, и постепенно применение смертной казни опять было расширено[42].

Обозревая 1960 - 1970-е годы в СССР нельзя обойти вниманием известное "трикотажное дело", по которому 9 из 23 осуждённых суд назначил исключительную меру наказания - смертную казнь. А люди только производили нелегально женские кофточки. Только в 1962 году с введением карательных законов против экономических преступлений расстреляли 3000 человек. Это по ВОСЕМЬ убийств в день.

Статистика смертных казней в России по понятным причинам всегда была засекречена. Тем не менее, Приставкин указывает, что с 1962 по 1990 год в нашей стране казни подверглось 24 тысячи человек. Можно допустить, что эти цифры были в несколько раз занижены. Но и так они уже превосходят подобные показатели всех других стран в мире. Правильно говорил А. И. Приставкин, - нечего ссылаться на Америку, где смертной казни могут подлежать даже подростки, где с 1977 по 1999 год было казнено 364 человека. В Соединённых Штатах Америки другое право, другие обычаи и традиции, другие отношения в обществе, вообще, иной уклад жизни.

2.2 Современное отношение России к смертной казни

Новый подход к смертной казни наметился с начала 90-х годов. В декабре 1991 года это наказание было исключено из санкций составов преступлений в виде хищения в особо крупных размерах, нарушения правил валютных операций, взяточничества, в 1994 году – за производство фальшивых денежных знаков. Кроме того, в 1993 году был принят закон, в соответствии с которым устанавливался предельный возраст (65 лет), по достижении которого виновный не может быть подвергнут смертной казни, и исключалось применение смертной казни к женщинам[43].

Значительный шаг в направлении сокращения смертной казни сдел

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Анализ правомерности применения смертной казни на примере России и зарубежных стран". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 428

Другие дипломные работы по специальности "Государство и право":

Особенности квалификации оставления в опасности

Смотреть работу >>

Правовое регулирование эвтаназии в России и в зарубежных странах

Смотреть работу >>

Анализ нормы ст. 41 УК РФ об обоснованном риске с точки зрения теоретической обоснованности

Смотреть работу >>

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Смотреть работу >>

Похищение человека: проблемы квалификации

Смотреть работу >>