Дипломная работа на тему "Потенциал развития туризма в РБ"

ГлавнаяФизкультура и спорт → Потенциал развития туризма в РБ




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Потенциал развития туризма в РБ":


Введение

Представленная работа посвящена теме «Культурно-исторический и туристический потенциал Беларуси». В современных условиях развития туризма тема данного исследования носит актуальный характер. Развитие туристической отрасли содействует активизации региональной индустрии гостеприимства, созданию новых рабочих мест и экономическому укреплению региона. Прогрессу туристического бизнеса, в свою очередь, значительно способствуют разнообразие возможностей отдыха в данном регионе.

Культурно-исторический потенциал любого региона выражен в его историческом наследии. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Интерес к историческим событиям, историческим личностям и историческими объектами – сильнейший побудительный туристический мотив. Тем не менее, он нуждается в изучении и продвижении на рынок туристических услуг.

Туристический потенциал Республики Беларусь базируется на многообразии и красоте природы, уникальности историко-культурного наследия и включает более 15 тысяч объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, а также памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

Четыре объекта, расположенные на территории Республики Беларусь, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а именно:

·  Замковый комплекс «Мир» в г.п. Мир (Гродненская обл.);

·  архитектурно-культурный комплекс Радзивиллов в г. Несвиж (Минская обл.);

·  Национальный парк «Беловежская пуща»;

·  пункты Геодезической дуги Струве» [4, с. 15].

Проблема изучения и сохранения культурно-исторического наследия белорусского региона приобретает в современных условиях особую значимость, ввиду его региональных исторических особенностей возникновения и существования.

Разнообразен растительный и животный мир, памятники природы, природные лечебные ресурсы, охотничьи и рыболовные угодья. В республике имеется 4 национальных парка (Беловежская пуща, Нарочанский, Припятский, Браславские озера), 97 заказников, в том числе 7 международного значения, более 10 тысяч озер, около 20 тысяч рек. В стране воссоздан уникальный объект водного туризма – Августовский канал и готовится для включения данного объекта в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [24, с. 54].

Тема была изучена на стыке нескольких взаимосвязанных дисциплин: истории, культурного туризма и экономики туризма. В настоящее время характерен практический и экономический подход к рассмотрению проблем использования исторического и культурного потенциала туристских регионов, что отражено в данной работе по теме «Культурно-исторический и туристический потенциал Беларуси».

Вопросам исследования культурно-исторического наследия и туристического потенциала Беларуси посвящено множество работ. Тем не менее, значительная культурная значимость, но недостаточная практическая разработанность потенциала туризма в Беларуси для туристического бизнеса Республики Молдова определяют несомненную новизну данного исследования.

Основной целью написания дипломной работы явилось изучение – сквозь призму туристического потенциала – культурно-исторического наследия и природного богатства Республики Беларусь, а также природного потенциала Национальных заповедников Беловежская пуща, «Браславские озера» и др.

В рамках достижения поставленной цели были определены следующие задачи, которые были решены в ходе написания дипломной работы, а именно:

·  Изучение значимости культурно-исторических достопримечательностей;

·  Изучение архитектурных особенностей данных исторических памятников;

·  Изучение разнообразия природного потенциала Национальных заповедников на территории Беларуси;

·  Изучение основных видов туризма в Беларуси и направлений их деятельности;

·  Разработку возможного туристического маршрута «Сказочный мир Беларуси»

·  Расчет возможной стоимости и эффективности данного туристического маршрута.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к изучению культурно-исторического наследия Республики Беларусь, а с другой стороны, ее практической важностью для развития туризма в регионе, а также возможность более активного участия туристических фирм Молдовы в ознакомлении туристов с этими интересными достопримечательностями. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическое значение изучения данной темы заключается в том, что в данной работе она рассмотрена на стыке нескольких научных дисциплин. Практическая значимость состоит в разработке возможного варианта туристического маршрута по Беларуси для туристов из Молдовы, включающих ознакомление как с культурно-историческим наследием, так и богатым природным потенциалом страны.

Объектом данного исследования являются конкретные архитектурные и культурно-исторические достопримечательности в качестве туристического потенциала, в том числе для молдавских туристических фирм. Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3-х глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, теоретические основы темы «Культурно-исторический и туристический потенциал Беларуси». Представляется краткий общий обзор достопримечательностей культурно-исторического наследия, сделанный на основе изучения теоретических источников.

В главе второй более подробно рассмотрен природный потенциал туризма в Беларуси – основные национальные заповедники и организация в них туристической деятельности.

Глава третья имеет практический характер применения в деятельности молдавских туристических фирм туристического потенциала Беларуси. На основе существующего туристического предложения разработан туристический маршрут «Сказочный мир Беларуси», возможный во внедрение в деятельности молдавских туроператоров.

Таким образом, значимость и актуальность данной темы в развитии туризма определила ее выбор, круг вопросов и логическую схему ее построения.

Источниками информации для написания работы послужили:

·  базовая учебная литература,

·  теоретические работы в рассматриваемой области, предоставленные к ознакомлению в фондах музеев по месту прохождения практики,

·  справочная литература,

·  прочие актуальные источники информации – буклеты, каталоги, рекламные туристические материалы.

Написание дипломной работы в процессе изучения столь значительных достопримечательностей позволило более глубоко узнать историю и культуру Беларуси, а также ее природный потенциал. На данной основе стала возможна разработка конкретного туристического маршрута и расчет его стоимости.

1. Культурно-исторические ценности Беларуси

Республика Беларусь располагает значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, градостроительства, истории, археологии, искусства, парковыми комплексами, музейными коллекциями и книжными собраниями.

На сегодняшний день в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь находится 4811 историко-культурных ценностей, в том числе 4694 материальных недвижимых историко-культурных ценностей, которые включают 1655 объектов архитектуры, 1125 истории, 1857 археологии, 57 искусства [4, с. 8].

Самые значимые историко-культурные объекты Республики Беларусь включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. К ним относятся замковый комплекс «Мир» в г.п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже Минской области, два трансграничных объекта – Беловежская пуща и «Дуга Струве» [4, с. 15]. В настоящее время совместно с Республикой Польша готовится досье «Августовский канал – творение человека и природы».

Ценность историко-культурного наследия на территории Беларуси обусловлена с одной стороны оригинальной и самобытной культурой белорусского народа, корни которой уходят в языческую дохристианскую эпоху, и с другой стороны – мощным импульсом в развитии архитектуры, культуры и живописи с конца Х века – времени прихода христианской религии.

1.1  Древние города Беларуси: замки, дворцы, храмы

Белорусские города, как и многие другие древние города, строились обычно на пересечении крупных рек и сухопутных торговых путей, у княжеских резиденций. Первые белорусские города строились на базе замков Средневековья или пограничных крепостей – города древности могли существовать только под защитой замковых укреплений. Постепенно города превращались в центры торговли и ремесел.

Центром города являлся детинец, то есть замок, располагавшийся на возвышенном месте и окруженный оборонительными сооружениями. Вокруг детинца-замка возникал посад; обычно он имел вторую линию укреплений, создававшую границы окольного города.

Исторические источники говорят, что города на белорусских землях IX–XII веков выглядели как идеальные в фортификационном отношении крепости с мощными валами, стенами и башнями в несколько ярусов. Детинцы и посады застраивались храмами, служебными постройками, жилыми домами разного размера.

Архитектурный облик белорусских городов был очень индивидуален. Главным строительным материалом для них было дерево – около 70% построек. Каменные башни в центре замка (т.н. «донжоны») появились в Беларуси в XIII веке. Они стали основой обороны замка и города, в сочетании с окружавшими оборонительными сооружениями. Башни были практически недоступны для осадных орудий врага тех времён. С высоких стен защитники замков вели прицельную стрельбу из луков, самострелов, арбалетов по врагу. На нижних ярусах башен хранили оружие, боеприпасы, продовольствие, а также там были комнаты для сна и отдыха.

С вхождением белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, города стали строить с учётом западной архитектуры. Центром города становится ратуша, магистрат, здание и храмы религиозных орденов, рыночная площадь с лавками и торговыми рядами [34, с. 126–127].

Древнерусские летописи называют более 30 белорусских городов: Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Минск, Несвиж, Орша и другие. Практически, это были столицы удельных белорусских княжеств. Позднее города стали и центрами христианской веры, резиденциями церковных иерархов. В XIII–XIV веках на территории Беларуси уже насчитывалось около 40 городов и более 2000 небольших поселений городского типа – местечек.

Во времена Великого княжества Литовского в Беларуси было 80 городов, а к концу XVI века – около 500, среди которых были города, насчитывающие более 10000 жителей, что для того времени считалось значительным числом. А в Полоцке жили 50000 человек, и он не уступал по количеству населения городам Вильно и Мальборку [27, c. 26].

Благодаря развитию городской культуры и архитектуры в древней Беларуси широко развивалось строительство замков, а впоследствии – с XVI века – дворцов и дворцово-усадебных ансамблей.

1.1.1 Архитектура замков и дворцово-усадебных ансамблей

Частые войны, происходившие на территории древней Беларуси, оказали значительное влияние на развитие градостроительства и архитектуры. Большое внимание уделялось строительству развитых городских укреплений, крепостей, замков, оборонных храмов. Замки строились либо на возвышенностях (до XV в.), либо в низинах, опоясанные крепостными стенами и башнями (с XVI в.). К первой группе можно отнести замки в Гродно, Новогрудке, ко второй – замки в Мире, Крево, Гольшанах. Многие замки XIV–XVI вв. имеют черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов или сводов с нервюрами, высокие окна и двери стрельчатого очертания [27, с. 32].

Наиболее известным памятником замковой архитектуры является Мирский замок, который, как уже было отмечено выше, занесен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Современный вид замка см. в Приложении 1.

Мирский замок находится в городском поселке Мир Кореличского района. В конце XIV века Мир был обычным средневековым посёлком, укреплённый земляным валом и деревянной стеной. Центральной площадью посёлка была рыночная, вокруг которой, селились купцы и ремесленники разных профессий. В 1486 году Мир стал принадлежать роду могилевских князей Ильиничей. В 1495 году князь Юрий Ильинич, получил в наследование «двор Мир» со всеми принадлежащими землями, лесами, лугами, озёрами и реками [31, с. 252].

Строительство Мирского замка началось в 1505 году и продолжалось по 1526 год. В 1506–1508 годах были построены четыре двадцатипятиметровые башни и зубчатые стены, небольшое одноэтажное здание в замковом дворе. Крепость представляла собой четырёхугольник с угловыми башнями и пятой – въездной брамой – воротами посреди стены, обращенными к посёлку. В стенах было сделано много бойниц, а во въездной башне – специальные отверстия для сбрасывания камней и кипящей смолы. Замок имел сложные механизмы – подъёмный мост с падающей решёткой, устройства для поднятия грузов и тяжёлых орудий на верхние ярусы. Башни и стены представляли единый, цельный ансамбль, который сохранился, несмотря на многочисленные постройки.

Для возведения замка даже были построены кирпичные заводы в деревнях Пропаши и Бирбаши. Впервые Мирской замок упоминается в 1531 году в литовской метрике [27, с. 123].

В течение последующих 200 лет замок совершенствовался и украшался.

Предполагается, что архитектором замка Мир в 1590-е годы был Мартин Заборовский. На севере от замка был создан пейзажный парк – «итальянский сад», с востока построили фольварк с хозяйственными постройками и помещениями для слуг. Недалеко от Мира устроили «зверинец», где держали разных зверей.

Вдоль северной и восточной стен замка был построен эффективный трёхэтажный дворец с большими подвалами, вдоль южной и западной стен замковые службы – пекарня, караульная, тюрьма.       Во въездной башне – браме – над воротами располагалась каплица святого Христофора, на третьем ярусе установили часы.

К 1870-м годам замок уже не имел военного значения, а превратился в роскошный дворцово-замковый ансамбль, особенно после 1891 года, когда он перешёл в собственность князей Святополк-Мирских. В замке удивительно сочетались военная мощь и величественность дворца [27, с. 143].

В 1956 году началась реставрация Мирского замка и почти закончилась на рубеже тысячелетий. С 2000 года Мирской Замково-парковый комплекс включён в список Мирового культурно-исторического наследия ЮНЕСКО. Идут реставрационные работы внутри замка, который ежегодно посещают 70 000 туристов [30, с. 165].

В XVI–XVII веке в Беларуси строились дворцово-парковые ансамбли, отличавшиеся большим разнообразием. Белорусские дворцово-замковые ансамбли – красивейшая часть историко-культурного наследия прошлого. Шедеврами белорусского зодчества стали ансамбли в Несвиже и Мире.

С XVIII века дворцово-парковые ансамбли строились с учётом окружающего ландшафта. Впереди парадного дворца располагался замковый двор, сзади – большой парк, с широкой аллеей. К дворцу вела дорога, обсаженная красивыми деревьями. Прекрасен был замок в Ружанах, дворец в Святске, гомельский дворец, дворец в Снове, дворцово-парковый ансамбль в Жиличах, дворец Пусловских. Ни одна из европейских стилевых волн не обошла белорусской восприимчивой культурной почвы. Усадьбы эволюционировали от древних укрепленных дворов до хорошо отстроенных ренессансных комплексов и далее к художественным ансамблям барокко. Усадьбы наиболее богатых имений представляли собой величественные ансамбли, пользующиеся европейской известностью (Несвиж, Альба, Слоним, Ружаны, Бочейково), в которых архитектура, живопись, скульптура и садовое искусство отличались особым великолепием [12, стр. 78].

Необычайно представительной была эпоха классицизма и особенно романтизма, расцвет которой приходится в Беларуси на первую половину XIX в. Развитию романтизма благоприятствовала спокойная красота белоруской природы, а уважение к природе было главной чертой стиля.

Разнообразием архитектурных форм, размерами, подчеркнутой утилитарностью отличаются усадьбы, построенные в формах эклектики, а затем модерна (примерно с середины XIX в.).

Начиная со второй половины XV века в белорусском замковом зодчестве определились две характерные тенденции. Первая свидетельствовала о дальнейшем развитии местных строительных тенденций (замки в Мире, Гершенах, Любче и др.) с использованием собственной интерпретации достижений европейской фортификации. Вторая же тенденция отражала стремление к следованию образцам европейского замкового строительства (замки в Несвиже, Заславле, Леховичах и др.), которые преломлялись через призму давних традиций местного монументального зодчества.

Наибольшей мощью тогда отличались центры латифундий крупнейших белорусских магнатов – Раздивиллов, Сапегов, Ильиничей, Глебовичей и других. В целом система укреплённых владельческих городов служила основательным и прочным каркасом всей обороны Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, что не раз подтверждалось в ходе войн XVI–XVIII веков.

Особого внимания достоин дворцово-парковый комплекс «Несвиж» – гордость Беларуси. Несвиж, согласно летописям, известен с XIII в. Один из его князей – Юрий Несвижский – в 1224 г. принимал участие в битве с татарами на Калке. После включения земель Белоруссии в состав Великого княжества Литовского несвижские князья владели своим уделом с XIII по XV вв. на условиях несения военной службы. В 1492 г. великий князь Александр передал город князьям Кишкам, а в 1513 г. княжна Анна из этого рода вступила в брак с Яном Радзивиллом («Бородатым»), к которому и перешел Несвиж [6, с. 234].

Несвижский дворец некоронованных королей Великого княжества Литовского Радзивиллов – памятник архитектуры XVI–XVIII веков – оригинальный и единственный, полностью сохранившийся на территории Европы, пример резиденции магнатов. Замок был основан в 1583 году на месте большого имения, возведенного в первой половине XVI века Николаем Радзивиллом Черным (построенным, кстати, ради получения его родом княжеского титула).

На протяжении всей своей истории замок достраивался и обновлялся описание. В результате архитектурный комплекс вобрал в себя черты ренессанса, раннего и позднего барокко, рококо, классицизма, неоготики и модерна. Каменный замок в середине XVI века был заложен на месте деревянного укрепления зодчим Бернордани. Замок имел вал двадцатиметровой высоты, был окружен глубоким рвом с подъёмным и разборными мостами. За укреплениями находились дворцовые корпуса [34, c. 245].

Главное здание – резиденция Радзивиллов – трёхэтажное, с восьмигранными угловыми башнями, рядом – корпус казарм с дозорной башней и сооружение подсобного назначения. Впоследствии разобщенные корпуса были реконструированы и образовали замкнутый двор.

В XVIII веке центральный корпус перестраивался, обретая барочные черты: стройные пилястры, пышное лепное убранство карнизов и фронтов. Парадный вход – через арочную браму (башня с воротами), под сводами проезда через вал.

В XIX веке вокруг замка складывался уникальный для Беларуси парковый комплекс с аллеями, каналами, зелёными массивами, включающими множество экзотических проявлений – старый парк, японский парк, новый английский парк, новый и английский парки.

В постройках замка насчитывалось 12 залов – Королевский, Гетманский, Мраморный и другие, декорированные резьбой, лепниной, росписями, каминами, украшенные изразцами. Здесь находилась знаменитая Несвижская галерея – около 3000 полотен и библиотека, состоящая из 20000 томов

Несвиж овеян тайнами и легендами. Своей таинственностью он обязан в первую очередь клану Радзивиллов. Судьба знатного рода тесно переплелась с судьбой города. Среди городских легенд самые известные – это история о Черной Даме – призраке Несвижского замка, и о сокровищах Радзивиллов. Дворец Радзивиллов в Несвиже – это не только резиденция князей. Это мистический палац и одно из самых загадочных мест в Беларуси.

Несвижский замок – одна из трех достопримечательностей Беларуси, внесенная в 2005 году в список мирового наследия Юнеско. Это стало важным событием в культурной жизни Беларуси [30, с. 256].

Сейчас во дворце вновь ведутся восстановительные работы. Замок реконструируется после сильного пожара в рождественскую ночь 2002 года. К 2010 году планируется полностью ввести в эксплуатацию второй пусковой комплекс резиденции магнатов. На первом же этапе реставрации будут открыты южная галерея, каменица (наиболее старое дворцовое строение, где обнаружены старинные 300-летние фрески), гостиница для туристов, позднее – дворец, арсенал и восточная галерея. Параллельно здесь также проводятся и археологические раскопки. Посетителям замка уже сейчас видны фортификационные сооружения в валу фасадной стороны дворца. Некоторые принимают их за склепы или знаменитые подземелья, где спрятаны несметные сокровища знатного белорусского рода, в том числе знаменитые 12 золотых апостолов.

Список дворцово-парковых ансамблей на территории Беларуси в целом превышает 90 достопримечательностей, среди которых Гомельский дворец, дворец Г. Потемкина в Кричеве, дворец Тышкевича в Воложине, Витебский губернаторский дворец, усадьба Уместовских, музей-усадьба А. Мицкевича, усадьба Тадеуша Костющко, усадебный дом Багратиона, усадьба А. Суворова в Кобрине и др.

Эти сохранившиеся памятники истории и культуры доносят до наших времен романтический мир белорусской дворянской усадьбы, где в прежние времена активно развивались и хозяйственная деятельность, и занятия искусством, балы, маскарады, охота, гуляния, сельские праздники – все это в окружении белорусской природы, что создавало особый культурный мир белорусского народа.

1.1.2  Монументальная и культовая архитектура

На протяжении веков в Беларуси творили архитекторы, инженеры, художники разных национальностей. Здесь работали итальянцы, фламандцы, французы, немцы, бельгийцы, поляки, литовцы, русские и др. В свою очередь, выходцы из Беларуси, в том числе строители, мастера прикладного искусства, работая в России и во многих странах Западной Европы, снискали там известность. В силу разных обстоятельств различные области белорусского искусства, и в первую очередь архитектура, были связаны не только с русским, но и с восточно-европейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества [28, с. 98].

До IX монументальная архитектура находилась на начальной ступени развития и представлена погребальными курганами и языческими храмами. IX–XI вв. характеризуется развитием феодальных отношений, введением христианства, расцветом всех областей культуры. Появляются княжеские хоромы, церкви, монастыри и др. Тогда были заложены основы монументальной каменной архитектуры. Монументальные памятники того времени: в Полоцке – Спасо-Ефросиниевский собор (XII в.), в Витебске – Благовещенская церковь (XII в.), Гродно – Борисоглебская, или Коложская церковь (XII в.), Каменце – Белая вежа (XIII в.) – по своему архитектурно-художественному уровню стоят в ряду лучших памятников Древней Руси. Культовая архитектура оборонного типа наиболее полно представлена храмами в Сынковичах (XV в.) и Мурованке (нач. XVI в.). Для них характерны компактный массивный объем с высокой щипцовой крышей и наличие четырех или двух угловых башен с бойницами [30, с. 198].

Сохранившиеся памятники монументального, в частности, культового зодчества Беларуси свидетельствуют о мастерстве его создателей, демонстрируют отличительные черты архитектурно-художественных течений и достижений своей эпохи. Они также отражают особенности исторического развития белорусских земель и говорят о веротерпимости белорусского народа и многообразии религиозных конфессий, существовавших одновременно или в разные периоды на территории Беларуси (язычество, православие, униатство, католицизм, протестантизм, мусульманство, иудаизм).

В дохристианской архитектуре были распространены капища – специальные площадки с идолами, которые обносили оградами и серпообразными рвами для разжигания огня. С принятием христианства, появился такой тип сооружений как каменный крестово-купольный храм, построенный из тонкого квадратного кирпича – плинфы. В Х-ХI вв. храмы на белорусских землях строили преимущественно мастера, приглашенные из Византии. Первым из числа выдающихся культовых сооружений на территории современной Беларуси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. Уже в этом памятнике были заложены принципы местной архитектурной школы, проявившиеся в центрично-пирамидальной композиции архитектурных форм. Вероятнее всего, такие принципы появились под воздействием местных строительных традиций, сложившихся еще в деревянном народном зодчестве [31, с. 287].

На основе традиций византийской архитектуры под влиянием форм Полоцкого Софийского собора в ХII в. сформировалась самобытная Полоцкая школа зодчества. Наиболее значительные сооружения представляли Пятницкая и Борисоглебская церкви Бельчицкого Борисоглебского монастыря в пригороде Полоцка, Спасо-Ефросиньевская церковь Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря, Благовещенская церковь в Витебске.

Отличалась своеобразием и сложившаяся в это время Гродненская школа зодчества: Нижняя, Борисоглебская (Каложская), Пречистенская церкви в Гродно и т.д. [39]

Со второй половины ХIII – начала ХIV в. в составе Великого княжества Литовского начался новый этап в развитии белорусского зодчества. Важнейшим и наиболее доступным материалом для строительства оставалось дерево. Из него возводились не только жилые сооружения, но и замки, дворцы, храмы, монастыри. Наряду с этим развивалось и каменное культовое зодчество. В ХIV – XV вв. на территории Беларуси оно сохраняло важнейшие черты зодчества западных земель Руси ХI-ХIII вв. Но в новых исторических условиях получило несколько иное направление развития, что было связано с достижениями техники строительства и определенным переосмыслением форм западноевропейской архитектуры – готики и ренессанса, а начиная с конца ХVI в., и барокко. Храмы Беларуси ХIV-XV вв. отличались от крестово-купольных древнерусских сооружений в конструктивном отношении, а также тем, что в большинстве случаев представляли собой тип зальной базилики.

В конце XV – начале XVI в. в Беларуси возникает оригинальный тип оборонного храма, фланкированного четырьмя угловыми башнями. Одним из первых оборонных храмов Беларуси стал Софийский собор в Полоцке, перестроенный в 1494–1505 гг. в храм – крепость. Культовые сооружения оборонного типа представлены также церквями в Сынковичах Зельвенского района (конец XV – начало XVI в.) и в Мурованке Щучинского района Гродненской области (между 1516 и 1542 гг.), являющих собой пример того, как под влиянием готики и ренессанса постепенно трансформировались традиции зодчества западных земель Руси [12, с. 94].

Взаимодействие традиций местного оборонного зодчества с византийским и западноевропейским влиянием способствовало формированию ярко выраженного самобытного характера культового зодчества белорусской готики. Со строительством первых католических храмов в белорусскую архитектуру привнесен еще один тип культового сооружения, вобравший в себя черты центрально-европейской готики. Древнейшие каменные костелы на территории Беларуси имели черты крепостей. В архитектуре преобладали готические формы. К белорусской готике относятся культовые сооружения конца XV – начала XVI в.: Вселюбский костел во Вселюбе Новогрудского района Гродненской области, Троицкий костел в Ишкольди Барановичского района Бресткой области, Новогрудская Борисоглебская церковь [31, с. 212].

В середине XVI в. с распространением Реформации началось активное строительство протестантских храмов (реформатские храмы, или «кальвинские сборы»), также были приспособлены к оборонным нуждам. Показательным примером такого храма являлась Спасо-Преображенская церковь в Заславле Минского района, построенная в середине XVI в. как кальвинский сбор. Реформатские храмы своеобразны по архитектуре. Они не похожи на костелы и значительно отличаются от православных церквей. Сближают их с последними некоторые черты планов и общий оборонный характер

Во второй половине XVI в. в белорусской архитектуре все более начинают проявляться черты ренессанса. Примером сочетания готической и ренессансной архитектуры является Троицкий костел в Чернавчицах Брестского района.

В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко – костел иезуитов в Несвиже (1587–1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

На протяжении XVII–XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII – 80-е гг. XVIII в.) отмечается введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского получила название «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738–1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756–1779 гг.), и другие.

Православные храмы XVII–XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII–XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.

Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги и мечети, строившиеся преимущественно в XVII–XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), и др. Известны мечети постройки конца XVIII – начала XX в. в Ляховичах Брестской области, Видзах Браславского района Витебской области, и другие [39].

С конца XVIII в. в культовом зодчестве Беларуси начинается развитие архитектуры классицизма. Наиболее ранним из значительных сооружений этой эпохи была церковь Иосифа в Могилеве, построенная в 1780–1798 гг. и в 1802 г. указом Синода переименованная в собор. Некоторые сооружения прежних эпох переделывались в стиле классицизма или же дополнялись его элементами, как, например, костел Непорочного зачатия святой Девы Марии в деревне Удело Глубокского района Витебской области.

В 1830–1840-х гг. начался процесс постепенного упадка классической архитектурной школы, резко усилившийся в середине столетия. Памятником архитектуры позднего классицизма является Крестовоздвиженский костел в Бресте (1856 г.). С этого времени в архитектуре Беларуси прослеживается много разных идейно-художественных направлений. Прежде всего это эклектика и позднее модерн, стиль более рационалистический [31, с. 298].

Храмы, построенные в псевдорусском стиле, эклектичном по своей сути, можно встретить во многих населенных пунктах Беларуси (Владимирская церковь в Чижевщине Жабинковского района Брестской области, церкви в Кулешовке и Милославичах Климовичского района Могилевской области).

В культовой архитектуре конца XIX – начала XX в. в художественно-стилистическом отношении возобновлялись исторические средневековые стили: готика, романский, «русский» стиль. Так, при проектировании костелов в основном отдавалось предпочтение неоготике, как, например, при возведении костела святых Симеона и Елены (Красного костела) в Минске (1908–1910 гг.). В православной культовой архитектуре особое место занимал так называемый византийский стиль, характерные образцы его – Крестовоздвиженская церковь Спасо-Ефросиньевского монастыря (1893–1897 гг.) в Полоцке и Николаевская церковь (2-я половина XIX в.) в Петрикове Гомельской области.

В последние годы в Беларуси идет процесс возвращения государством верующим многих культовых сооружений, которые активно реставрируются. Всего на территории Беларуси зарегистрированы в Национальном архитектурном фонде более 300 культовых сооружений, многие из которых являются памятниками архитектуры [30, с. 176]. Значительная их часть является компонентами замковых или дворцово-парковых ансамблей.

культурный достопримечательность потенциал заповедник

1.2  Брестская крепость – памятник истории Великой Отечественной войны

Брест, один из древнейших городов Беларуси, на протяжении почти всей своей истории был пограничным форпостом. Первые сведения о нём относятся к 1019 году. В «Повести временных лет» отмечается, что Берестье – хорошо укреплённый город, «последний пункт» перед польской землёй.

Выгодное расположение города на важных торговых путях способствовало его быстрому росту. Берестье стало известным торговым центром древнерусского государства. Находясь на стыке русских, польских и литовских земель, город-крепость имел большое военно-стратегическое значение, что не раз становилось причиной споров между феодальными князьями за владение им. Военное значение Берестья отражено на его первом гербе, где был изображён замок, стоявший у слияния двух рек. На протяжении всей своей истории город неоднократно оказывался в полосе военных действий [5, с. 13–14].

Строительство Брестской крепости было осуществлено в период правления Николая I. Взойдя на престол в 1825 году, Николай I одним из приоритетных мероприятий в деле обороны страны объявил постройку новых крепостей на западной границе, которые вместе со старыми укреплениями должны были образовать три линии. Выбор места для строительства крепости был обусловлен важным военно-стратегическим положением, которое занимал Брест-Литовск на западе Российской империи. Он находился на Днепро-Бугском водном канале и кратчайшей сухопутной дороге из Варшавы в Москву.

К сожалению, было решено возвести крепость на территории старого города, снести все мешающие постройки и бастионы старого замка и переселить жителей. Именно тогда исторический Брест был уничтожен.

Работы по строительству начались с 1833 года. А 26 апреля 1842 года над крепостью Брест-Литовск был торжественно поднят российский флаг. В момент открытия она была одним из самых совершенных укреплений России, которое соответствовало своему предназначению и всем требованиям обороны. В то время крепость с сильным гарнизоном могла остановить наступление целой армии противника [5, с. 19].

Брест-Литовская крепость была возведена на четырёх островах, образованных рукавами рек Мухавец и Западный Буг, а также системой искусственных обводных каналов. Общая длина оборонительной линии достигала 6,4 км и состояла из ряда бастионных фортов с равелинами.

Цитадель, главное укрепление, представляло собой оборонительную систему, основу которой составляла расположенная по периметру центрального острова замкнутая двухэтажная казарма высотой 16 м и протяжённостью 1,8 км, возведённая по проекту А.Е. Штауберта. Наружные стены казармы из прочного красного кирпича имели толщину около 2 м. В 500 казематах могли разместиться 12 тысяч солдат с необходимым для боевых действий снаряжением, госпиталем и запасом продовольствия. Ниши стен с бойницами амбразурами были приспособлены для стрельбы из ружей и пушек. На внешней стороне полукругом выдавались вперёд четыре полубашни, предназначенные для флангового обстрела атакующего противника.

С трех сторон цитадель прикрывали предмостные укрепления. По внешней линии крепости проходил земляной вал высотой до 10 метров с расположенными внутри сводчатыми казематами из кирпича, за ним – ров, заполненный водой, с перекинутыми через него мостами [5, с. 36].

В 1911 году крепость была модернизирована в соответствии с требованиями того времени.

Именно контур внешних укреплений, который позволял отражать атаки неприятеля с любого направления, позволил Брестской крепости стать сильнейшим очагом сопротивления советских войск 22 июня 1941 года.

Немцы обрушили на неё шквал огня, в течение получаса вели ураганный прицельный артобстрел по воротам, мостам и предмостным укреплениям, артиллерийскому и автомобильному паркам, складам боеприпасов, домам комсостава, передвигая зону огня каждые 4 минуты на 100 метров вглубь крепости. Четыре тысячи снарядов и мин, разрывавшихся каждую минуту, должны были подавить всякую волю к сопротивлению. Следом за гигантским огневым ударом, уверенные в лёгкой победе, шли штурмовые группы 130-го и 135-го пехотных полков. Согласно немецким планам крепость должна была пасть к полудню.

С началом артиллерийского обстрела в городе и крепости погас свет, прервалась телефонная связь. Командиры, сумевшие пробраться к своим подразделениям, вывести их не смогли и остались в крепости. Все выходы из бастионного кольца находились под плотным вражеским огнём. На территории крепости осталось около 3,5–4 тысяч бойцов и командиров, которые и составили «бессмертный гарнизон» [5, с. 64].

Почти одновременно бои развернулись по всей территории крепости. С самого начала они приобрели характер обороны отдельных её укреплений без единого руководства, без связи и почти без взаимодействия между защитниками отдельных участков. Ряды оборонявшихся возглавили командиры и политработники. В некоторых случаях командование на себя приняли рядовые бойцы.

Защитники Цитадели, используя знание местности, немногочисленные уцелевшие орудия и бронетехнику, в течение первого дня отбили восемь ожесточённых атак. Ближний стрелковый бой среди построек и развалин лишил немцев важного преимущества: боясь поразить собственные подразделения, они не имели возможности оказать пехоте артиллерийскую и авиационную поддержку.

Бои приняли затяжной характер, чего враг никак не ожидал. Немцы методически атаковали и обстреливали крепость. Защитникам приходилось отбивать по шесть-восемь атак в день. Рядом с бойцами были женщины и дети. Они помогали раненым, подносили патроны, участвовали в боевых действиях. Противник использовал авиацию, огнемёты, газы. Вперемежку с бомбами самолёты сбрасывали бочки и баки с бензином, а также листовки с предложениями «почётной капитуляции». Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Защитники крепости страдали от отсутствия пищи и медикаментов, но ещё больше от жажды. Водопровод вышел из строя, колодцев внутри крепости не было.

Отсутствие воды, медикаментов, продуктов, обстрелы и бомбёжки создали крайне тяжёлую ситуацию. При очередной попытке прорыва в ночь на 27 июня группа из 200 человек потеряла четверть своего состава. К концу июня враг захватил большую часть крепости.

4 июля в последнюю схватку вступила горстка артиллеристов 98-го противотанкового дивизиона. Боеприпасов у них не было. Закопав знамя и документы, бойцы вступили в рукопашную схватку с ворвавшимися немецкими пехотинцами. Часть красноармейцев последними выстрелами покончили с собой. Остальные, израненные и обессиленные, были взяты в плен. Защитниками крепости были сделаны надписи на стенах: «Умрём, но из крепости не уйдём», «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина». Ни одно из знамён воинских частей, сражавшихся за крепость, не досталось врагу [5, с. 87].

В марте 1956 года было принято решение увековечить память героев Брестской крепости, превратив Цитадель в мемориальный музей, а на её территории воздвигнуть монумент.

Торжественное открытие мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» состоялось 25 сентября 1971 года. Комплекс охватывает восточную часть Цитадели и Кобринского укрепления. Главный вход, пробитый через Восточный вал, решён как проём в виде пятиконечной звезды в монолитном железобетонном блоке, опирающемся на стены казематов. Сколы звезды, пересекаясь, образуют сложную динамическую форму. Длина железобетонного блока составляет 44 м, высота – 10 м, ширина – 35 м.

От главного входа торжественная аллея ведёт через мост к площади Церемониалов, которая может вместить до 22 тысяч человек. Слева от моста располагается скульптура «Жажда» – фигура защитника, который опираясь на автомат, тянется каской к воде. По сложившейся традиции, солдатская каска всегда полна водой и цветами. К площади примыкают здание Музея обороны Брестской крепости.

Композиционным центром ансамбля является монумент «Мужество» – выполненная из бетона скульптура советского воина высотой 33,5 м на фоне реющего знамени.

Сегодня крепость является памятником истории, фортификации, боевой славы и главной достопримечательностью Бреста. Ежегодно сотни тысяч жителей Беларуси и зарубежных граждан приходят сюда почтить память неизвестным солдатам, погибшим при защите Родины.

1.3  Выдающиеся представители духовной культуры

1.3.1 Евфросиния Полоцкая, Кирилл Гуровский, Франциск Скорина

Белорусская земля с давних времен была богата выдающимися представителями духовной и культурной жизни, чьи имена и произведения ныне известны миру. В XII веке Беларусь прославили Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский, в XVI и XVII веках – Франциск Скорина и Симеон Полоцкий.

Святая Евфросиния Полоцкая, княжна Предслава, родилась около 1101 года в Полоцке. С 12 лет, по собственному желанию, она поселилась в Софийском соборе и стала переписывать церковные книги для его библиотеки, ставшей уже тогда крупнейшим духовно-культурным центром и Полоцкого княжества, и всего древнерусского государства. Этой святой миссии Ефросиния Полоцкая отдала немало лет своей жизни, явившись первой белорусской и, по некоторым данным, даже восточнославянской просветительницей [34, с. 399].

Она переписывала и распространяла книги, возможно, писала и летописи, и свои собственные произведения. «Житие Евфросинии Полоцкой» стало первым житием в Беларуси – сохранился список XIV века с оригинала конца XII века.

В 1161 году по инициативе Евфросинии Полоцкой на месте деревянной церкви Преображения, где она поселилась к тому времени, был построен каменный Спасо-Преображенский собор – единственный памятник зодчества XII века в Беларуси, уникальный образец древнего белорусского зодчества. Спасо-Евфросиниевский Собор повлиял на всё дальнейшее строительство православных храмов в восточно-славянских землях. Этот символ духовного порыва дошел до наших времен почти в первозданном виде. С именем Евфросинии Полоцкой связано и создание мужского Богородицкого монастыря с храмом Пресвятой Богородицы.

Полоцкая княгиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. С 1943 года мощи преподобной Евфросинии Полоцкой хранятся в Полоцком монастыре.

Кроме Евфросинии Полоцкой на ниве литературной и культурно-просветительской деятельности плодотворно трудились Кирилл Туровский, прозванный за свое ораторское мастерство Златоустом, а также Климент Смоляцич, Аврамий Смоленский и др.

Знаменитый проповедник и духовный писатель XII века Кирилл Туровский (1130–1182 гг.) родился и прожил всю жизнь в древнем белорусском городе Турове. Он был высокообразован и специально учился красноречию. Уже в зрелые годы принял пострижение в монастыре, из которого через некоторое время ушел в «затвор», «затворился в столп» – отдельно стоячую башню, в которой занимался духовным самосовершенствованием. Именно, в затворе он написал некоторые дошедшие до нас произведения, наполненные аскетическим воодушевлением, стремлением к познанию Бога и мира [34, с. 403].

Кирилл Туровский остался в истории выдающимся религиозно-политическим деятелем, «Златоустом, больше всех на Руси воссиявшим». До наших времен дошли его «Слова» – проповеди, поучения, молитвы, каноны. Он стремился донести до современников смысл и значение христианских догматов и символов. Его произведения значительно обогатили язык и культуру белорусского народа. Кирилл Туровский причислен к лику святых. В центре Турова, на замковой горе поставлен памятник Святителю Белорусской земли.

Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным. Юридически это было закреплено в 1566 г., когда был принят во второй редакции Статут Великого княжества Литовского. Близость Великого княжества литовского к странам Центральной и Западной Европы, достаточно высокий для того времени уровень духовного развития его населения благоприятствовали тому, что и в этот край пришли прогрессивные идеи Возрождения (Ренессанса) и Реформации.

В это время белорусский народ дал мировой цивилизации немало выдающихся деятелей науки и культуры, среди которых первое место принадлежит белорусскому и восточнославянскому первопечатнику, просветителю и мыслителю Франциску Скорине, который родился в Полоцке, предположительно в 1480-х годах. Франциск получил прекрасное разностороннее образование в Краковском университете и получил степень «доктора свободных искусств» [34, с. 425].

В 1517 году в Праге Франциск Скорина начал свою книгоиздательскую деятельность. 6 августа 1517 года в Праге вышла Псалтырь – первая из книг «Библии русской», напечатанная на кириллице. К 1520 году вышли 23 библейские книги Ветхого завета, ставшие уникальным, удивительным памятником мировой культуры, белорусской культуры.

Франциск Скорина являлся крупнейшим просветителем своего времени. Одним из высших орденов независимой Республики Беларусь стал орден Франциска Скорины.

1.3.2 Марк Шагал

Марк Шагал – график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. Один из лидеров мирового авангарда 20 века. Творчество художника всю жизнь было неразрывно связано с его «малой родиной» – небольшим белорусским местечком Лиозно и городом Витебском.

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в местечке Лиозно в еврейской семье. Отец будущего великого экспрессиониста Захар Шагал работал на рыбном складе. В семье было девять детей, старшим из которых и был Марк. В 9 лет Марк начал брать частные уроки рисования. Его первыми холстами стали развешанные над кроватью мешки [6, с. 226].

Первым учителем Шагала стал яркий витебский художник Иегуда Пэн. Дальнейшую учебу Марк продолжил в Петербурге: он был принят без экзаменов сразу на третий курс школы Общества поощрения художеств, которой руководил Николай Рерих. Позднее Шагал поступил в знаменитую частную школу Елизаветы Званцевой, где преподавал его земляк – белорус Лев Бакст, уроженец Гродно.

По возвращении в родной Витебск Шагал встречает свою музу – Беллу Розенфельд. Именно тогда на его полотнах появляются летающие над милым сердцу местечком влюбленные.

В 1910 году художник уезжает в Париж, который называл «вторым Витебском». Он поселился в знаменитом «Улье» на Монпарнасе, где сразу оказался в центре главных событий на «кухне» живописи. Для первых картин Шагала, его друг поэт Гийом Аполлинер (также имеющий белорусские корни) придумал определение – «surnaturel», что значит сверхъестественное. Позже это слово перефразировалось и стало термином – сюрреализм. Но Шагал все время был в поиске нового и отказался подписаться под манифестом сюрреалистов. Поэт Блез Сандрар (Blaise Cendrars) назвал Марка Шагала лучшим колористом своего времени [6, с. 228].

В 1914 году в Берлине прошла первая персональная художественная выставка Шагала, на которой было представлено 40 картин, 160 гуашей, акварелей и рисунков. Этот показ стал началом триумфа художника.

После Октябрьской революции Шагал становится комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске. По его инициативе в городе было открыто Народное художественное училище, где работали лучшие художники, скульпторы и искусствоведы того времени – Иегуда Пэн, Мстислав Добужинский, Казимир Малевич, Эль Лисицкий и другие.

Позднее художник переезжает в Москву, где за 30 дней создает цикл живописных панно для зрительного зала Еврейского камерного театра – композиции «Введение в Еврейский театр» и «Любовь на сцене», четыре аллегории искусств «Музыка», «Танец», «Драма (Театр)», «Литература», а также фриз «Свадебный стол».

В 1922 году Марк Шагал покидает Россию. В 1923 во Франции выходит в свет книга Марка Шагала «Моя жизнь» с авторскими иллюстрациями. Его выставки проходят по всему миру: в Париже, Берлине, Кельне, Дрездене, Нью-Йорке, Будапеште, Амстердаме, Базеле, Праге, Лондоне.

В 1941 году Шагал с семьей был вынужден искать спасения от нацизма и переехать на временное жительство в США. Здесь он создает удивительно красочные декорации и костюмы к балетам П. Чайковского и И. Стравинского.

Интерес к работам Шагала, существовавший на протяжении всего периода его творчества, особенно усиливается после Второй Мировой войны. В 1940-х -1950-х годах по Европе с неожиданным успехом проходят многочисленные персональные выставки мастера. Это приносит ему новую волну заказов. В 1960 году он расписывает стены парижской Гранд-Опера, создает несколько витражей и мозаик для католического храма в Меце, затем оформляет, основываясь на библейских текстах двенадцать окон синагоги в Иерусалиме. В 1964 по специальному заказу исполняет витраж и мозаичное панно для здания ООН в Нью-Йорке. В последующие два года Шагал завершает работу над фресками в New York Metropolitan Opera и там же оформляет постановку оперы «Волшебная флейта».

В 1973 в Ницце открылся музей Марка Шагала под названием «Le Musee National Message Biblique Marc Chagall», что означает «Библейское послание Марка Шагала» [6, с. 229]. В 1977 в Лувре появилась персональная экспозиция работ художника. Провинциальный художник из белорусского местечка стал мастером с мировым именем.

Работы Марка Шагала можно увидеть в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств имени Пушкина, музее-квартире Бродского, художественных музеях Гренобля, Краснодара, Пскова, в частных собраниях Москвы и Петербурга, а также в собраниях парижского Центра современного Искусства Помпиду, мемориального музея Шагала в Ницце.

В Беларуси с именем великого художника связаны два города – Лиозно и Витебск. В Лиозно в доме бабушки прошло детство Шагала, а родной Витебск художник любил до такой степени, что изображал практически в каждой своей работе. Родной город стал тем источником, из которого Марк Захарович всю свою долгую жизнь черпал вдохновение и сюжеты для работ.

Сегодня в здании Народного художественного училища, открытого Шагалом в 1919 году, находится Центр современного искусства. С начала 1991 года в Витебске ежегодно проводятся Шагаловские дни. В их программу входят Шагаловские чтения, пленэры, презентации выставок, музыкальные фестивали, праздник на улице Покровской и другие мероприятия.

На Покровской улице сохранился дом, который в начале 1900-х годов построил отец Шагала. Теперь там открыт музей художника. В его экспозиции представлены предметы быта рубежа XIX–XX веков, а также копии архивных документов и работ художника. Здесь же в день рождения мастера проходит праздник «В гостях у Марка и Бэлы».

В 1992 году в Витебске появился Арт-центр Марка Шагала. Здесь постоянно проводятся выставки графических работ художника: литографии, ксилографии, офорты, акватинты. В коллекции музея имеются серия иллюстраций к поэме Николая Гоголя «Мертвые души» (1923–1925), серии цветных литографий на тему «Библия», созданные в 1956 и 1960 годах, цикл цветных литографий «12 колен Израиля» (1960) и другие работы Марка Шагала [30, c. 212].

Таким образом, изучение исторического культурного и архитектурного наследия на территории Беларуси позволяет сделать следующие выводы.

Историческое развитие Беларуси и особенности ее географического положения обусловили значительное количество памятников историко-культурного наследия. Республика Беларусь располагает значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, градостроительства, истории, археологии, искусства, парковыми комплексами, музейными коллекциями и книжными собраниями.

На сегодняшний день, согласно Национальной программе развития туризма, в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь находится 4811 историко-культурных ценностей, в том числе 4694 материальных недвижимых историко-культурных ценностей, которые включают 1655 объектов архитектуры, 1125 истории, 1857 археологии, 57 искусства.

В соответствии со своими свойствами материальные историко-культурные ценности, которые включены в Государственный список делятся на четыре категории: «0», «1», «2», «3».

«0» категория – это историко-культурные ценности, включённые или предложенные для включения в Список мирового наследия. Под «0» категорией в Государственном списке отмечено 9 объектов. Это такие объекты как дворцово-парковый ансамбль и комплекс монастыря иезуитов в г. Несвиже Минской области, Борисоглебская (Коложская) церковь ХП в. в г. Гродно, Августовский канал в Гродненской области, церковь оборонительного типа в д. Сынковичи Зельвенского района Гродненской области, Замковый комплекс «Мир» в г.п. Мир Кореличского района Гродненской области, Дуга меридиана Струве (21 пункт) на территории Брестской области, Каменецкая башня в г. Каменец Брестской области, Спасо-Преображенская церковь в г. Полоцке Витебской области, дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле.

«1» категория – это наиболее уникальные историко-культурные ценностью художественные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес. К категории «1» отнесены 42 объекта. Среди них – исторические центры г. Минска и г. Гродно, Брестская крепость, комплекс иезуитского коллегиума в г. Полоцке Витебской области, ратуша и Преображенская церковь в г. Чечерске Гомельской области, Лидский замок, фрагменты Новогрудского замка и др.

«2» – это достопримечательные историко-культурные ценности, характеризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики. К категории «2» отнесены 562 объекта. Среди них исторические центры городов Беларуси: Бреста, Пинска, Кобрина, Полоцка, Троицкий костел в д. Ишколдь Барановичского района Брестской области, церковь-крепость в д. Мурованка Щучинского района Гродненской области, Софийский собор в Полоцке, костёл Иоанна Крестителя в д. Комаи Поставского района Витебской области и многие другие.

«3» – историко-культурные ценности, характеризующие отличительные черты историко-культурного наследия отельных регионов республики.

Наличие столь большого числа достопримечательностей высокой культурной и исторической ценности обуславливает значительность туристического потенциала страны, что делает ее привлекательным туристическим регионом как для внутреннего, так и для международного туризма.

2. Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов Беларуси

Беларусь обладает богатым природным потенциалом для развития туризма. Это обширные лесные, лесо-озерные, лесо-речные природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, природные лечебные ресурсы (лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели), охотничьи и рыболовные угодья, живописные ландшафты с условиями для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных (лодочных, теплоходных, байдарочных, парусных) туристских походов, отдыха и оздоровления в природной среде. Расположение основных экологических систем представлено на схеме Приложения 6.

Важная роль в сохранении ландшафтного и биологического разнообразия в Беларуси принадлежит особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Охрана и использование ООПТ осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 г.), который определяет правовые основы функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования.

В настоящее время около 8% территории страны относится к особо охраняемым природным территориям (ООПТ), среди которых можно выделить Березинский биосферный заповедник (85,4 тыс. га) и национальные парки: «Беловежская пуща» (152,2 тыс. га), «Браславские озера» (69,1 тыс. га), «Нарочанский» (94 тыс. га), «Припятский» (82,3 тыс. га). В настоящее время в Беларуси функционирует 1 заповедник, 4 национальных парка, 487 заказников и 795 памятников природы. В 2007 г. общая площадь ООПТ составила 1577,8 тыс. га (7,6% от общей площади страны) [26, c. 91].

Развитие ООПТ находится на постоянном контроле Президента и Правительства Беларуси. Постановлением Совета Министров РБ от 29 декабря 2007 г. утверждены «Национальная стратегия развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г.», а также «Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения до 1 января 2015 г.»

Во всех охраняемых природных территориях организованы пешеходные, автомобильные и конные маршруты в целях ознакомления туристов с историческими достопримечательностями на их территориях. Для осуществления экскурсий по заповедным местам к услугам туристов предоставляются в летний период велосипеды и лодки, в зимний – лыжи. Кроме того, туристы могут ознакомиться с бытом местных жителей, их культурными традициями и обрядами, работами народных мастеров, белорусской кухней и др. [36, c. 45]

Практикуется также экологический туризм, основанный на наблюдениях и изучении в естественном состоянии представителей дикой флоры и фауны. За десятидневный экологический тур туристы знакомятся со 120–150 видами животных и птиц и 300–400 видами растений.

К числу приоритетных аспектов деятельности заповедника и национальных парков относится экологическое просвещение. Круглогодично к услугам посетителей предоставлены музеи природы, экологические тропы, вольеры с дикими животными [26, c. 87]. Большое внимание в национальных парках уделяется развитию туристской инфраструктуры. Для отдыха в рекреационных зонах этих территорий созданы гостиницы, уютные гостевые домики, рестораны, кафе, сауны, теннисные корты, туристские стоянки и др.

2.1 Беловежская Пуща – природная жемчужина Европы

Национальный парк «Беловежская пуща» расположен на территории трех административных районов: Каменецкого и Пружанского Брестской области и Свислочского Гродненской области. Беловежская пуща – это крупный лесной массив старовозрастного хвойно-широколиственного леса, представляющий исчезнувшие ландшафты прошлого с уникальными лесными насаждениями, которые сохранили многие черты девственных первобытных дремучих лесов [31, с. 191].

Территория Беловежской пущи была заселена человеком в XII–X тысячелетии до н.э. Впервые эта местность упоминается еще в «Истории» Геродота (V в. до н.э.), который описывает племя невров, что заселяло берега рек Нарев и Лесная. Сведения о местных племенах есть также в произведениях Плиния Старшего и Тацита (I–II в.). В Ипатьевской летописи под 983 годом упоминаются ятвяги, которые жили на территории между Неманом и верховьями реки Нарев [20, с. 89].

В 1276 г. волынский князь Владимир Василькович основал на реке Лесная г. Каменец, в котором была построена сторожевая башня (Белая вежа) и, видимо, от нее произошло название Беловежской пущи.

С конца XIV в. Пуща превращается в заповедный лесной массив с правом охоты только для привилегированных лиц. В 1538 году при Жигимонте I был принят закон «О сохранении лесов и охоты», в 1541 г. создан охотничий заказник для охраны зубров.

Впервые полное описание Беловежской пущи дал мстибоговский староста Валович в 1559 г. в Ревизии пущ и переходов звериных в Великом княжестве Литовском. Статус Великого княжества Литовского 1588 г. детально определил порядок пользования лесными угодьями, регламентировал правила охоты, бортничества, рыбной ловли. Была предусмотрена ответственность за нарушение правил. Нормы, заложенные в статусе, содействовали охране окружающей среды, редких животных и птиц.

После третьего раздела Речи Пасполитой в 1795 г. Беловежская пуща отошла к Российской империи, стала охотничьим хозяйством русских царей. В соответствии с указом 1802 г. O заповедности Пущи и сохранении зубров был налажен их учет, однако вырубки леса продолжались [20, с. 90].

В 1842–1847 гг. в Пуще было проведено первое упорядочение: она была разделена на 5 лесничеств. В Пуще велась регулярная подкормка зубров, однако в результате царской охоты их количество уменьшилось.

Большой урон нанесли Пуще войны. Во время войн были уничтожены лани, резко сократилось поголовье лосей и косуль, оленей, в 1919 г. был убит последний зубр. Только в 60-х годах прошлого века его численность была возрождена искусственным путем.

C 1919 г. Беловежская пуща находилась в составе Польского государства. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР в 1939 г. вся тер

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Потенциал развития туризма в РБ". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 803

Другие дипломные работы по специальности "Физкультура и спорт":

Формирование здорового образа жизни школьников девятого класса на уроках физической культуры

Смотреть работу >>

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Смотреть работу >>

Характеристика показателей сердечно-сосудистой системы и мышечной силы кисти у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо в ДЮЦ "Атлет"

Смотреть работу >>

Динамика показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами

Смотреть работу >>

Разработка бизнес-плана создания предприятия гостиничного комплекса

Смотреть работу >>