Дипломная работа на тему "Использование национального колорита традиций вепсов Прионежского края при составлении туристической программы"

ГлавнаяФизкультура и спорт → Использование национального колорита традиций вепсов Прионежского края при составлении туристической программы




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Использование национального колорита традиций вепсов Прионежского края при составлении туристической программы":


Содержание

Введение

Глава 1. Туристический потенциал Прионежского района

1.1 Географическое расположение и природные особенности Прионежья

1.2 Историко-культурные достопримечательности района

1.3 Туристическая ценность района

Глава 2. Национальная специфика традиций и обрядов вепсов

2.1 Ареал расселения, быт и нравы вепсов

2.2 Традиционная обрядовость и календарные праздники

2.3 Положение вепсской национальности в XX веке

Г лава 3. Пути использования национального колорита культуры вепсов в туристических программах

3.1 Обзор программ-экскурсий по Прионежскому району, предлагаемых туристическими фирмами

3.2 Разработка экскурсии с учетом национальных традиций и обрядов народа вепсов

3.3 Значение вепсских традиций для развития туризма в Прионежском районе

Заключение

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Новый банк готовых успешно сданных дипломных проектов предлагает вам приобрести любые работы по нужной вам теме. Безупречное написание дипломных работ на заказ в Саратове и в других городах России.

Литература

Введение

Карелия, в состав которой входит Прионежский район, является одной из наиболее известных российских территорий в международном туризме благодаря наличию здесь уникальных архитектурных и культурно-исторических объектов на островах Кижи, Валаам и на находящихся рядом с административной границей Карелии Соловецких островах. Они входят в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и являются национальным достоянием России. Историко-культурное своеобразие Карелии, отличающее ее от других территорий России, определяется также культурным наследием четырех коренных народов, исторически проживающих в этом регионе - карелов, финнов, вепсов, русских, создавших за десять веков совместного проживания уникальную и самобытную культуру. Это дает право говорить об актуальности республики Карелия для организации туристических поездок иностранных граждан, что в свою очередь определяет и актуальность нашей работы, поскольку Прионежский район, как административная единица Карелии, также обладает большим туристическим потенциалом, который необходимо изучать и всячески развивать. Кроме того, самобытная вепсская традиционная культура – уникальная особенность данной территории, которая является национально-историческим достоянием Карелии.

Цель нашей работы, таким образом, - исследование национальных традиций и обычаев прионежских вепсов как одного из коренных народов Карелии с точки зрения возможности их использования в экскурсионных туристических программах.

Объектом изучения в нашей работе является Прионежский район как территория современного бытования традиций вепсов, а предметом – туристические ресурсы вепсской национальной культуры.

Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть географический, природный и историко-культурный потенциал Прионежского района Карелии;

- изучить особенности национальной культуры вепсов как одного из коренных народов данной территории;

- проанализировать предлагаемые различными туристическими агентствами экскурсионные программы, включающие элементы вепских традиций и обрядов;

- составить проект своей собственной программы, учитывающей специфику национальной культуры весов.

В своей работе мы опирались на исторические и краеведческие исследования по традиционной культуре вепсов, в результате чего можем сделать вывод о том, что данная проблема вызывает огромный интерес у ученых. Так, например, в настоящее время в Петрозаводске успешно работают два центра изучения истории региона – исторический (ранее историко-филологический) факультет Петрозаводского государственного университета и сектор истории Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук. Только Петрозаводский университет издал за 1967–1995 годы 3 выпуска сборника "Вопросы истории" и 14 выпусков сборника "Вопросы истории Европейского Севера". Большую работу по изучению истории Карелии вели архивы и музеи. К проблемам истории Карелии обращались и исследователи Москвы, Петербурга (Ленинграда), Новосибирска, Вологды, Архангельска и других городов страны. Активно изучали историю Карелии ученые Финляндии. Несколько работ, посвященных истории региона, было издано в других странах.

Восприятие Севера в массовом сознании как заповедника архаики, старины, как огромного музея под открытым небом способствовало появлению многочисленных фотоальбомов, туристических путеводителей, журналистских очерков, научно-популяр-ных работ и т. д., посвященных Карелии. Одновременно происходило научное осмысление роли и значения Севера для истории страны. Только в 1976–1987 годах появилось около 2 тысяч публикаций об историко-культурном наследии Русского Севера, многие из которых были посвящены Карелии.

В 60-е годы стали выходить первые справочники о памятниках истории и культуры Карелии, бессменным составителем которых был известный музейный деятель И. М. Мулло. В 1971 и 1984 годах вышли еще два подготовленных им справочника.

В 1969 году вышла книга В. В. Пименова и Е. М. Эпштейна "Карелия глазами путешественников и исследователей XVIII–XIX веков". Эта работа содержала первый обзор дореволюционной краеведческой историографии Карелии. Несмотря на некоторые недостатки этого издания (ряд фактических неточностей, отсутствие архивных материалов и т. д.), оно до сих пор является надежным источником сведений о дореволюционных исследователях Карелии. Показательно, что именно в конце 60-х годов усилился интерес к историографии краеведения Карелии.

Наиболее заметным явлением историко-краеведческого характера 70-е гг. того времени стало возрождение издательством "Карелия" серии "Города и районы Карелии". Среди авторов серии преобладали журналисты местных газет. Всего было выпущено 18 книг. Интересный материал содержится в книгах А. И. Васильева об Олонце, А. П. Вострякова о Кондопоге, Ф. Г. Кондратьева и В. Н. Верхоглядова о Петрозаводске, Н. А. Кораблёва о Пудоже, П. Р. Леонтьева о Костомукше, Л. Л. Нейкена о Лахденпохье и в других работах этой серии.

Новая ситуация в стране оказала влияние не только на изучение истории советского периода. Впечатляющих успехов достигла археография. С. И. Кочкуркиной, А. М. Спиридоновым и Т. Н. Джаксон был издан прекрасный свод древнейших письменных известий о карелах. Издание этого трехтомника открыло новые перспективы в изучении исторической демографии, аграрной истории, топонимики, краеведения Карелии и т. д

В первые годы перестройки одним из проявлений новых подходов в развитии исторической науки стало возрождение краеведческого движения. Свое понимание истории Карелии и карел изложили известные финские ученые – историк Х. Киркинен и лингвист П. Вир-таранта, М. Йокипии, а также карельские писатели О. Степанов и Я. Ругоев. Краткий очерк истории вепсов в ХХ веке представил писатель А. Петухов. Значимость этого издания определяется не только содержащейся там ценной информацией, многочисленными картами и иллюстрациями, но и возможностью ознакомиться с мнением финских ученых об основных проблемах этнической истории прибалтийско-финских народов.

В 1966–1995 годах успешно развивалось изучение археологии и этнографии Карелии. Этнографию вепсов успешно изучали В. В. Пименов, З. И. Строгальщикова и И. Ю. Винокурова. Следует также упомянуть талантливые работы И. И. Муллонен о вепсской топонимии.

Однако, отметим, что, несмотря на интенсивное развитие туризма в Крелии в целом и в Прионежском районе в частности, несмотря на богатый исторический материал по вепсской культуре, тема включения традиционной обрядовости вепсов в туристические программы является практически неразработанной. Эта проблема поверхностно затрагивается в статьях обзорного характера, размещаемых на сайтах туристических компаний, в составе обзорных статей по развитию туризма в Карелии в целом, либо излагается в виде собственных впечатлений путешественников в интернете. Теоретическое и практическое значение нашей работы как раз и состоит в том, что нами была предпринята попытка комплексного рассмотрения данного вопроса, включая теоретический обзор национальной культуры вепсов и практическое использование вепсских традиций и обрядов в туристических программах.

Глава 1. Туристический потенциал прионежского района

1.1 Географическое расположение и природные особенности Прионежья

Республика Карелия – это удивительный край голубых озер, порожистых рек, шумящих сосен и елей, суровых скал. Неповторимая и своеобразная природа, уникальные памятники, хранящие в себе историю и культуру северного народа, спокойные и приветливые люди давно сделали ее местом ежегодного паломничества туристов.

Прионежский район относится к южной части Карелии, чей окончательный рельеф сформировался под воздействием последнего ледника, отступившего с этой территории примерно 12 тысяч лет назад.

В состав Прионежского муниципального района с 2006 г. входят Шелтозерское, Рыборецкое и Шокшинское вепсские сельские поселения - бывшая Вепсская национальная волость.

Отметим, что, по мнению ученых-историков, территория Карелии начала заселяться в послеледниковое время - в 7-6 тыс. до н. э. Этнический состав населения известен с конца 1 тыс. н. э. К этому времени на территории края проживали племена финно-угорской группы: на Карельском перешейке и в Северном Приладожье - карелы, между Ладожским и Онежским озером - вепсы, и далее на север - саами (лопь). В начале 2 тыс. н. э. часть карелов продвинулась к берегам Ботнического залива и Белого моря. Одновременно в северное и восточное Обонежье и на побережье Белого моря проникло славянское население.

В 9 веке Карелия вошла в сферу влияния Киевской Руси. После распада Киевской Руси в 12 в. она стала частью Новгородской феодальной республики, причем до 70-х годов 13 в. сохраняла автономию. В 1227 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович крестил карел в православную веру. Православие приняли также вепсы.

В новгородский период (12-15 вв.) в крае произошел переход от племенных отношений к феодальным, а также в основном завершился процесс формирования карельской народности, в состав которой вошла и часть вепсов, жившая на Олонецком перешейке.

В конце 16 - начале 17 вв. вновь усиливается экспансия Швеции на восток. По Столбовскому договору 1617 г. Россия была вынуждена оставить за Швецией Карельский перешеек, что привело к массовому переселению карел на территорию Русского государства. С потерей Карельского перешейка административным и торговым центром Карелии стал построенный в 1649 г. город-крепость Олонец.

При Петре 1 на территории Карелии была построена группа Олонецких горных заводов (Петровский, Повенецкий, Алексеевский, Кончезерский), сыгравшая во время Северной войны 1700-1721 гг. важную роль в обеспечении русской армии и флота пушками, ружьями и другим снаряжением. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. Карельский перешеек возвратился в состав России.

Со второй половины 18 в. в крае развиваются капиталистические отношения. В 1914-1916 гг. через территорию Карелии прошла Мурманская железная дорога, способствовавшая укреплению экономических и культурных связей края с Петроградом и другими городами страны. С 13 ноября 1991 г. Карельская АССР была переименована в Республику Карелия.

По последним данным всероссийской переписи населения на территории Прионежского муниципального района проживало 18 597 человек, численность русского населения составляло - 80,6 %, белорусов - 5 %, карелов - 5 %, финнов - 3,1 %, представители других национальностей - 6,3 %. Национальный состав населения Прионежского муниципального района весьма разнообразен, это можно наглядно рассмотреть в представленной ниже таблице.

--------------------------------------------------

Национальность

|

Городское и сельское население

|

Городское

население

|

Сельское

население

|
---------------------------------------------------------
Все население | 18597 | - | 18597 |
---------------------------------------------------------
в том числе: |
---------------------------------------------------------
Русские | 14998 | - | 14998 |
---------------------------------------------------------
Белорусы | 935 | - | 935 |
---------------------------------------------------------
Карелы | 925 | - | 925 |
---------------------------------------------------------
Финны | 583 | - | 583 |
---------------------------------------------------------
Украинцы (гуцулы) | 464 | - | 464 |
---------------------------------------------------------
Вепсы (вепся) | 159 | - | 159 |
---------------------------------------------------------
Цыгане | 138 | - | 138 |
---------------------------------------------------------
Поляки | 75 | - | 75 |
---------------------------------------------------------
Татары | 40 | - | 40 |
---------------------------------------------------------
Армяне | 37 | - | 37 |
---------------------------------------------------------
Азербайджанцы | 33 | - | 33 |
---------------------------------------------------------
Литовцы | 27 | - | 27 |
---------------------------------------------------------
Не указавшие национальность | 25 | - | 25 |
---------------------------------------------------------
Немцы | 21 | - | 21 |
---------------------------------------------------------
Мордва (мордвины, мордовец) | 19 | - | 19 |
---------------------------------------------------------
Чуваши (чаваш) | 17 | - | 17 |
---------------------------------------------------------
Молдаване (молдовень) | 14 | - | 14 |
---------------------------------------------------------
Эстонцы | 13 | - | 13 |
---------------------------------------------------------
Другие национальности | 10 | - | 10 |
---------------------------------------------------------
Таджики | 8 | - | 8 |
---------------------------------------------------------
Болгары | 7 | - | 7 |
---------------------------------------------------------
Коми | 7 | - | 7 |
---------------------------------------------------------
Лезгины | 7 | - | 7 |
---------------------------------------------------------
Грузины | 6 | - | 6 |
---------------------------------------------------------
Башкиры | 5 | - | 5 |
---------------------------------------------------------
Марийцы | 5 | - | 5 |
---------------------------------------------------------
Евреи | 4 | - | 4 |
---------------------------------------------------------
Казахи | 4 | - | 4 |
---------------------------------------------------------
Чеченцы | 4 | - | 4 |
---------------------------------------------------------
Латыши | 3 | - | 3 |
---------------------------------------------------------
Узбеки | 2 | - | 2 |
---------------------------------------------------------
Осетины | 1 | - | 1 |
---------------------------------------------------------
Удмурты | 1 | - | 1 |
---------------------------------------------------------
Даргинцы | - | - | - |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Таким образом, мы видим, что вепсы являются одной из коренных народностей, проживающей на территории Северо-Запада России и, по общепринятому мнению специалистов, представляют собой потомков племени "весь", впервые упомянутого как "Vas", "Vasina" в летописной хронике раннего средневековья Иордана "О происхождении и деянии готов. Getica" и относящегося к VI веку н. э.. Археологические находки юго-западного Белозерья (VI-XIII в. в.), раскопки курганов Юго-Восточного Приладожья, Прионежья и северного побережья Онежского озера (X-XI в. в.), свидетельствуют о самобытной и богатой культуре, однозначно трактуемой как древневепсская.

Обращаясь к географическим особенностям района, можно отметь, что местность здесь в основном холмисто-грядовая, сформировалась под воздействием последнего ледника. Вдоль Онежского побережья идет Шокшинская гряда с максимальными высотами до 240 метров. В районе довольно много ледниковых отложений из валунных песков и супесей, а также озерно-ледниковых глин, суглинков и песков. Здесь имеются запасы глины, песка, габбро-диабаза, малиновый и красный кварцит. Множество мелких лесных озер (ламбушек) и несколько довольно крупных, таких как Укшезеро, Кончезеро и других, живописно разбросанных на этой территории дополняют картину. Большое количество влаги в почве при относительно малом испарении способствует заболачиванию земель.

Особо следует отметить наличие в районе отличных рекреационных территорий:

- окрестности межозерья Кончезеро-Ушкозеро;

- заливы Онежского озера Ялгуба-Суйсари;

- побережье Онеги, южнее Петрозаводска;

- район Лососинное-Машезеро-Шапшозеро.

С полным основанием можно сказать, что, в отличие от многих других районов Карелии, Прионежье представляет взору те ландшафты, которые остаются неизменными на протяжении тысячелетий и обладают уникальным рекреационным и эстетическим потенциалом.

Более половины территории района занимают леса. Широко представлены сосняк брусничный и ельник черничный, типичные для южно-карельской зоны тайги (60% всех лесных запасов), характерны также чистые сосновые прибрежные боры. Лиственные леса составляют около 40% запасов лесов, в основном они представлены березняками.

В климатическом отношении Прионежский район относится к наиболее теплым местностям Карелии с мягкой и короткой зимой, наиболее длительным и солнечным вегетационным периодом. Прионежье расположено в зоне избыточного выпадения осадков.

Основные хвойные породы — сосна обыкновенная и ель обыкновенная. На севере встречается ель финская, на востоке — ель сибирская. Из лиственных распространены береза пушистая, береза бородавчатая, осина, ольха клейкая. В Южной Карелии встречаются участки широколиственных пород – липы, вяза, клена, черной ольхи. На равнинах, понижениях, болотах повсеместно встречаются сосняки сфагновые с разреженным низкорослым, тонкоствольным лесом. Редкий подлесок составляет рябина, можжевельник. В кустарничковом ярусе преобладает черника и брусника (на более сухих почвах), нижний составляют зеленые мхи. Травянистых растений мало.

Скалы, как правило, покрыты пятнами корковых лишайников черными, серыми, желтыми, красными, коричневыми. Местами на скалах растут листоватые и кустистые лишайники, мхи. В понижениях, выбоинах, трещинах можно увидеть скальные папоротники и цветковые, растения.

Растительность пресных водоемов небогата видами. Из прибрежных растений можно отметить камыш, тростник, хвощ топяной, рогоз, несколько видов осок, из плавающих — малую и желтую кубышки, кувшинку четырехгранную. Морская растительность особенно богата и разнообразна в южной части побережья. Водоросли анфельция, фукус, ламинария являются объектами заготовок.

Карелия богата пищевыми растениями: ягодами и грибами. Из ягод можно отметить бруснику, чернику, морошку, голубику, местами обильна земляника, смородина.

Основной грибной сбор на севере составляют подосиновики и подберезовики, на юге к этому в изобилии добавляются белые, лисички, местами — рыжики и маслята. Следует отметить, что встречаются здесь и ядовитые растения — болиголов, вех ядовитый, волчье лыко,

Фауна богата и разнообразна. Многочисленны здесь белка, заяц-беляк, ондатра, бобр европейский. С меньшей вероятностью может встретиться бурый медведь, волк, барсук, рысь, на берегах водоемов — выдра, куница, норка европейская. На юге водится также енотовидная собака, лесной хорь и норка американская (завезена). Ранее по всей территории края был распространен северный олень. Обычны в лесах лоси, в последние годы в южных районах вновь появились кабаны. Наиболее многочисленные птицы — воробьиные. Достаточно еще и боровой дичи — рябчиков, тетеревов, белых куропаток, глухарей (преимущественно на севере). Из хищных птиц можно выделить сов, ястребов, орла-беркута, болотного луня. Среди водоплавающих наиболее многочисленны утки, гагары, на болотах — кулики. На озерах множество чаек.

Таким образом, мы видим, что Прионежский район имеет большие возможности для развития экологического туризма, а также для охоты и рыбалки. Но этим туристический потенциал района далеко не исчерпывается.

1.2 Историко-культурные достопримечательности района

После того, как закончилось этническое формирование карельского народа, пространством и различием в исторических судьбах разделенного на три ветви, на территории современного Прионежского района обосновались, в основном, представители южной ветви - карелы-ливвики. Основные притягательные для туристов постройки естественным историческим путем сосредоточились в столице Карелии или относятся к территории городских границ Петрозаводска, или же входят в состав бывшей Вепсской национальной волости.

В районе существуют достаточно стойкие традиции национальной духовной культуры, воплощенные и непрерывно возобновляемые в многолетней деятельности народных и самодеятельных коллективов, а также на единственном в Карелии комбинате народных художественных промыслов в с. Деревянное.

Исключительный интерес для развития туристского продукта района имеют фольклорно-календарные и обрядовые праздники, в той или иной форме существующие почти во всех деревнях. Стоит обратить внимание именно на местные национально окрашенные празднования и совместно (общинно) отмечаемые дни, еще совсем недавно бытовавшие в поселениях района: осенний праздник урожая "Чири пирай", "Педрун пяйвя" (зимнего рыбака, 29 января), Иванов день (Иванова ночь), Святки, Рождество, Пасха, Троица, Крещение, Масленица и др. Следует отметить районный праздник "Прионежье". Во время проведения всех праздников работают ярмарки-продажи изделий народных мастеров, пользующие большим интересом населения и гостей района.

В настоящее время на территории состоят на государственном учете 111 памятников археологии, истории, архитектуры и культуры, несколько природных объектов. 34 объекта археологии представляют собой стоянки первобытных людей, датируемые VI-I тысячелетиям до н. э., могильники, относящиеся к III-I тысячелетиям до Рождества Христова. Все памятники, обнаруженные на сегодняшний день, располагаются вблизи или непосредственно на побережье Онежского озера и впадающих в него рек, причем большинство - в пределах территории населенных пунктов или недалеко от них. В настоящее время имеется несколько материальных объектов, связанных с религиозными обрядами вепсов. Из общего числа памятников этого рода три связаны с традиционными (дохристианскими) верованиями - это культовые рощи в д. Вехручей, Каскесручей и Рыбрека.

Наибольшее количество памятников, состоящих на государственном учете, относится к объектам деревянного зодчества. Это, прежде всего, традиционные постройки жилого и хозяйственного характера: дома, амбары, хлевы, конюшни. Вепсская архитектура во многом переняла традиции русской народной архитектуры и носит черты, окончательно сформировавшиеся в основном в XIX веке. До наших дней они ярко прослеживаются в большом количестве существующих крестьянских домов конца XIX - начала XX вв., имеющих свои отличительные национальные особенности. Они выявляются и в общем объемно-планировочном решении и деталях декора. Общее число таких памятников - 68. Располагаются они, в основном, в Шелтозере, Вехручье, Горнем Шелтозере, Другой Реке, Шокше, Матвеевой Сельге, Каскесручье и Рыбреке. Наибольшую аттрактивность имеют широко известный дом Мелькина (Вепсский национальный музей), жилые дома по ул. Гористая в Шелтозере, комплекс застройки дер. Матвеева Сельга и Горнее Шелтозеро (в совокупности с храмом), а также единичные жилища и хозяйственные постройки в этих и других поселениях.

Наибольший интерес как памятники истории представляют объекты индустриального наследия - месторождения природного декоративного камня. Это Шокшинские ломки, где с конца XVIII века добывали малиновые и красные кварциты для нужд Санкт-Петербурга и его пригородов, затем с XX века для Москвы и других городов. Они использовались и используются как ценнейший облицовочный и декоративный материал, в том числе при сооружении надгробия могилы Наполеона Бонапарта в Доме Инвалидов в Париже, оформлении Мавзолея В. И. Ленина (потолок траурного зала, буквы на фронтоне), станции метрополитена. Из него делают также блоки, футеровочные плиты, щебень, мостовую шашку, брусчатку.

В поселениях работает три общеобразовательных школы, детские сады, музыкальная школа в Шелтозере, библиотеки, имеется три Дома культуры и клуб. Шелтозерский вепсский этнографический музей

Данный музей является уникальным, так как он единственный музей в России, рассказывающий и повествующий о материальной культуре этноса вепсов, потомков легендарного племени "весь".

Коллекции Шелтозерского музея, расположившиеся в уникальном памятнике архитектуры начала Х1Х века — доме Мелькина, раскрывают этнографическую историю вепсов. Здесь представлены 4 крупных тематических раздела: "История, быт и хозяйство прионежских вепсов", "Интерьер крестьянской избы конца Х1Х — начала ХХ вв.", "Хозяйственный двор" и "Культура современных вепсов".

В 1937 году создан Вепсский народный хор, в 1982 году - детский вепсский хор. Оба творческих коллектива широко известны в Карелии и за ее пределами как участники концертов в Эстонии, Финляндии и регионах России с финно-угорским населением. Хоры - непременные участники национального праздника "Древо жизни", ежегодно проводимого в июле.

Праздник традиционной вепсской культуры "Древо Жизни" ежегодно проходит с 1988 года. Первый праздник был организован в нелегкое для вепсского народа время. В результате политических установок 1950-60х годов было отмечено резкое снижение численности вепсов. Это произошло благодаря государственной политике, направленной на ассимиляцию малых народов СССР с целью формирования вненациональной общности "советский народ", что привело к отрицанию частью вепсской интеллигенции необходимости изучения вепсского языка и культуры, к тому, что многие попросту стыдились называть свою национальность.

Проведение праздника стало отправной точкой нового восприятия вепсской культуры, изменения мышления и отношения к проблеме вепсов не только у местного населения, но и у республиканской и мировой общественности, властей всех уровней. Праздник восстанавливает праздничный вепсский календарь, популяризирует языковые и культурные традиции, песенное и танцевальное наследие, обычаи и легенды этого малого народа. Древо жизни - один из вариантов образа мирового дерева в вепсской мифологии, поэтическая метафора рождения, роста и становления человека. Оно соединяет мир умерших предков (корни), современное поколение - мир живых (ствол) и мир существующих и будущих потомков (крона). Образ Древа Жизни можно рассматривать, как древо вепсской культуры, по которому происходит передача народных традиций от поколения к поколению. Уникальность этого проекта в том, что праздник вепсской культуры такого масштаба единственный в республике. Накоплен значительный опыт сотрудничества работников культуры, краеведов и жителей волости, которые с интересом относятся к работе по подготовке и проведению праздника.

Большой интерес к празднику проявляют гости из Вологодской и Ленинградской областей, где так же расположены территории компактного проживания вепсов, гости и туристы из Финляндии, Норвегии, Швеции.

1.3 Туристическая ценность района

Рассмотрев основные природные и культурно-исторические особенности Прионежского района, мы можем сделать следующие выводы:

1. Прионежский район расположен в юго-восточной части республики Карелия. Восточная граница района проходит вдоль юго-западного побережья Онежского озера, а с севера район примыкает к Петрозаводску. Район включает 13 сельских муниципальных образований, в том числе 3 вепсских: Шелтозерское, Шокшинское, Рыборецкое.

2. Численность населения Прионежского района Карелии составляет 21 тыс. чел., из которых на долю вепсов приходится около 1%.

3. Большую часть территории Прионежского района занимают ельники, сосновые и лиственные леса. Характер рельефа территории Прионежского района по преимуществу холмисто-грядовый. В экологически чистых зонах, среди сосновых боров, на берегах рек и озер располагаются базы отдыха, гостевые дома, отели и загородные клубы Прионежского района Карелии.

4. На территории Прионежского района сосредоточено более 100 памятников культурно-исторического наследия, среди которых 34 стоянки древних людей. Особый интерес для тех, кто предпринимает тур в Прионежский район Карелии, представляют вепсские поселения на территории района - Шелтозеро, Шокша и Рыбрека, и другие. Вепсы занимают небольшую территорию на юго-западном побережье Онежского озера. Сохранились культовые рощи в деревнях Вехручей, Каскесручей и Рыбрека, связанные с религиозными обрядами древних вепсов. В деревнях Прионежского района Карелии сохранились образцы традиционного вепсского деревянного зодчества: дома, амбары, хлевы, конюшни. В широко известном доме Мелькина расположен Вепсский национальный музей. Среди других памятников бытовой деревянной архитектуры XIX в. - жилые дома в Шелтозере, интерес представляет комплекс застройки деревень Матвеева Сельга и Горнее Шелтозеро (в совокупности с храмом), и др. В Прионежском районе, и в частности в вепсских деревнях, часто проходят колоритные фольклорные праздники, например, традиционный фольклорный фестиваль "Древо жизни". Вепсский народный хор образован в 1932 г., а в 1982 г. – детский вепсский хор.

Глава 2. Национальная специфика традиций и обрядов вепсов

2.1 Ареал расселения, быт и нравы вепсов

В сокровищницу мировой культуры внесли свой вклад все этносы, и большие, и малые. Но для малого народа приобщение к "плодам цивилизации" имеет и обратную сторону - утрату национального своеобразия, забвение культуры собственной. Бережно ее сохранять могут только талантливые, гордые, независимые народы. И в полной мере это можно отнести к вепсам.

Вепсы, или "весь", принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Судя по широкой известности этно - и топонимов, производных от veps, в источниках IX-XIII веков, по той роли, которую играла "весь" в ранней истории Древнерусского государства, это был весьма многочисленный и сильный народ. Нестор-летописец указывает на Белоозеро как на центр, где первоначальным населением была "весь". Вероятно, судя по археологическим памятникам (культура курганов приладожского типа) и топонимике, древнейшей территорией обитания вепсов было Межозерье - треугольник между Ладожским, Онежским и Белым озёрами, куда, как следует думать, они продвинулись ещё во второй половине I тыс. н. э. с запада или северо-запада, вытеснив или ассимилировав более древнее население, оставившее топонимы, которые можно рассматривать как саамские.

"Весь" принимала участие в самых ранних событиях русской истории, в частности в "призвании варягов" в IX веке. По-видимому, с XI века земли вепсов начинают захватываться новгородскими феодалами и здесь начинает распространяться православие. В XI-XII веках часть вепсов, очевидно, смешалась с переселявшимися в Прионежье карелами, была ассимилирована ими и вошла в состав карел-людиков. Процесс ассимиляции вепсов карелами в Прионежье продолжался и в более поздние эпохи.

Примерно с XIII-XIV веков, когда, с одной стороны, старые торговые связи Восточной Европы, в которых вепсы играли важную роль (путь "из варяг в греки", торговля по Волге через Волжскую Булгарию), оказались разрушены вследствие монголо-татарского нашествия, а, с другой стороны, между Новгородом и Швецией устанавливается более или менее твёрдая государственная граница, территория обитания вепсов — Межозерье становится своего рода медвежьим углом, и "весь" перестаёт быть одной из важнейших этнополитических единиц Северной Руси. На севере своей этнической территории вепсы постепенно включаются в состав карел-людиков, значительная часть их, живущая в более оживлённых местах вдоль дорог и водных путей, по-видимому, ассимилируется русскими. Всё это приводило, с одной стороны, к сокращению территории обитания вепсов и их численности, с другой — к сохранению у них более консервативного уклада жизни.

К концу XV в. вепсы начинают осваивать юго-западное побережье Онежского озера.

Вепсские поселения Шокша и Шелтозеро впервые упоминаются в Писцовой книге новгородского архиепископа Феодосия (1453 г.).

С конца XVIII в. на жизнь прионежских вепсов влияет развитие казенной металлургической промышленности в Карелии. Почтовый тракт Петрозаводск-Петербург, проживание вепсов на берегу Онежского озера, входящего в Мариинскую водную систему, способствовало развитию культурных связей с центром.

В XIX в. у прионежских вепсов распространяются отхожие промыслы. Мужчины уходят на заработки в Эстляндию, Лифляндию, Финляндию, по найму выполняют сельскохозяйственные работы, плотничают, кладут печи. Но особенно славились вепсские каменотесы.

К XIX веку вепсы представляли собой в основном крестьянское население (государственные и помещичьи крестьяне), часть их была приписана к Олонецким заводам, прионежские вепсы занимались каменотёсным промыслом, работая в качестве рабочих-отходников и в Финляндии, и в Петербурге. Уже в этот период в публикациях о вепсах отмечается падение авторитета родного языка и распространение русского, особенно – среди молодёжи.

В 1897 г. численность вепсов (чуди) составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 г. вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии. С 1950-х гг. ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 г. в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако, по оценкам карельских учёных, реальная численность вепсов была заметно больше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 г.). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 г. в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.

Вепсский язык подразделяется на три диалектико-территориальные группы: северных вепсов (прионежских) в Карелии, средних и южных, населяющих районы Ленинградской и Вологодской областей. В настоящее время численность этой народности катастрофически упала, вепсов осталось всего восемь тысяч. Расселены они между Ладожским, Онежским и Белым озерами.

Данные вепсской лексики, археологические находки, земледельческие обычаи и обряды свидетельствуют о давнем знакомстве вепсов с земледелием. Лексический материал показывает, что земледелие, преимущественно подсечно-огневого типа, было распространено у племен прибалтийско-финской общности еще до ее распада. О древневепсском земледелии в эпоху раннего средневековья рассказывают археологические находки из курганов Юго-Восточного Приладожья. При раскопках были найдены серпы, остатки соломы неопределенного злакового растения; фрагменты тканей, основа которых содержала льняные нити, свидетельствующие о возделывании льна; большое количество железных топоров, служащих для рубки подсеки. Если наличие подсечно-огневого земледелия у древних вепсов не вызывает сомнений, то вопрос о применявшихся на подсеках орудиях по археологическим источникам нельзя решить однозначно. Среди археологических находок обнаружено только несколько мотыг, которые могли использовать как на пожогах, так и на огороде. Однако большое количество лошадиных костяков, найденных при раскопках курганов, заставляет предположить возможное применение лошади в качестве тягловой силы при обработке земли.

Наиболее распространенной и эффективной системой земледелия на вепсской территории оставалась подсека. Подсечный способ земледелия состоял из нескольких стадий. На первой стадии выбирался участок леса под подсеку с учетом породы деревьев и состава почвы. Лучшим считался участок, поросший елью, смешанной с березой и осиной, на красноглинистой почве с достаточной примесью суглинка. Ниже всего оценивался участок, поросший почти одною сосною, с грунтом песчаным и рассыпчатым, так как опавшая хвоя давала мало перегноя. В конце мая - начале июня, когда деревья покрывались листвою, участок вырубали. Срубленные деревья и кустарник равномерно распределяли по земле и оставляли до следующего года. Через год высохший лес сжигался. После этого производили вспашку участка специальной сохой для подсеки, а затем с более вертикальной рассохой, чем в обычной полевой сохе. Затем с помощью бороны-суковатки землю рыхлили и заволакивали посеянные семена. Такая борона делалась из нескольких расколотых вдоль кусков елового ствола с обрубками сучьев, обращенными в одну сторону.

Среди традиционных зерновых культур главными у вепсов считались рожь, ячмень, овес. Посевы пшеницы и гречихи были незначительны. Издавна большое значение имели лен и репа.

От вепсских крестьян требовалось много сил и терпения, чтобы вырастить урожай. Но собранного зерна хватало только на 5-6 месяцев. Все без исключения путешественники и исследователи, побывавшие на вепсских землях в конце XIX - начале XX в., называли главные причины, тормозившие развитие земледелия: недоброкачественность почвы - обилие глинистых и местами песчаных почв с трудом поддающихся обработке, масса камней ледникового происхождения; неблагоприятные климатические условия с резкими перепадами температуры. Из-за этих причин и огородничество у вепсов не получило широкого развития. На рубеже XIX-XX вв. наиболее распространенными овощными культурами стали картофель, репа, капуста, морковь, лук. Но они часто погибали от заморозков.

Археологические материалы подтверждают, что в раннее средневековье "весь" разводила лошадей, коров, овец. Кости этих животных в большом количестве были найдены археологами в курганах Юго–Восточного Приладожья и Белозерья (IX-XIII вв.). Анализ фрагментов шерстяных и полушерстяных тканей показал, что древние вепсы разводили груборунных местной породы овец. В меньшем количестве встречались кости свиней. В XIX — начале ХХ в. состав выращиваемых животных несколько изменился. Крестьянская семья среднего достатка, как правило, держала 1 лошадь, 1—2 коровы, 2—3 овцы, 4 курицы. В некоторых хозяйствах разводили свиней. Начиная с ХХ в. в вепсских деревнях стали выращивать коз.

Множество озер и рек на территории вепсского края способствовало повсеместному появлению и развитию здесь рыболовства. В случае неурожая или падежа скота оно существенно помогало жителям избежать голода. Подавляющая часть мужского населения была заядлыми рыбаками и добывала рыбу для собственных нужд в свободное от сельскохозяйственных работ время.

Орудия рыбной ловли отличались разнообразием. Особенно распространенными были сетевые снасти: неводы, плавные и ставные сети, мережи, морды. Ряпушку ловили мелкоячейными сетями. Конусообразные мережи и морды отличались по материалу изготовления. Морда плелась целиком из прутьев, а у мережи из прутьев изготовлялись только обручи каркаса, на которые натягивалась сеть. Крупную рыбу иногда били с помощью остроги, представляющей собой шест с наконечником в виде вилки с 3—5 зубьями.

Охота — также древнейшее занятие вепсов. Но ее характер и значение в хозяйстве менялись в различные исторические периоды. В раннем средневековье в связи с развитием торговых и даннических отношений существенную роль в жизни древних вепсов играл пушной промысел. В арабских исторических источниках весь запечатлена прежде всего как народ, поставляющий ценные меха на продажу. Главным промысловым животным был речной бобр (78% найденных археологами костей диких животных принадлежало ему). Хищническая добыча бобра в конечном счете привела к его полному истреблению.

В XIX — начале ХХ в. для основной массы вепсского населения охота уже имела подсобное значение. Главными объектами добычи были, как и в более ранние периоды истории заяц, белка, лисица, куница, выдра, норка, горностай, волк, медведь, лось, барсук, рысь; промысловой птицей — тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, утка и др.

Большое значение в жизни вепсов занимали кустарные промыслы. Доходы от них шли на уплату государственных налогов, мирских сборов, а также на покупку хлеба и другого продовольствия. Кустарные промыслы делились на домашние и отхожие. Домашние промыслы были сосредоточены в пределах своей семьи или деревни. Отхожие - представляли собой временную сезонную работу крестьян за пределами своей деревни. В прошлом у вепсов существовали исторически сложившиеся районы традиционных промыслов. В вепсских деревнях по среднему течению Ояти (центр — д. Надпорожье) был распространен гончарный промысел, которым, что примечательно, в основном занимались мужчины в зимнее время. Изделия оятских гончаров (горшки, кринки, миски и пр., а также свистульки, вылепленные от руки детьми) находили сбыт в северных губерниях России, в восточной Финляндии, Петербурге, Петрозаводске. Промысел просуществовал до 30–х годов ХХ в. В настоящее время его традиции пытаются возродить в гончарном цехе в п. Алеховщина на Ояти.

Известным центром бондарного ремесла считалось Тукшозеро. Некоторые тукшозерские бондари, помимо работы у себя дома, в летнее время уходили на заработки в присвирские деревни Креснозеро, Оренжу, Гонговичи и др., где крестьяне занимались скупкой соленых грибов для отправки в города.

Выделкою седел занимались в д. Берег (Ярославичи), откуда седла расходились по всей вепсской территории. Оятские вепсы с. Ладва были стекольщиками.

Традиционные жилища вепсов близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.

Традиционная одежда - важнейший многофункциональный компонент материальной и духовной культуры этноса. В настоящее время, уже давно исчезнув из обихода населения, традиционная одежда продолжает играть существенную роль в демонстрации "этнического лица" народа на различных национальных мероприятиях (конгрессах, конференциях, фестивалях, фольклорных праздниках), направленных на сохранение и укрепление этноса.

Материалом для изготовления древневепсской одежды служили лен, конопля, овечья шерсть. Ткани производились на ткацком стане в домашних условиях. Судя по археологическим находкам, древние вепсы в основном использовали два приема тканья: полотняное и саржевое переплетение. Пояса, тесьму, ленты плели на вилочке, ткали на дощечке. На основе изучения найденных в курганах XI в. фрагментов тканей, А. М. Линевский сделал некоторые выводы относительно древневепсской одежды: "Верхняя одежда у мужчин и женщин шилась из сукна, обычно бурого цвета. Но бывали сукна и красноватого тона, возможно это результат окраски сукна из белой шерсти. Женщины опоясывались плетеными поясками, очень напоминающими современные. Применялось также белое, очень тонкое полотно, образцы которого до нас дошли в очень мелких (1-2 см) образцах".

Для изготовления зимней верхней одежды использовался мех домашних и диких животных. Прохождение великого торгового пути "из варяг в греки" вблизи земель древних вепсов способствовало появлению в их одежде шелковых тканей из восточных стран. Интересной находкой древневепсских курганов являются фрагменты воротников из плотного безузорного шелка фиолетового цвета с золотой вышивкой. Скорее всего, они принадлежали зарождавшейся среди "веси" феодальной знати.

Следующая информация о вепсской одежде, которой мы располагаем, относится уже ко второй половине XIX - началу XX в. В этот период времени вепсская одежда подверглась сильному русскому воздействию и влиянию города, что отразилось также и в терминологии. Причем заимствованные вепсами названия одежды на русском языке не всегда соответствовали их русским формам. Так, например, у вепсов штофник - женская шуба, у поморов - косоклинный сарафан из штофа и т. д.

На рубеже веков процесс вытеснения традиционных комплексов одежды городскими формами усилился. В значительной степени он был связан с ростом отходничества, существенно повлиявшим на весь сельский быт. Новая мода всегда сначала затрагивала праздничную одежду и лишь постепенно переносилась на будничную. В то же время вытесненные устаревшие виды праздничной одежды переходили в разряд будничных. Городское влияние сказывалось не только на формах одежды, но и на видах тканей, используемых для шитья. Праздничную одежду шили из различных тканей фабричного производства, будничную - из домотканых материй - холста, сукна. Вместе с тем, в вепсской одежде рассматриваемого периода сохранился ряд самобытных элементов, сближающих ее с одеждой других финно-угорских народов. Эти элементы чаще всего "оседали" в будничной одежде, как наиболее консервативной. Кроме того, в вепсском женском костюме уцелели некоторые архаичные различия по возрастным группам, которые касались в основном расцветки и украшений одежды, а также головных уборов.

По мнению специалистов, в генетическом и типологическом отношении декоративное искусство вепсов стоит в одном ряду с искусством карел, особенно южных и средних районов Карелии, а также с искусством русских северо-западных областей России. Существенно, что исследователи установили в стилистической трактовке многих мотивов вепсской орнаментации аналогии с археологическими материалами памятников древней веси эпохи раннего средневековья. При этом в прикладном искусстве вепсов компонентами отразились многие черты искусства поздних эпох, включая XIX в.

Вышивки были наиболее распространенным способом украшения текстильных изделий. Правда, на рубеже ХIХ-ХХ вв. ими украшали уже ограниченный круг изделий, в основном женские рубахи и полотенца, причем полотенца, как правило, лишь предназначенные для праздничного и обрядового использования. В более ранний период, в XIX в., вышивками украшались также женские головные уборы, праздничные юбки молодух), мужские венчальные рубахи и штаны. Изредка, как у карел и русских, вышивали также свадебные простыни, еще реже - подзоры к кроватям.

Вышивали вепсы бумажными и льняными нитями, в красно-белом или только белом цветах. Исключение составляли старинные женские головные уборы (сороки и повойники с кичкой), которые, судя по единичным музейным экземплярам, орнаментировались разноцветными нитями, в том числе шелковыми и шерстяными.

Расположение вышивок на изделиях было традиционным. На женских рубахах орнаменты вышивали по подолу в виде бордюрных рамок различной ширины. На полотенцах вышивали концы. При этом орнаменты включали широкую центральную полосу и один или два узких окаймляющих фриза. Орнамент центральной полосы состоял из одного крупного мотива либо раппорта двух-трех фигур. К концам полотенец часто пришивали белые кружева, а иногда между кружевами и орнаментами вшивали еще полосу кумача. Это встречалось на изделиях средних и южных вепсов, у полотенец северных вепсов (как и у карел южной и средней Карелии) вставки и кружева не использовали.

Для вепсских вышивок характерны два типа орнаментов: изобразительные и геометрические. Геометрические узоры более типичны для вышивок женских рубах, изобразительные - для полотенец. Встречались также мотивы смешанного вида. Если, например, геометрические узоры использовались в вышивке полотенец, то они наделялись изобразительными элементами (ветками растений и др.), тогда как иногда встречавшиеся на рубахах изобразительные мотивы столь сильно схематизировались, что приобретали вид геометрических орнаментов.

Изобразительные узоры одинаково широко распространены в вышивках всех этноязыковых групп (северных, средних и южных) вепсов. Аналогично вышивкам других народов Северо-Запада (карел южной и средней Карелии, русских, ижорцев) они включали древесно-растительные, орнитоморфные, зооморфные и антропоморфные изображения.

Особеного многочисленны мотивы деревьев (растений). Чаще всего они выполнялись двусторонним швом и тамбуром. Композиции, включавшие изображения деревьев или растений, исключительно разнообразны. Их вышивали то рядом с птицей фантастического облика, то с конем, то с антропоморфной фигурой. Птицы и животные всегда изображались повернутыми к дереву. Наиболее часто встречались (особенно у северной и средней групп вепсов) композиции, которые состояли только из мотивов деревьев. Их вышивали либо в виде одной крупной фигуры, например на всю ширину конца полотенца, либо раппортом одного или двух различных мотивов.

Исключительно развиты орнитоморфные мотивы, причем преимущественно в вышивках полотенец у средних и южных вепсов. Исполнялись они старинной техникой - двусторонним швом и строчкой по сетке. У северных вепсов они отмечены реже.

Композиции имели несколько основных типов: птицы, повернутые друг к другу, образовывали раппорт с рисунками геометризованных деревьев или вышивались одной крупной фигурой на всю ширину полотенца. Птицы были одной из наиболее распространенных фигур при заполнении орнаментального "поля" между другими изображениями, а также в фризовых окаймлениях узоров. Часто птицы оказывались также атрибутами других мотивов (например, женская фигура с птицами в поднятых руках, дерево с птицами на ветвях и т. д.).

Орнитоморфные изображения в вышивках вепсов, как и у соседних народов, выполнены в условно-реалистическом стиле, и поэтому определить в них какие-либо конкретные виды птиц можно лишь с большой долей вероятности. В отдельных случаях можно узнать птиц из семейства водоплавающих, куриных (лесных), хищных, а также, возможно, болотных птиц.

На рубеже XIX—XX вв., несмотря на широкое проникновение в быт фабричных тканей, изготовление в домашних условиях полотен, в том числе узорных, продолжало еще сохранять большое значение.

Узорные полотна вепсские крестьянки ткали полотняной и саржевой, а также многоремизной, браной одноуточной и двухуточной техникой. При этом браное двухуточное тканье у вепсов, в отличие от соседних карел и русских, было развито слабо. Кроме того, вепсы вообще не знали закладной и ажурной техники ткачества. Это свидетельствует о том, что у вепсов, по сравнению с русскими и карелами, узорное ткачество в целом стояло на более низком уровне развития.

Ткани для повседневных нужд — постельного белья, одежды — ткались обычно полотняной и саржевой техникой. Сложными видами техники - браной одноуточной и многоремизной — изготовляли в основном ткани для скатертей. Скатерти у вепсов, как и у карел, ткали только из белых льняных нитей. Они декорировались геометрическими рисунками рельефной фактуры. Орнаменты состояли из сеток, вдавленных ячеек, а также рубчатых квадратов, прямоугольников, ромбов и других фигур. К боковым сторонам скатерти нередко пришивали белые кружева. На рубеже ХIХ-ХХ вв. незначительное распространение имело браное красное тканье с использованием двух утков; из него шили полотенца. По сравнению с привозными полотенцами, орнаментированными браной техникой, вепсские изделия отличались низкой техникой и простотой узоров.

Наконец, следует сказать об изготовлении узорных поясов и тесьмы для одежды и различных хозяйственных нужд. Широкие пояса вепсы ткали на ткацких станках, узкие плели на пальцах и ткали ручным способом в основном на дощечках. Для изготовления поясов использовали шерстяную пряжу, как правило, ярких расцветок: красную, желтую, синюю, голубую, фиолетовую и пр. Орнамент состоял из простейших геометрических узоров - косых крестов, уголков, "столбиков", косых и продольных линий и т. д.

В первой половине XX в. домашнее ткачество и плетение поясов постепенно стали исчезать. Исключение составляло лишь тканье лоскутных половиков, которым местные женщины продолжали заниматься и в более позднее время.

Искусство деревообработки было известно у вепсов издавна. Уже в археологических материалах древнего Белоозера найдены остатки деревянной посуды, украшенной долбленой резьбой, а также берестяной утвари с контурными узорами.

В ХIХ - начале XX в. резьба по дереву - скульптурная и орнаментальная - применялась вепсами при внешнем и внутреннем оформлении жилищ, а также для украшения предметов домашнего обихода.

В отличие от карельской резьбы по дереву, для которой был свойствен только геометрический орнамент, в вепсском декоре деревянных предметов и украшений жилища видное место занимали также изобразительные мотивы: антропоморфные, зооморфные, орнитоморфные. Это сближало его с севернорусской резьбой.

Определенные сюжеты и формы орнаментов, украшавших детали дома, в частности — коньки и наличники, фактически повторяли сюжеты традиционных вышивок. К числу их можно отнести изображения двух противостоящих коней, женские скульптурки на верхней части налич - ников (у северных вепсов). Их трактовка, как и на вышивках, отличалась глубокой архаикой (головы в виде квадрата или розетки, колоколовидные одеяния, конечности треугольной формы и др.). Более того, данные статуарные образы имеют стилистическое сходство с раннесредневековыми антропоморфными подвесками из металла, которые археологи классифицируют как украшения-обереги древневесских и древнемерянских женщин.

Занимались вепсы и изготовлением керамики. Изготовление глиняной посуды и мелкой пластики имело, судя по археологическим памятникам, многовековую историю. Орнаментированные глиняные сосуды, которые были изготовлены лепным и гончарным способом, а также глиняная зоо - и орнитоморфная пластика, стилистически сходная с поздневепс-ской игрушкой, были найдены в приладожских и белозерских археологических материалах.

В XIX - в первой половине XX в. керамическое производство сохраняло у вепсов большое значение. По сравнению с другими видами народного ремесла, рассчитанными на собственные нужды, гончарство имело у вепсов иные формы организации труда. Это были профессиональные крестьянские промыслы, продукция которых шла на сельские и городские рынки северо-западного региона. Гончарное производство было сосредоточено преимущественно в селениях по р. Ояти и в с. Рыбрека, расположенном на побережье Онежского озера.

Гончарство у вепсов было семейным делом, в котором мужчины занимались формовкой и обжигом сосудов, а женщины и дети - подготовительными работами, а также лепкой мелкой пластики.

Глиняные сосуды иногда орнаментировались несложными узорами. Рисунки наносились на тулово изделий разными способами: при помощи штампа или палочки, готовые изделия расписывались рожком с краской и кистью. Штампованные узоры состояли из простейших геометрических и изобразительных элементов - кружков, звездочек, птичьих лапок и пр. Рожок позволял получать рельефные узоры; кистью на верхней части туло-ва сосудов наносили многополосные волнистые и прямые линии, а также концентрические круги, схематичные розетки с белыми "тычками" вместо лепестков.

Известна и камерная керамическая пластика вепсов - это реалистические образы крестьянских женщин и мужчин в народной одежде, а также близкие к натуре скульптурки водоплавающих птиц — уточек. Такая разновидность керамической пластики, в отличие от игрушки, — исторически позднее явление.

В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. В 1950-1960-е годы оно сохранялось еще в отдельных населенных пунктах, в частности - в селах Ефремково и Алеховщина.

Рассматривая повседневную бытовую жизнь вепсов, обратимся также к их частной, семейной жизни. Основным типом современной вепсской семьи является малая семья, состоящая из двух-трех поколений: супругов и их неженатых детей или супругов, детей и кого-либо из родителей супругов. Количество членов в такой семье колеблется в среднем от трех до пяти человек. Однако вплоть до 30-х годов ХХ в. среди сельских вепсов были распространены неразделенные большие семьи, включающие три или четыре поколения: деда или отца с сыновьями, их женами и детьми. Такие семьи насчитывали иногда более 30 человек. Главная причина длительного сохранения больших семей заключалась в формах хозяйственных занятий. Расчистка подсеки, сенокос, жатва, лов ряпушки и т. д. требовали участия большого количества людей. Таким образом, большая семья представляла собой своеобразный производственный коллектив, связанный родством. Имущество (дом, хозяйственный инвентарь, скот, земля, деньги) считались собственностью и достоянием всех ее членов. Только приданое невестки не входило в эту категорию. Оно являлось ее собственностью до конца жизни и включало домотканые материи, постель, одежду, скот.

Большая семья была патрилокальна, то есть местом поселения брачных пар всегда являлся родительский дом мужа. Сыновья, женатые и неженатые, оставались в отцовском доме. Дочери жили в нем до тех пор, пока не выходили замуж. Безусловно, существовали исключения. Так, дочь могла привести мужа в свой дом, если у нее не было братьев, а муж происходил из бедняцкой семьи или не имел родителей и своего угла. Но в таком случае зять находился в зависимом положении в доме тестя.

Большая семья сохраняла патриархальный уклад, все спорные вопросы в ней решали мужчины. Ее главой был дед или отец, который пользовался уважением остальных членов и обладал большой властью. Он распределял членов семьи по работам, отправлял на отхожие промыслы, решал вопрос купли-продажи, браков и т. д. После смерти главы семьи или в случае его старости власть переходила его брату или старшему сыну.

Наряду с хозяином большую семью возглавляла его жена. Она руководила женщинами, занятыми домашним хозяйством: уходом за крупным и мелким рогатым скотом, птицей, приготовлением пищи, изготовлением тканей и одежды, уборкой дома и двора. Важная роль хозяйки в доме отразилась во многих семейных и хозяйственных обрядах, в которых она играла главную роль. Незавидное положение в семье имели невестки. Они должны были во всем подчиняться не только мужу, но и свекру со свекровью. Жизнь невестки в семье во многом определялась характером свекрови. В одних случаях, она заменяла ей мать, в других - становилась мучительницей.

Важной характеристикой семьи и ее моральных устоев является отношение к детям. Семья, в которой были дети, считалась благополучной и счастливой. Бездетность рассматривалось как большое несчастье. Общественное мнение, как правило, обвиняло в бесплодии женщину.

Однако слишком большое количество детей в вепсской семье также не вызывало большой радости, так как вело к материальным трудностям.

Таким образом, из рассмотренного нами выше материла, становится ясно, что быт и нравы вепсов имеют глубокие исторические корни, которые наложили свой отпечаток на традиционную обрядовость этого народа.

2.2 Традиционная обрядовость и календарные праздники

туристический экскурсия вепс обрядовость

Вепсы официально являются по вероисповеданию православными. Христианизация веси началась на рубеже Х-ХI веков - намного раньше, чем у большинства других финноязычных народов. Запись в летописи под 1471 г. как бы подводит итог обращения веси в христианство. В ней говорится о том, что Владимир, крестив всех русских и ряд других народов. Однако внедрение новой религии в народную жизнь оказалось трудным, длительным и незавершенным процессом. Православная вера, излагаемая на старославянском языке на богослужениях в церкви, была мало понятной вепсам. Лучше усваивалась народом обрядовая сторона православной религии.

Официальное православие, с одной стороны, боролось с дохристианскими верованиями, обрядами и культами (Соборы, постановления), с другой - приспосабливалось к ним (приходско-мирская практика). Христианские представления у вепсов формировались и под влиянием культурных контактов с русским народом, от которого они перенимали крестьянское понимание православия, отличавшееся от ортодоксального учения. Результатом всех этих процессов явилось сложение своеобразного православно-языческого синкретического комплекса, который лежал в основе вепсского традиционного мировоззрения.

Христианское влияние сказалось и на немногих, известных среди вепсов, мифах о сотворении мира. В одном из них, появившемся в вепсской среде от русских, творение космоса предстает как результат совместной деятельности двух основных антагонистических сил христианской религии - Бога и дьявола: "Когда Бог творил землю и живые существа, дьявол из зависти мешал Ему. Бог рассердился, схватил дьявола и сбросил его с неба на землю, в болото. В болоте, в том месте, куда провалился дьявол, образовалась большая дыра; из этой-то дыры и полезла всякая "нечисть". Часть пошла в озера - водяники, часть в леса - лесовики, часть забралась в тучи и облака и так распространилась по всему свету. Этой "нечисти" повылезало бы и еще больше, если бы Бог не догадался заткнуть дыру в болоте горящим поленом".

В другом дошедшем до нас вепсском космогоническом мифе рассказывается, как птицы по приказу Бога участвовали в создании "мировой" реки: "Бог задумал выкопать реку и призвал на помощь птиц. Все птицы откликнулись на призыв Бога и участвовали в прокладке русла реки, кроме ястреба. За неповиновение Господь наказал ястреба. В течение Спасова поста, длящегося от Преображения Господня (6/19 августа) до третьего Спаса (16/29 августа) ястребу запрещено пить из реки воду. Из-за этого он пищит, пить просит, но из реки пить не осмеливается". Очень похожие мифы о создании реки птицами были известны многим народам мира, однако роль главного отрицательного персонажа в них отводилась разным представителям пернатого царства.

В результате ранней христианизации исторические средневековые источники не успели запечатлеть имена древневепсских верховных богов, как это было у других финно-угорских народов (финнов, карел, эстонцев, коми, удмуртов, мордвы, марийцев, хантов и манси). Высшая мифология всегда оказывалась наименее устойчивой частью, так как на отказ от нее в первую очередь были направлены основные усилия миссионеров новой религии. Видимо, так некоторые персонажи высшего уровня у вепсов были заменены христианскими святыми, другие - приобрели отрицательные характеристики.

У всех финно-угорских народов в древности существовал главный небесный бог. Его имя исследователи связывают с названием неба, воздуха. В скандинавских и русских преданиях сообщается, что у заволочской чуди, которая скорее всего принимала участие в этногенезе вепсского народа, существовал верховный бог Юмалла. Изображение Юмаллы находилось в еловой роще: "Весь он был слит из серебра, прикреплен к самому большому дереву рощи и держал в руках большую золотую чашу"; в нее чудь опускала жертвоприношения в виде серебра и золота своему богу.

Гораздо более устойчивым в вепсской мифологии оказался ее так называемый "низший слой". К нему относились различные духи, связанные со всем мифологизированным пространством от дома до леса и причисленные к разряду нечисти. Им посвящались различные обряды жертвенного характера.

Среди персонажей "низшей" мифологии выделялась группа духов - "хозяев" различных природных объектов (лес, земля, поле, вода и т. д.). Самым популярным природным духом у вепсов был и остается "хозяин" леса. Он известен под множеством названий, по которым можно наметить некоторые стадии развития народного мировоззрения. Первоначально - это mec ("лес") - объект обожествления, далее идет выделение духа лесной стихии "лесовой", затем наделение его антропоморфными чертами – "лесной человек".

В сложении образа лесного духа-"хозяина" отразилось двойственное отношение вепсов к лесу: с одной стороны, он являлся кормильцем крестьянина, с другой - был наполнен всевозможными опасностями. Хозяин леса мог не только послать охотнику много дичи, собирателю - много грибов и ягод, а пастуху - безопасность скота, но и сбить путника или домашних животных с дороги, напустить на них диких зверей. Чтобы не прогневить лесного духа каждый вепсский крестьянин в прошлом знал различные религиозно-магические обряды на случай встречи с ним в лесу, потери дороги, ночевки под деревьями, а также жертвенные обряды в начале и конце лесной промысловой деятельности. Так, закончив сбор "даров леса", собиратели обязаны были принести жертву лесному хозяину - в виде ягод и грибов, которые они оставляли на пне, у придорожного креста или на перекрестке дорог. Этим формам поведения многие сельские жители следуют до сих пор при посещении леса.

У вепсов как земледельческого народа получили развитие мифологические представления о духах, населяющих поле. Правда эти представления были намного слабее, чем поверья о духе-хозяине леса и сохранились они, главным образом, у южных вепсов. Считалось, что каждое поле имеет своих духов - хозяина поля и хозяйку поля. В народных представлениях вепсов, как и многих других народов, жатва часто представлялась как мученические роды хозяйки поля, во время которых происходило рождение зерна ("духа хлеба"), заключенного в снопы. В период уборки урожая крестьяне закапывали для хозяина и хозяйки на полосе хлеб и яйцо, чтобы те дали им хороший урожай. По народным поверьям, в период жатвы на поле часто можно было слышать стоны, означающие, что хозяйка поля рожает. Услышавший стоны обязательно дарил "роженице" "пеленку": cнимал с себя портянку, платок или передник и оставлял на полосе.

Не менее почитаемым, чем леший, образом вепсской низшей мифологии был водяной дух. Но в отличие от духа леса, вера в него мало сохранилась среди вепсов до сегодняшнего времени. В традиционном мировоззрении вепсов отразились различные стадии олицетворения водных объектов. Так, у южных вепсов было обнаружено предание, в котором реальные реки конкретной местности персонифицированы. О реках говорится как о существах женского пола, содержится объяснение их физических особенностей. С развитием анимистических верований олицетворения, придаваемые различным водным объектам, постепенно отделялись от

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Использование национального колорита традиций вепсов Прионежского края при составлении туристической программы". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 509

Другие дипломные работы по специальности "Физкультура и спорт":

Формирование здорового образа жизни школьников девятого класса на уроках физической культуры

Смотреть работу >>

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Смотреть работу >>

Характеристика показателей сердечно-сосудистой системы и мышечной силы кисти у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо в ДЮЦ "Атлет"

Смотреть работу >>

Динамика показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами

Смотреть работу >>

Разработка бизнес-плана создания предприятия гостиничного комплекса

Смотреть работу >>