Дипломная работа на тему "Экскурсия по главной улице города Барнаула"

ГлавнаяФизкультура и спорт → Экскурсия по главной улице города Барнаула




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Экскурсия по главной улице города Барнаула":


Глава 1 История главной улицы города Барнаула

1.1 Методологические основы экскурсионного дела

Экскурсия - это процесс наглядного познания окружающего мира особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения.

Экскурсия - это тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Экскурсия имеет свои признаки (элементы):

• протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);

• наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

• наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

• показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

• передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

• целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

Экскурсант - это:

1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;

2) субъект, участник экскурсии.

Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. [55, стр.84]

Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:

1.Предварительная работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;

2.Непосредственная разработка самой экскурсии - составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.

Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.

Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии. [55, стр.82]

Понятие включает в себя:

• общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;

• частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.

Методика или приемы:

• анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;

• синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;

• ассоциация по времени;

• ассоциация по единству;

• словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);

• наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);

• осмотр объекта;

• метод наблюдения.

Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.

В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени. [55, стр.104]

Это следующие признаки:

• по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;

• по содержанию: естественно-географические, гуманитарные производственные;

•по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные;

•по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;

•по логическому построению: аналитические, синтетические;

•по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные.

В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.

В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на:

•обзорные;

•тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотомны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития. [55, стр.125]

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.

Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:

1. исторические - делятся на:

•историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Барнаула»);

•археологические;

•этнографические;

•военно-исторические.

2. производственные – делятся на:

•производственно-экономические;

•производственно-исторические;

•производственно-технические;

•производственно-ориентационные (для учащихся).

3. природоведческие

4. искусствоведческие – подразделяются на:

•театральные (например, "Екатеринбург театральный");

•историко-музейные (скульптуры);

•музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы);

5. литературные

•литературно-биографические;

•историко-литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);

•литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;

•архитектурно-градостроительные, имеющие своими объектами памятники архитектуры, новостройки.

По составу участников экскурсии делятся на:

•взрослую аудиторию и детей;

•местное население и приезжих туристов;

•городское и сельское население;

•организованные группы и индивидуалов.

По месту проведения экскурсии делятся на:

•городские;

•загородные;

•производственные;

•музейные.

По способу передвижения:

•пешеходные;

•транспортные;

•экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).

По форме проведения:

•экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;

•экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;

•экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.

Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи:

•образовательная;

•воспитательная;

•рекреационная;

•рекламная;

•коммуникативная.

Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление. Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии - совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта. Логическое познание – это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий - совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта. [55, стр.136]

Экскурсии как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе. Педагогические задачи экскурсии:

•построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;

•стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;

•вооружить навыками самостоятельного наблюдения;

•стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.

Таким образом, сегодня, когда заметно вырос интерес к внутреннему туризму, "душой" которого являются экскурсии, перед специалистами-экскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода.

1.2 Архитектура проспекта Ленина

С середины XIX и вплоть до начала XX века в городской застройке доминировала эклектика. Образцом Барнаульской эклектики может служить застройка ул. Толстого, на которой были выстроены магазины купцов Морозова, Смирнова.

Первой была заложена гостиница на 217 мест. Архитектурный облик первой в Барнауле современной гостиницы заметно отличается от общественных зданий 20-х – начала 30-х гг.

В соответствии с генеральным планом в этот период на Ленинском проспекте строятся еще два крупных здания: в 1938г.- 50- квартирный дом и в 1940г.- жилое здание Крайисполкома (архитектор- А.Б. Баранский). По замыслу В.К. Александрова - автора генерального плана - это крупногабаритные жилые здания наряду с общественными должны были задать новый масштаб застройки главной улицы Барнаула.

На участке по ул. Партизанской до ул. Молодежной сосредотачиваются общественные, торговые, и административно-хозяйственные здания. По большей части проспекта уложено мощное бетонное основание под проезжую часть, в 1970-х. гг. производилась реконструкция бульвара по всей его длине. Были приведены в порядок деревья, посажены новые, появились красивые цветники, обновлены памятники [10, с.47].

Застройка проспекта Ленина является удачным примером в архитектуре городов Сибири с точки зрения решения цвета в ансамбле магистрали на отрезке между площадью Октября и площадью Советов. Богатая палитра красок, коричневых, зеленых - слагает цветовой строй магистрали. Цветовая композиция удачно увязана с планировочной и объемной структурой отдельных частей застройки и основана на принципе акцентирования цветом общественных зданий на фоне малонасыщенных бледных тонов жилой застройки. В целом, тональная ясность цвета архитектуры во взаимодействии с красками окружающей зелени вносит жизнерадостный тон в сложившийся ансамбль зданий Ленинского проспекта.

В этот период на проспекте были построены такие здания, как медицинский институт (архитектор - В.Л. Казаринов), жилые дома (архитектор - Павлов), стройбанк (архитектор - В.Л. Казаринов), жилой дом с башней и шпилем на углу Октябрьской площади (архитектор - Ф.К. Додица) [13, стр.69].

Самым крупным торговым зданием в Барнауле в этот период был пассаж Смирнова. П-образное в плане, здание занимало целый квартал на Московском проспекте, выходя двумя другими фасадами на улицы Иркутскую (ныне ул. Пушкина) и Кузнецкую (ныне ул. Гоголя). Двухэтажный в центре, трехэтажный в боковых крыльях, увенчанный куполами, со шпилями, с большими витражами пассаж был типичным образцом эклектики. Однако, здание не сохранилось.

Все фасады зданий, как общественных, так и жилых, перенасыщены в одинаковой степени ордерным декором. Это делает застройку проспекта несколько однообразной и ведет к декоративной перегрузке архитектуры зданий. Почти все жилые здания имеют ордерные формы, преимущественно небольшого рельефа пилястры. Обилие мелких архитектурных деталей (рваный камень, угловых рустов, замковых камней, русты первых этажей, обелиски на парапетах, балюстрады, фальшивые балконы, оконные обрамления и проч.) снижает качество их архитектуры. Впечатление общего единства застройки придает штукатурная отделка фасадов и единые приемы их окраски [3].

Большинство зданий проспекта имеют разномасштабный характер архитектуры. Это результат того, что проекты создавали различные организации из многих городов - Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Барнаула - не всегда в увязке друг с другом и с некоторыми отступлениями от детального проекта планировки. Проектировались чаще отдельные здания или реже квартал, но не застройка магистрали в целом. Крайняя малочисленность архитекторских кадров в Барнауле не позволяла в то время бороться за единство архитектурного ансамбля проспекта.

Ленина 6. Городская дума, бывший городской торговый корпус. Здание построено в 1914-1916гг. на месте, где ранее находилось предшествующее здание городской думы, здесь размещалась Барнаульская общественная библиотека. Корпус был возведен по проекту архитектора И.Ф. Носовича. Первый этаж предназначался под торговые цели, здесь размещался универсальный магазин торгового дома «С.Я. Яковлев и А.И. Поляков», на втором этаже находились городская дума и управа. Архитектура здания электична. Обилие измельченных деталей, элементов различных форм делали его ярким и броским.

Именно здесь 13 декабря 1919г. Состоялось заседание Барнаульского ВРК и представителей главного штаба партизанской армии и походного Сибревкома, на котором был создан губернский ревком под председательством В.В. Аристова. В 20-е годы здесь размещался Алтайский союз кооперативов.

Поздние постройки внесли некоторые нарушения в восприятие эстетики здания неадекватными масштабами и стилистикой объектов. Особенно пристройка 1977 года по ул. Горького, где четырехэтажная коробка нового здания поставлена вплотную к старому, подавляет его массой объема, высотой и отсутствием стилистического архитектурного перехода. Подавляет доминантную нагрузку этого памятника и выдвинутое в улицу напротив сооружение стадиона «Динамо» [10, с.139].

Таким образом, градостроительный узел вокруг данного архитектурного объекта был нарушен. Фасад оформлен на цветном контрасте белого и красного (сохранена старая кладка, которая привносит некий оттенок благородства). Арочные и круглые окна, эркеры и угловая башня придают зданию неповторимый облик. Восстановленный купол - башенка с декоративным элементом в стиле барокко и шпилем являются заключительной доминантой здания. Кованые оградки, решётки, ограждения изящных балконов, цепи, поддерживающие козырёк, решётки на окнах воссоздают облик старины [6, с.49].

Ленина,8. Административное здание (1928-1929) Композиционное решение предопределено месторасположением здания. С его постройкой был оформлен пустовавший ранее угол Ленинского проспекта и улицы Пушкинской. Здание смотрится цельным, благодаря ритму широких пилястр. Крупномасштабные оконные проемы первого и второго этажей принимаются на угловом повышенном объеме арочного очертания. Такой прием разработки фасадных плоскостей облегчает массивность каменной стены, придает зданию динамичный и выразительный облик, в полной мере отвечающий его деловому характеру [11, с.53].

Здание имеет градостроительное значение, оформляя перекресток главных улиц города; является памятником конструктивизма 20-х годов XX века.

С 1930г. Здесь размещалось Алтайское отделение треста «Кузбасс-уголь», потом управление кинофикации, позже крайкомхоз.

Никольская церковь. В начале XX века в России действовало правило, согласно которому в тех районах, где дислоцировались русские воинские силы численностью не менее батальона, нужно было строить солдатские храмы, а там, где это было невозможно, стали появляться походные воинские церкви и даже церкви-вагоны. В городе в то время находился Барнаульский стрелковый полк, поэтому вопрос о строительстве храма был предрешен, тем более что военное ведомство выделило для этих целей 36 тысяч рублей, а Главный штаб предложил проект кирпичной церкви, вмещающей 630 человек, причем этот проект был одобрен Государем Императором Николаем II.

18 апреля 1903 года на очередном заседании городской думы первым рассматривался вопрос о выделении городской территории для строительства полковой церкви. В то время, кстати, Барнаул испытывал нехватку городской земли, но все же дума решила этот вопрос положительно: для строительства храма было отведено 290 квадратных сажен земли на углу Московского проспекта и Второй Алтайской улицы, недалеко от полковых казарм. [10, с.166].

Уже весной 1904 года войска Барнаульского гарнизона при широком стечении публики участвовали в торжественном освящении места и закладке первого камня полковой Никольской церкви.

Строительство шло очень быстро: в конце декабря того же года благочинный протоиерей Анемподист Завадовский сообщил в Томскую духовную консисторию, что стены и крыша храма завершены, однако внутренние отделочные работы еще не начинались. Быстрые темпы строительства церкви можно объяснить не только хорошим финансированием, но и тем, что в строительных работах принимали участие как солдаты Барнаульского гарнизона, так и местные жители – об этом вспоминали многие старожилы Барнаула. Не было тогда для русского человека большей чести, чем строить храм. [16, с.146].

В феврале 1906 года Никольская церковь была освящена – на строительство ее ушло менее двух лет. С того времени все призывавшиеся на воинскую службу из Барнаула принимали здесь присягу. [2, с.18].

Но не только военнослужащие посещали эту церковь. Для жителей Алтайских улиц она была самой ближней, поэтому и в будни, и в праздники они приходили сюда молиться. К Никольской церкви примыкала значительная территория, свободная от каких-либо строений. Ее прекрасно было видно со всех сторон, а потому именно здесь неоднократно проводились народно-патриотические праздники и манифестации – к примеру, празднование 100-летия Бородинской битвы, 300-летие царствования Дома Романовых и многие другие. [1, с.38].

Никольская церковь разделила участь всех других церквей нашего города: в 30-е годы прошлого века прекрасные колокольня и купол были разрушены, колокола разбиты, а чтобы ничто не напоминало о том, что когда-то здесь был православный храм, замаскировали даже кресты, украшавшие некогда стены здания.

Какое-то время Никольская церковь пустовала, затем в ней разместился воинский клуб. В 1992 году, после принятия решения о возвращении Русской православной церкви сохранившихся, но в большей степени полуразрушенных церковных зданий, она была возвращена в руки законных владельцев – православных верующих. С этого времени в Никольской церкви совершаются ежедневные богослужения.

Кинотеатр Родина расположен в Центральном районе города на проспекте Ленина.

Кинотеатр был построен в 1941 году по проекту московского архитектора Г. К. Френка и имел 2 зала на 300 мест - «голубой» и «розовый». Рядом с кинотеатром до 1950-х годов стоял памятник Иосифу Сталину.

До 1990-х годов здесь происходили премьеры новинок советского кино, работали кинолектории и киноклубы, проводились творческие встречи зрителей с известными артистами - Михаилом Боярским, Леонидом Куравлевым и другими. С ноября 1997 года при кинотеатре работал Центр российской кинематографии имени Ивана Пырьева, а в фойе выставлялись исторические киноэкспозиции, представляющие классику отечественного кинематографа [13, с.44].

Дом под шпилем расположен на площади Октября по адресу проспект Ленина, 82 в центральной части города. Является главным элементом окружающего архитектурного ансамбля. Предназначение - жилой дом с торговыми помещениями.

Архитектором данного здания по сведениям документов Центра хранения архивного фонда Алтайского края, является Яков Николаевич Додица. Следует заметить, что на мемориальной доске, прикрепленной к фасаду здания, архитектор ошибочно указан как Ф. К. Додица [1]. Он же принимал участие в разработке конкурсного проекта Дворца советов в 1932-1933 годах совместно с А. Н. Душкиным, В. Андреевым, К. Алабяном, А. Мордвиновым, В. Симбирцевым.

Дом под шпилем строился с 1953 по 1956 год [4, с.32]. Архитектура здания завершает период сталинского неоклассицизма в общей застройке города. Для архитектуры рассматриваемого периода характерна пластичная и цветовая разработка фасадов, использование синтеза зодчества и монументально-декоративного искусства.

Влияние ленинградских проектных институтов отразилось на внешнем и внутреннем облике здания. Особенность дома - башня с часами, на которой находится остроконечный шпиль (около 15 метров) и флюгер. Общая высота здания составляет 46 метров [6, с.92].

Первый этаж, начиная с 1950-х годов используется под размещение магазинов и кафе. Жилые квартиры, улучшенной планировки в советское время предназначались деятелям культуры, военным, героям труда и партийным работникам.

На сегодняшний день инженерные коммуникации и фасады здания находятся в не лучшем состоянии.

Площадь Октября. Центральной транспортной развязкой города является площадь Октября, которая была предусмотрена генеральным планом 1937 года. На ней распределяются почти все потоки городского транспорта: по проспекту Калинина — к северной промышленной зоне и к старому мосту через Обь, по проспекту Ленина — к спальным районам города и в центр города (в том числе и по улице Советской), по проспекту Строителей — к железнодорожному вокзалу и на Павловский тракт.

Окончательное формирование архитектурного облика площади Октября завершилось в 1956 году. Среди первых в 1937 году была построена школа-десятилетка №25 (сегодня здесь расположены РФЭПШ и ГХМАК).

Данное архитектурное здание отличается богатым пластическим декором фасадов, вбирающих в себя ризалиты, портиковую галерею, лоджии и аркады.

Позднее, 6 ноября 1937 года был торжественно открыт клуб меланжевого комбината (ДК БМК). Это здание является важнейшим элементом ансамбля площади, построенный в русле парадной монументальной архитектуры общественных сооружений той эпохи.

Согласно данным генерального плана 1951 года на площади в первой половине 1950-х годов построены в том же стиле «Дом под шпилем», ДК профтехобразования.

С точки зрения расположения площадь Октября имеет сложную структуру, включающую выход нескольких улиц под острыми углами. Площадь имеет несколько подземных переходов и большую кольцевую развязку.

Пассаж Смирнова. Современники отмечали красоту домов Барнаула, особо выделявшихся среди рядовой застройки города: «Универмаги Второва, Морозова, Смирнова предназначены чистой публике, могли бы стоять на центральной улице Москвы или Петербурга». Самым крупным и представительным торговым зданием в Барнауле был Пассаж И.Ф.Смирнова. этот каменный магазин, занимавший целый квартал на Московском проспекте, построен в 1909г. Главный фасад здания выходил на Московский проспект, а два других располагались на улице Пушкинской и Гоголя. По центру на Московском проспекте оно было 2-этажным, а по улице Пушкинской и Гоголя имело третий этаж, увенчанный стройными куполами со шпилями. Пассаж И.Ф. Смирнова дважды горел: первый раз в 1914г., но затем был восстановлен; второй раз – в мае 1917г. От здания сохранилась небольшая его часть по улице Пушкинской, 48 [16, с.45].

Ленина 11. Бывший дом купцов Мальковых.

Построен во второй половине XIX века, в начале XX в. Был арендован предпринимателями Андроновским, здесь находились ресторан «Метрополь» и трактир. Здесь в годы Великой Отечественной войны размещались штабы соединений, сформированных в Барнауле: 5-й гвардейской Городского ордена Ленина, Краснознаменного ордена Суворова стрелковой дивизии, 42-й отдельной Краснознаменной стрелковой бригады. Сейчас здесь дворец бракосочетаний.

"Нулевой километр" - точка отсчета, от которой берут начало все дороги Алтайского края. В любом регионе все дороги начинаются от главпочтамта, в нашем городе такой знак установлен недалеко от главпочтамта, напротив здания краевой администрации. "Нулевой километр" представляет из себя постамент из колыванского гранита, который венчает ваза из коргонского порфира (общая высота 6,5 м.). Мозаика из черного габбро изображает стороны света и двенадцать зодиакальных созвездий. Композиция выполнена на Колыванском камнерезном заводе по проекту главного архитектора Барнаула С.А. Боженко. Камень для вазы, заготовлен в Коргонском карьере еще в 1815 г., но тогда его вывезти на завод не удалось. Сооружения, подобные барнаульскому "Нулевому километру", имеются на главных площадях Санкт-Петербурга и Архангельска.

Ленина, 14. Бывший магазин Полякова.

Памятник архитектуры в формах эклектики, имеет градостроительное значение, оформляя перекресток улиц и являясь крупным элементом в ряду застройки [9, с. 34].

Вдоль Московского проспекта и на прочих улицах города сложились своеобразные купеческие усадьбы. Они включали жилые дома, магазины, склады, некоторые - промышленные заведения и электростанции. Так, по четной стороне Московского проспекта у пересечения с улицы Гоголя значительный участок находился во владении купцов Поляковых. По Гоголевской улице был выстроен двухэтажный особняк, на втором этаже которого проживал И.И. Поляков с семьей (у купца было семеро детей), а на первом этаже был расположен чайный магазин. К 1913г. Усадьбу завершило большое торговое здание (ныне магазин «Красный»). Его первый этаж занимало товарищество «Алтай», а часть второго – отделение Сибирского торгового банка. В глубине квартала находились пимокатная и овчинно-шубная фабрика и электростанция [12, с.38].

В решении фасада здания ярко проявились особенности «кирпичного стиля». Шатровое завершение ризалитов, аркатурные пояски, кокошники, яркий цвет красного кирпича и белых известковых швов создавали дополнительный архитектурный эффект. Выразительность фасадов во много зависела от искусства каменщиков, и подчас оно достигало настоящей виртуозности.

Здание и в настоящее время украшает главную улицу города гармоничной композицией фасада с мотивами национального русского стиля в декоре, с орнаментом из фигурного кирпича и деталями кованного металла. Уличные фасады увенчаны шатровыми башенками. Дворовые фасады – глухие стены без архитектурного убранства. Универмаг - элемент ансамбля усадьбы И.И. Полякова, во двор которой вели кирпичные ворота с декоративными башенками, они сохранились и являются на Алтае образцом въезда в городскую купеческую усадьбу. Кроме торгового дома, складов и промышленных небольших построек, на земельном участке Поляковых так же располагался особняк, главный фасад которого выходил на ул. Гоголя [1, с.55].

Долгое время сохранялся в Барнауле фрагмент объема лютеранской церкви св. Павла. Это красивое здание строилось в середине XIX века (1857-1862) по чертежу живописца М.И. Мягкова под архитектурным надзором Белоусова. Здание снесено в 70-х г. XX века.

Ленина, 17. Духовное училище (1870-е гг.) Построено по заказу Томской духовной консистории. Архитектор - Н. Щульдаль. Образец культового учебного здания второй половины XIX века в формах эклектики; имеет градостроительное значение, оформляя перекресток важных магистралей города [1, с.82].

Таким образом, принимая во внимание важность Ленинского проспекта, как главной артерии г. Барнаула, следует обратить внимание на архитектурную застройку, берущее свое начало еще с XVIII века. Надо заметить, что преобладающим стилем в архитектуре старого Ленинского (Московского) проспекта преобладает эклектика.

Завершая рассмотрение первой главы, хотелось бы еще раз заметить важность Ленинского проспекта, с точки зрения градостроительного плана. Это как полноводная река, вбирающая в себя множество ручейков (улиц и переулков) и связывающая всех воедино, становясь целостной системой. Безусловно, интерес представляет историческая сторона данного вопроса, ведь именно на этом проспекте ходили наши предки, принимали очень важные решения в городской думе, которая находится на Ленинском проспекте, открытие университетов и много других значимых фактов.

1.3 Исторический облик проспекта Ленина г. Барнаула

В этом году проспект Ленина отметит свой юбилей - исполняется 110 лет с тех пор, как переулок, в XIX веке именовавшийся Московским, официально получил статус проспекта.

Будущий проспект был одной из первых улиц, появившихся в Барнауле, о чем свидетельствует план города 1748 года.

Ленинский проспект начинался с четной стороны от Малотобольской, от дома № 2, построенного в конце XIX века скотопромышленником Козловым. В

этом здании находились: обувной магазин, управление и база «Текстиль-швейобувьторга».

С левой стороны от Луговой улицы, где сейчас стоит белое кирпичное здание очистного коллектора, построенного в начале семидесятых, находилась база «Заготсырья», ее бревенчатые лабазы и дощатые сараи-склады в форме буквы П, так не кстати развернутые в сторону всегда чистого и нарядного Ленинского проспекта [9, с.26].

Издавна на протяжении двух веков, начиная с 1826 года, Ленинский проспект являлся любимым местом отдыха Барнаульцев. В конце 18-начале 19 века он назывался Богородским переулком (от названия Богородице - Одигитриевской церкви). Согласно следующему плану города 1785 года, Богородицкий переулок расширялся до 42 м, что предопределило превращение его со временем в главную улицу города.

С нечетной стороны Ленинский начинался от большого неухоженного сквера с редкими газонами, не ухоженность ему придавали многочисленные магазинчики и галантерейные киоски, прилегающие к управлению «Водосвета» [15, с.34].

Визитной карточкой Ленинского проспекта была центральная аллея. На протяжении двух кварталов от улицы Льва Толстого до улицы Пушкина пролегала густая тенистая кленовая аллея.

В начале XIX века улица стала называться Московской, так как в ее северном окончании за шлагбаумом начинался путь на Московско-Сибирский тракт (Москва-Томск-Иркутск-Кяхта). Надо сказать, что по разным источникам данная улица именовалась как Московский проспект, а до 1900 года называлась просто Московский переулок. Первая попытка переименования проспекта произошла в 1900 году, в то время Московский переулок был уже одной из лучших улиц города, так что приобретение им нового статуса вполне оправдано [10, с.33].

С 1900 года - Московским проспектом, а с 1917 года проспект почти ежегодно менял названия: Бульварная, Садовая улицы, Советский переулок, а с 1924 года - проспект им. В.И. Ленина.

По центру улицы был заложен бульвар, ставший любимым местом отдыха и прогулок горожан, а по чётной стороне были сооружены культовые здания: в 1795-1815 годах у пересечения с улицей Большой Тобольской (с 1910 года - улица Льва Толстого)-Богородице-Одигитриевская церковь (снесена в советское время); в 1861 году - лютеранская под руководством архитектора Г. Боссе между современными зданиями мэрии и «Красным» магазином (снесена в 1970-х годах); в1903-1906 годах - Никольская полковая церковь; в 1913 году католический костел, ныне аптека № 4 рядом с АлтГТУ. В начале XX века на бульваре между улицами Никитина и Анатолия сооружена часовня Александра Невского (после революции - снесена и восстановлена лишь в начале XXI века) [1, с.64].

В начале века застройка улицы ускорилась, здесь выросло много жилых и общественных зданий: дама купцов, магазины, два новых культовых сооружений - Никольская церковь и католический костел.

Первые от рыночной площади два бульвара были заложены при П.К. Фролове в 20-х гг.19в. Исторические бульвары главной улицы города Барнаула сохранились до наших дней и во все времена года придают ей особую живописность.

Но лицо Московского проспекта определяла торговля. Он был главной улицей делового торгового города, каким все более становился Барнаул в начале 20 века. По масштабам торговли выделялся пассаж купца первой гильдии Ивана Федоровича Смирнова, построенный в 1909г. Здание имело форму буквы П, его центральный фасад выходил на Московский проспект, а два крыла на улицы Пушкинскую и Гоголевскую. Пять отдельных входов вели в обувную, галантерейную, канцелярскую, аптечную, виннобакалейную секции. На дворе имелась собственная электростанция и винный погреб. На втором этаже здания размещались шляпная мастерская и отделение Русского внешней торговли банка. Перечень отделений пассажа не отражает всего разнообразия товаров, которая предлагала смирновская фирма. Здесь же торговали текстильным товаром, ювелирными изделиями, мехами, граммофонами и многим прочим. Ежегодно купец отправлялся в Москву и Варшаву для заключения новых контрактов. Пассаж как и многие другие постройки центральной части Барнаула, сгорел во время майского пожара 1917г [13, с.124].

В 1913г. Было завершено строительство нового торгового корпуса И. Полякова (магазин «Красный»). Первый этаж сдавался в аренду товариществу «Алтай» (торговля тканями и одеждой), а на втором этаже размещалось Барнаульское отделение Сибирского торгового Банка. Безусловно, это было одно из лучших торговых зданий города. Выстроенное из красного кирпича, украшенное кованным металлом, оно может быть отнесено к «русскому стилю» в архитектуре, столь популярному у отечественного купечества. По Гоголевской улице он был соединен мощными кирпичными воротами с другим домом И. Полякова, выстроенным раньше, где проживал купец с семьей, а на первом этаже размещался его же чайный магазин. Во дворе усадьбы находились пимокатная фабрика, склады, электростанция и прочие постройки.

С момента своего сооружения магазин неоднократно менял свое название, но его профиль оставался неизменным как в советское время, так и в сегодняшние дни. В 1986 году проведена реконструкция, в результате которой был полностью освоен 2-й этаж здания. В 2006 году проведена еще одна полномасштабная реконструкция магазина. Общая площадь торговых помещений -1250 кв. метров [1, с.184].

Накануне первой мировой войны началось строительство городского торгового корпуса, который одновременно предназначался для городской думы (сейчас пр. Ленина 6). Новое здание возводилось не на пустом месте, а включало в себя старое здание думы и одноэтажный магазин товарищества «С.Я. Яковлев и А.И. Поляков», который был надстроен и соединен со зданием думы в единое целое. Здание украшала башенка, сохранившаяся и до нашего времени, предназначенная для курантов. Они были куплены в магазине швейцарских часов в Петербурге. Из столицы привезли и зеркальные большие стекла для витрин первого этажа.

На первом этаже здания развернула свой магазин фирма «С.Я. Яковлев и А.И. Поляков», которая заявила о себе в регионе довольно громко. Большой магазин этой фирме открылся в Новониколаевске. В кредит у многих московских, владимирских, ивановских, петербургских, прибалтийских и польских фирм были взяты большие партии товаров – текстиля, товаров, обуви, парфюмерии и прочего. Всего было около 150 поставщиков. Но небольшой первоначальный капитал, не умелое ведение дела и, возможно предпринятые меры конкурентов привели этот торговый дом к краху [13, с.126].

На Московском проспекте находился и дом барнаульских миллионеров Федуловых, крупных торговцев хлебом и мукой, и другие торговые здания.

Торговыми являлись и многие сопредельные улицы города - Л. Толстова, Пушкинская, Гоголевская, Соборный переулок и другие.

В предвоенные годы наряду со строительством соц. Городка заметно обновляется Ленинский проспект. Это был по существу первый шаг к реализации генерального плана. Большое строительство развернулось на участке между ул. Никитина и Интернациональной. С 1938 по 1941 здесь были построены три крупных общественных здания.

По одной оси располагалось восемь бульваров с деревьями, посаженных в два ряда. В начале XIX века были сооружены купеческие лавки и создана базарная площадь (ныне Центральный рынок); по проекту архитектора Я. Н. Попова в стиле классицизма построен дом начальника Алтайских заводов [10, с.77].

В 1869 году архитектором Н. Шульдалем на нечётной стороне построено здание духовного училища.

С правой стороны от аллеи возвышалось здание бывшей городской думы - Ленина 6, построенное в 1914-1916 годах по проекту и под руководством архитектора Носовича, а в шестидесятые – семидесятые годы в нем располагались многочисленные организации, в том числе Краевой комитет ДОСААФ.

Слева от аллеи находился бывший хлебозавод №1, до революции жилой дом и магазин Торгового дома «Д.Н. Сухов и сыновья». До революции на месте макаронной фабрики, между улицей Пушкина и Гоголя, размещалась усадьба Платонова, она имела свою электростанцию, освещавшую усадьбу, а так же дома купцов Федулова, Флягина, магазины Смирнова, Сковородова, Народный дом [7].

За хлебозаводом (сейчас это Торговый комплекс «Седьмой континент» шел учебный комплекс АГМИ, после войны здание КГБ. За ним от кинотеатра «Пионер», где до кинотеатра находились здание музкомедии, начинался сквер, разделенный улицей Пушкина на две части, во второй половине сквера за памятником А.С Пушкину, в центре, на месте колыванской вазы из яшмы, стояла круглая чаша бассейна с фонтаном, ее украшала скульптурная группа из двух мальчиков, играющих пойманной рыбой.

Рядом высилось старинное здание пассажа И. Смирнова. Далее дом купцов Мальковых с рестораном «Метрополь» и трактиром (Дворец бракосочетания). А напротив - один из самых красивых и старейших магазинов в городе – «Красный», его к очередной дате переименовали в «Юбилейный», но данное название не прижилось и он так и остался по прежнему «Красным». В 1913 году в нем размещался торговый корпус И. Полякова [3].

За универмагом, перед зданием городской администрации, там где сейчас стоит памятник революционеру Матвею Цаплину, острым клином, увенчанным крестом стояла лютеранская кирха, снесенная в 1970 году, а еще раньше – бывшая резиденция губернатора, построенная для начальника Алтайского горного округа П.К. Фролова в 1827-1829 годах архитектором Я.Н. Поповым.

Напротив, через дорогу, стоит одно из зданий городской администрации, в советское время средняя школа №1, до революции - духовное училище, построенное в 1869 году архитектором Н. Шульдалем.

Выше на горке стоял кинотеатр «Родина», воздвигнутый в 1941 году.

Стадион «Динамо» - одно из первых спортивных сооружений, построенных в советское время, в 1929 году [10, с.84].

Памятник героям, павшим за установление Советской власти на Алтае, его в год пятидесятилетия Октябрьской революции реставрировали, у подножия зажжен Вечный огонь.

Отрадно, что в Барнауле жители и власть с понимание относились к прошлому и в годы демократии, вседозволенности не стали бездушно переименовывать улицы и сносит памятники. Так, Ф.Э. Дзержинский переместился от здания УВД к ФСБ, а В.И. Ленин по-прежнему стоит на своем месте.

Отрезок проспекта Ленина между улицами Никитина и Анатолия был всегда самым оживленным. Ведь именно там, напротив располагался магазин и ресторан «Алтай»

С течением времени Московский проспект стал главной торговой улицей Барнаула [6].

В 1951 году известный архитектор Ф.К. Додица разработал план детальной планировки проспекта. По его замыслу должна была получится широкая транспортная магистраль. В связи с этим, были построены 5-этажные жилые здания на углу с проспектом Строителей и площадью Октября (Дом под шпилем), кроме того, были также построены с кинотеатром «Россия»; построен здание горкома КПСС, медицинский институт, Дом союзов, строительный техникум.

Завершилось строительство площади в 1956 году. Главный административно-общественный комплекс - площадь Советов создан в 1960-1970-х годах.

Решение о продлении проспекта в 1960-х годах обвенчалось его строительством за железнодорожную выемку через коммунальный мост до проспекта Космонавтов.

В конце XX века проспект Ленина был облагорожен – спилили тополя на бульваре, их заменили берёзы и ели, Построились новые здания, восстановлены часовни, прошла реставрация архитектурного наследия по данной территории.


259095241">Глава 2 Опыт построения экскурсионной карты пр. Ленина

259095242

2.1 Анализ существующих туристско-экскурсионных карт

В последнее время становится все более популярной такая услуга, как экскурсионная карта или экскурсионный билет города. Многие столицы и крупные города предлагают этот весьма выгодный вариант - карту, обеспечивающую бесплатный или льготный вход в большинство музеев, бесплатный проезд на общественном транспорте, скидки при посещении предприятий питания, развлечений, а также в магазинах. Обычно стоимость карты варьируется в зависимости от ее срока действия от 24 до 72 часов, предоставляются специальные цены для детей.

Экскурсионная карта города - это льготный городской билет широкого спектра действия, специально предназначенный для гостей данного города, которые интересуются достопримечательностями и культурой. Благодаря экскурсионной карте города, знакомство с ним станет простым, удобным и незабываемым.

С экскурсионной картой города имеется возможность:

- бесплатно посещать музеи и достопримечательности

- бесплатно участвовать в экскурсиях по городу

- бесплатно пользоваться городским общественным транспортом

- получать скидки при посещении ряда культурных мероприятий, ресторанов, магазинов, Интернет-кафе, театров, развлекательных центров, а также, арендуя автомобили.

Город, как и люди, которые живут рядом с нами, кажется каждый день видишь их и все про них знаешь, а не открылся тебе человек. Так и город, по улицам которого ходишь каждый день. Все тебе в нем кажется известно и ничем не удивишь, а не открыл он тебе свои тайны. Хранит до поры, до времени свои секреты, как старый сундучок. А подберешь к нему ключик, и откроется тебе столько тайных местечек и уголков! Одним из таких мест является Ленинский проспект.

Прежде чем приступить к анализу опыта построения экскурсионных карт по проспекту Ленина, хотелось бы заметить универсальность данного маршрута, потому что на протяжении всего проспекта встречаются старинные здания с полувековой историей, памятные места, наполненные важными событиями прошлого, а так же новейшие разработки в области архитектуры и градостроительства. Чуть ли не каждая история, связанная с городом Барнаулом прямо или косвенно соприкасается с его главным проспектом. Ленинский проспект популярен не только у горожан, но и у гостей города, туристов и иностранцев.

1 Ленинский – главная артерия города Барнаула.

Автобусная экскурсия рассчитана на 30 человек. Продолжительность экскурсии 1 час 30 минут. Предусмотрена 10 минутная (гигиеническая) остановка, а так же 20 минут предусмотрено на питание. Свое начало экскурсия берет свое начало от «Геомаркета», и заканчивается на Речном Вокзале.

Экскурсия проводится в любое время года, преимущественно до обеда, во избежание пробок. Во время экскурсии экскурсовод читает интересную обзорную лекцию. Вот ее сокращенный вариант:

Центральная улица города - проспект Ленина. Посередине разделена широкой пешеходной аллеей.

В начале XX века Московский проспект стал главной торговой улицей Барнаула.

Затем была советская реконструкция.

В 1951 году разработан план детальной планировки проспекта под руководством архитектора Ф. К. Додицы. Его композиция заключалась в создании прямой и широкой транспортной магистрали. Были сооружены 5-этажные жилые здания на углу с проспектом Строителей и площадью Октября (Дом под шпилем), а также рядом с кинотеатром «Россия»; возведены Дом союзов, строительный техникум, медицинский институт, здание горкома КПСС. В 1963 году сдан в эксплуатацию главный корпус АлтГТУ имени Ползунова [14].

В 1956 году завершено формирование площади Октября как важнейшего транспортного узла и архитектурного ансамбля Барнаула, а в 1960-1970-х годах создан главный административно-общественный комплекс - площадь Советов. В 1960-х годах проспект Ленина был продлён за железнодорожную выемку через коммунальный мост до проспекта Космонавтов. Застройка этой территории началась после сноса землянок и бараков так называемого «Копай-города», который располагался на месте сегодняшнего проспекта от моста до улицы Северо-Западной [1,с.25]. Здания, возведённые здесь, являлись типовыми 4- и 5-этажными «хрущевками».

В 1990-2000-е годы проспект был благоустроен - тополя на бульваре заменены берёзами и елями, появились малые архитектурные формы, восстановлены часовни.

Достроен главный корпус АлтГУ на пересечении с Молодёжной улицей; возведён комплекс 12-этажных жилых домов недалеко от пересечения с улицей Северо-Западной, крупные торговые центры; элитные жилые дома на пересечении с Партизанской улицей, а также на пересечении с улицей Профинтерна.

Под магазины, бутики, аптеки, рестораны и офисы перестроено большинство первых этажей жилых зданий. Реконструирована Никольская церковь, к которой была пристроена колокольня с куполом. Летом 2006 года, после посещения города премьер-министром М. Фрадковым, были реконструированы фасады зданий на проспекте Ленина от площади Октября до улицы Чкалова [5].

Таким образом, на основе приведенного материала существующей экскурсии мы можем сделать ряд выводов:

Экскурсия комфортна своим маршрутом и количеством времени;

В ходе экскурсии приведен основной исторический материал, насыщенный датами и важными событиями.

Экскурсия отвечает всем требованиям обслуживания.

2 Архитектурные памятники Ленинского проспекта

Пешая экскурсия рассчитана на 15 человек. Продолжительность экскурсии 1 час 30 минут. Предусмотрена 10 минутная (гигиеническая) остановка, а так же 20 минут предусмотрено на питание. Свое начало экскурсия берет свое начало от «Площади Октября», и заканчивается на Речном Вокзале.

Экскурсия проводится в летнее время года, преимущественно вечером с 5 до 6 : 30, во избежание сильной жары. Во время экскурсии экскурсовод читает интересную обзорную лекцию. Вот ее сокращенный вариант:

Архитектурные памятники проспекта хранят красоту форм, объемов, деталей, стилей, а также историю событий и людей. Это наши молчаливые собеседники. Желаете познакомиться?

Экскурсия проходит по исторической части Ленинского проспекта и включает в себя рассказ о девяти архитектурных памятниках проспекта, которые и по сей день остаются украшением главной улицы города.

Во время экскурсии рассматриваются основные архитектурные сооружения на проспекте Ленина. Экскурсовод рассказывает о каждом здании с указанием дат и примечательных событий.

В процессе экскурсии рассматриваются следующие памятники краевого значения:

Здание Городской думы (1906-1914), архитектор И. Ф. Носович — пр. Ленина, 6.

Административное здание (1932) - пр. Ленина, 8.

Духовное училище (1869, реконструкция 1923 года), архитектор Н. Шульдаль, реконструкция П. П. Курковский - пр. Ленина, 17.

Дом начальника Алтайского горного округа (первая половина XIX века), архитектор Я. Н. Попов, реконструкция М. Ф. Федеровский, С. Р. Надольский. - пр. Ленина, 18.

Дом союзов (1939-1941), архитекторы А. В. Баранский и В. Л. Казаринов - пр. Ленина, 23.

Здание крайкома КПСС (1930-1941), архитектор А. В. Баранский - пр. Ленина, 25.

Никольская церковь (1903-1906), архитектор И. Ф. Носович - пр. Ленина, 36.

Здание Алтайского государственного медицинского университета (1950-е годы), архитектор А. В. Баранский - пр. Ленина, 40.

Католический костел (1909-1910, реконструкция 1935 года), архитектор И. Ф. Носович - пр. Ленина, 44.

Здание Алтайского государственного университета (1958) - пр. Ленина, 61.

Здание Алтайской государственной академии культуры и искусств (ранее располагался горком КПСС) (1950-е годы) - пр. Ленина, 66.

Барнаульский строительный техникум (1949-1954) - пр. Ленина, 68.

Прочие памятники

Единство художественно-образного сообщения, с которым связана категория ансамбля, является важным условием выразительности архитектурного облика города. Московский проспект (ныне Ленина), исторически сложившийся как главная композиционная ось Барнаула, на протяжении от Старого базара до площади Октября характеризуют такие важные черты, как комплексность застройки, целостность архитектурной среды, сосуществование старинных зданий и советской архитектуры.

История Московского проспекта уходит в 18-е столетие; Богородский переулок, Московский переулок (Дорога на Москву) Московская улица Московский проспект дореволюционные названия; с 1924 г. проспект им. В.И. Ленина. Ансамбль проспекта начинает старинная Рыночная площадь. Возведение в общественно-торговом центре административного здания (Ленина, 6) с характерной часовой башней и куполом отвечало традициям европейских городов.

Сосредоточенные на центральном проспекте Барнаула здания нач. ХХ в. (Ленина, 6; 14; 17; 18; 21) являются своеобразным комплексом, иллюстрирующим художественные оттенки эклектики и характеризует историко-культурную среду города.

В формировании силуэта главной композиционной оси дореволюционного Барнаула активную роль играли храмы (Одигитриевская церковь, Лютеранская кирха, Католический костел). В наши дни красиво организует и гармонизирует среду Никольская церковь [10].

Направление проспекта заложенное на ранних этапах, его магистральное значение было развито в Советский период. В 1930-50 гг. вдоль главной магистрали города сформировались архитектурные ансамбли. Архитекторы тактично подошли к проектированию, сохранили красную линию, малоэтажность зданий, развили тему бульвара.

На главную композиционную ось нанизаны выразительные ансамбли площадей, небольшие площадки, образованные отступами от красной линии. В пространство проспекта органично включены бульвары, скверы. Определенное художественное единство застройки проспекта обусловлено преобладанием архитектурной темы неоклассицизма, использованием ордерного декора (Ленина 23; 35; 40; 69; 71; 80).

В композиции Октябрьской площади, подчеркнутой башней со шпилем, классицистические вариации фасадной архитектуры задают тон всему ансамблю.

Ленинский проспект является целостным организмом городской среды; сложившиеся комплексы позволяют рассматривать памятники в социокультурной динамике ХХ века.

3 Проспект Ленина – Барнаульский «Бродвей»

Пешая экскурсия рассчитана на 15человек. Продолжительность экскурсии 1 час 30 минут. Предусмотрена 10 минутная (гигиеническая) остановка, а так же 20 минут предусмотрено на питание. Свое начало экскурсия берет свое начало от «Старого Базара», и заканчивается на «Новом Рынке».

Экскурсия проводится в летнее время года, преимущественно вечером с 5 до 6 : 30, во избежание сильной жары. Во время экскурсии экскурсовод читает интересную обзорную лекцию. Вот ее сокращенный вариант:

Иногда так хочется увидеть Ленинский проспект глазами наших предков, ощутить дуновение веков... Экскурсия проходит по исторической части Ленинского проспекта и включает в себя рассказ о пяти культувых зданиях, некогда стоявших на проспекте.

На участке от начала до улицы Молодёжной проспект пересекает 3 надпойменные террасы Барнаулки, круто поднимаясь в сторону площади Советов и сменяя абсолютные высоты над уровнем моря от 137 до 185 м. Рельеф местности - дюнно-грядовый, сложенный эоловыми песками.

В ходе экскурсии группа посещает следующие объекты:

Торговый дом (1920-е годы) - пр. Ленина, 5.

Трактир торгового дома «И. И. Андроновский и сыновья» (конец XIX века) - пр. Ленина, 11.

Кинотеатр «Родина»

Торговый дом купца Полякова (Магазин«Красный»)(1913) - пр.Ленина,14.

Колыванская ваза в честь 250-летия Барнаула (1980), архитектор С. Ф. Зенков, художник Г. П. Алексеев - пр. Ленина, 7-11.

Колыванская ваза в честь 50-летия Алтайского края (1987), архитектор С. А. Боженко, художник О. Демидов - пр. Ленина, 11-17.

Мемориальный комплекс «Сквер павших борцов за социализм» - стеллы, братские могилы, монументы (1920-1967), архитектор В. Л. Казаринов, скульптор В. Ф. Добровольский. - пр. Ленина 17-28

Кинотеатр «Родина» (1941) - пр. Ленина, 19.

Полицейское управление (начало XX века) - пр. Ленина, 20.

Гостиница «Алтай» (1941) - пр. Ленина, 24.

Дома жилые с торговыми помещениями (1930-1940-е годы) - пр. Ленина, 26, 28, 29, 35.

Дома жилые и административные (1950-е годы) - пр. Ленина, 58, 60, 63, 64, 67, 70, 72, 74, 78, 80, 81, 85, 87, 92, 93, 94, 105, 107.

Ансамбль застройки улицы: жилые дома и кинотеатр «Россия» (1950-е годы) - пр. Ленина, 69, 71, 73.

Дом под шпилем (1956), архитектор Ф. К. Додица - пр. Ленина, 82.

Здание профтехучилища (1950-е годы) - пр. Ленина, 89.

Бюст Е. М. Мамонтова (1982), архитектор Г. Г. Протопопов, скульптор К. Г. Чумичев - пересечение пр. Ленина и ул. Льва Толстого.

Бюст Ф. Э. Дзержинского (1988), архитектор Г. С. Крамаренко, скульптор А. Бичугов - пр. Ленина, 30.

Бюст К. Д. Фролова (1987), архитекторы К. М. Пентешин, А. П. Богомолец, С. А. Боженко, В. А. Кашин - пр. Ленина, 145.

Памятник И. И. Ползунову (1980), архитекторы: Сыромятников, А. А. Шимин, скульптор И. Д. Бродский - пр. Ленина, 46.

Мозаичное панно на тему революции 1917 года (1983), В. В. Вышивалов, В. И. Янтарев - пр. Ленина, 30.

По каждому экскурсионному объекту дается краткая историческая справка, включающая разнообразные подробности и особенности истории каждого конкретного объекта.

Таким образом, подводя итог первого параграфа второй главы, следует отметить популярность данных экскурсий. В целом, все экскурсии содержат богатый фактический материал, изобилуют наглядностью, а так же отвечают всем нормам проведения экскурсий.

259095243">


2.2 Авторский вариант экскурсионного маршрута по пр. Ленина

Исторические этапы развития проспекта Ленина: До Октябрьской революции центральная улица Барнаула называлась и Богородицким переулком, и Московской улицей, и Московским переулком, и (с 1890 года) Московским проспектом. После 1917 года была Бульварной, Садовой и даже Советским переулком. В 1924 году после смерти Ленина стала проспектом его имени.

Как следует из исторических документов, Московской улица стала называться только в начале XIX века, благодаря тому, что от ее северной части начинался путь на Московский тракт - важнейшую для Сибири торговую дорогу. В этот же период здесь были сооружены купеческие лавки, создана базарная площадь (сегодня - Центральный рынок) и построен дом начальника Алтайских заводов. К началу XX века Московский проспект стал главной торговой улицей Барнаула: здесь появились кирпичные магазины с витринами и рекламой, жилые купеческие дома и с 1900 года – электрическое освещение. А в 1913 году проспект получил статус "магистральной" улицы.

В 1924-м проспекту было присвоено имя В. И. Ленина. К 30-м годам здесь были разрушены почти все часовни и церкви (часть к настоящему времени восстановлена), а накануне Великой Отечественной войны построены краевой комитет ВКП(б)-КПСС, гостиница "Алтай", кинотеатр "Родина", многоэтажный дом военведа и ДК БМК [18].

Границы территории – Ленинский проспект захватывает 3 района города - Октябрьский, Центральный, Железнодорожный. Свое начало он берет от площади им. В.Н. Баварина до проспекта Космонавтов. Протяженность пр. Ленина – 8,5 км. Ширина – 42метра.

Объекты и время

Центральная улица - проспект Ленина - начинается от Оби у речного вокзала и тянется через весь город к промышленному центру Барнаула. Его архитектурный облик создавался на протяжении 300-летней истории Барнаула.

Вторая половина XIX века и начало XX века - время становления и развития капитализма в России. Изменения в экономике привели к изменениям в градостроительстве и архитектуре. Появляются новые виды построек (торговые дома, вокзалы, пассажи и др.) и новые тенденции в их архитектурном решении. Возникает эклектика, а затем модерн [15].

Архитектура города Барнаула капиталистического периода, обладая некоторой самобытностью, в целом отражает явления и признаки, характерные для всей русской архитектуры второй трети XIX - начала XX века.

В 1830 - 1840 гг. в архитектуре Барнаула складывается направление, подражающее формам византийского и древнерусского зодчества. Оно поддерживалось правительством, так как соответствовало догматическому тезису: “православие, самодержавие, народность”. В строительстве народных контор, банков, доходных домов, железнодорожных вокзалов, мостов, рынков, магазинов широко применяются новые строительные конструкции, стекло, железобетон.

В середине XIX века складывается концепция “рациональной архитектуры”. Если во второй половине XIX века новые материалы и приемы часто применялись для получения старых архитектурных форм в эклектических постройках, то на рубеже веков из конструктивно- технического новаторства, скрытого за “декорацией” XIX столетия, выросла архитектура модерна, принципами которой стали отрицание подражательности, современность и новизна.

В это же время существуют неоклассицизм и русский стиль, имеющие ретроспективный характер.

К 1914 году территория Барнаула увеличилась более чем в 2 раза по сравнению с серединой XIX века. Территориальный рост не был связан с новыми плановыми расширениями, он происходил за счет развития сложившихся в начале XIX века прямолинейных схем. Городские улицы изолированы от берега реки. Хотя планы и фасады зданий рассматривались и утверждались в строительном отделении Томского губернского управления, застройка почти не регулировалась специалистами [18].

Стиль модерн проникает в Барнаул на рубеже XIX - XX веков. Типичные черты модерна: асимметричная, объемно-пространственная, а не фасадная, композиция, отказ от традиционных схем планировки, использование новых строительных материалов и конструкций, разнообразие оконных проемов, отсутствие деления фасадов на главный и второстепенный, использование различных облицовочных материалов.

Трактир торгового дома «И.И.Андроновский и сыновья» (ул.Ленина, 11) построен в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны в этом здании формировалась 5-ая, 80-я, 56-я гвардейские дивизии; 315-я, 372-я стрелковые дивизии и 42-я бригада. В 1942 году в нем находился штаб формирования 315-й мелито-польской ордена красного знамени стрелковой дивизии. Сейчас по этому адресу расположен отдел администрации Барнаула по записи торжественного акта о заключении брака.

javascript:%7bwindow.open('http://www.barnaul.org/gallery/?image=/gallery/general/640.18_2.jpg',%20'',%20'toolbar=no,status=no,width=650,height=473');Дом начальника Алтайского горного округа (пр-т Ленина, 18) построен в 1893 году, расположен в исторической части города, в границах проспекта Ленина, улиц Короленко и Никитина. Памятник архитектуры, связанный с жизнью инженера-гидротехника начальника Алтайского горного округа П.К.Фролова. В этом здании происходили события, связанные с установлением Советской власти на Алтае [24].

Гостиница «Алтай» (пр-т Ленина, 24) построена в 1941 году.

Автор проекта - архитектор А.В. Баранский. Архитектурный облик первой в Барнауле современной гостиницы отличался от общественных зданий 20-х начала 30-х гг.

javascript:%7bwindow.open('http://www.barnaul.org/gallery/?image=/gallery/general/640.22_2.jpg',%20'',%20'toolbar=no,status=no,width=652,height=471');«Дом под шпилем» (пр-т Ленина,82) построен в 1956 году памятник архитектуры середины XX века, один из символов Барнаула. Другие названия памятника — «Гастроном под шпилем» или просто «Под шпилем». Дом под шпилем расположен на площади Октября по адресу проспект Ленина, 82 в центральной части города. Является главным элементом окружающего архитектурного ансамбля. Предназначение -жилой дом с торговыми помещениями.

Согласно документам Центра хранения архивного фонда Алтайского края, автором проекта является Яков Николаевич Додица, архитектор московского института «Горстройпроект». Примечательно, что на мемориальной доске, прикрепленной к фасаду здания, архитектор ошибочно указан как Ф. К. Додица [10]. Этот архитектор также принимал участие в разработке конкурсного проекта Дворца советов в 1932—1933 годах совместно с А. Н. Душкиным, В. Андреевым, К. Алабяном, А. Мордвиновым, В. Симбирцевым. Проект был удостоен I премии [24; 2].

Строительство дома под шпилем продолжалось с 1953 по 1956 год [1]. Здание завершает период сталинского неоклассицизма в архитектуре Барнаула, с пластичной и цветовой разработкой фасадов, использованием синтеза зодчества и монументально-декоративного искусства. На внешнем и внутреннем облике сказалось влияние ленинградских проектных институтов, которые разрабатывали проект застройки площади Октября [2]. Дом венчает башня с часами, на которой находится остроконечный шпиль (около 15 метров) и флюгер. Вместе со шпилем высота дома составляет 46 метров [14].

С 1950-х годов до сегодняшних дней -первый этаж используется под размещение магазинов и кафе. Квартиры, ввиду их улучшенной планировки (высокие потолки, широкие окна, раздельные комнаты и др.) в советское время передавались деятелям культуры, военным, героям труда и партийным работникам. В 1971 году здание попало на обложку набора художественных фотографий с видами Барнаула из серии «Города СССР», изданную тиражом в 1,2 млн экземпляров.

Сегодня инженерные коммуникации и фасады здания находятся в неудовлетворительном состоянии. Флюгер не показывает направление ветра, так как удерживающие его балки разрушены от времени, а подшипники, отвечающие за его вращение, изъедены коррозией. Администрация Барнаула объявляла сбор денег на реставрацию флюгера [4] (необходимо около 1,5 млн рублей), но путем благотворительных концертов и пожертвований горожан было собрано лишь несколько тысяч.

Духовное училище, пр-т Ленина, 17, построено в 1870-гг. В годы Отечественной войны здесь размещался госпиталь раненых. В пожаре 1917 года постройка здания сильно пострадала. В 1923 году здание восстанавливалось по проекту инженера П.П. Курковского. После Октябрьской революции здесь размещался кожевенный техникум, затем средняя школа №1 имени Третьего интернационала, потом городской Дворец молодежи.

В Барнауле насчитывается более 40 монументальных фигур, бюстов, скульптурных групп и обелисков; а также около 60 мемориальных досок. Подавляющее большинство памятников относится к советской эпохе, однако, сохранились также и несколько монументов дореволюционного периода [20].

Памятник В.И.Ленину на пересечении улицы Анатолия и проспекта Ленина - установлен в 1937 году перед зданием крайкома КПСС к двадцатилетию советской власти. Фигура отлита из бетона и является вариацией ныне демонтированной скульптуры работы С. Д. Меркурова в Зале заседаний Большого Кремлёвского дворца; постамент памятника возведен по проекту архитектора А. В. Баранского [18].

Из-за позы памятника и драпировки, присутствующей в его композиции, путеводитель по России британского издательства Lonely Planet назвал данный памятник «Ленин-Тореадор» (англ. Lenin the Toreador) [24].

Памятник В.И.Ленину на площади Октября - в 1937 году на этом месте располага

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Экскурсия по главной улице города Барнаула". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 713

Другие дипломные работы по специальности "Физкультура и спорт":

Формирование здорового образа жизни школьников девятого класса на уроках физической культуры

Смотреть работу >>

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Смотреть работу >>

Характеристика показателей сердечно-сосудистой системы и мышечной силы кисти у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо в ДЮЦ "Атлет"

Смотреть работу >>

Динамика показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами

Смотреть работу >>

Разработка бизнес-плана создания предприятия гостиничного комплекса

Смотреть работу >>