Дипломная работа на тему "Социальная направленность проповеди"

ГлавнаяФилософия → Социальная направленность проповеди




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Социальная направленность проповеди":


Дипломную работу выполнил Гумеров Ринат Назымович

Московская богословская семинария евангельских христиан-баптистов

Москва - 2002

Введение

Причины написания данной работы

Наверно каждый проповедник задумывался над таким вопросом, почему некоторые люди реагируют на сказанное слово, а других оно не пробуждает к действию. Одна из причин -«это тот факт, что головы у людей заняты совершенно иными вещами. Неизменно будет много тех, чъи головы, все ра вно останутся занятыми своими радостями ши печалями, надеждами или страхами, своими собственными заботами ши обязанностями». (Брага, с. 38). Кто-то из проповедников может начать обвинять слушателей, а кто-то обратит внимание на самого себя, чтобы понять - что необходимо сделать, чтобы люди, пришедшие в дом молитвы, значит имевшие первоначальный интерес, заинтересовались словом, произносимым с кафедры. Возможно, помочь решить данную проблему нам могли бы знания, которые дает социальная психология.

Отношение к этой области науки неоднозначно в нашем братстве. Мы можем привести здесь две диаметрально разные точки зрения.

«Проповедник должен бъшъ хорошо знаком с основными потребностями различных групп людей - например, маленъких детей, молодых людей, мужчин и женщин, молодоженов, родителей, пожилых граждан. Поэтому ему желателъно пройти курс прикладной психологии, чтобы узнатъ о человеческих потребностях и моделях поведения, свойственных каждой из групп». (Брага, с. 172)

А вот Дж. Мак-Артур видит одной из причин кризиса церкви: «фшософию и психологию, хлынуешие на кафедры и заполнившт их нееерием...Психология прочно угнездиласъ в церкви, определяя духовные проблемы небиблейскими категориями, что предполагает, будто Библш не в состоянш справитъся со всем самостоятелъно». (Мак-Артур, с.15, 106)

Как видим, эти две точки вряд ли смогут ужиться вместе. Каждый служитель вправе сам решить для себя вопрос: может ли он обращаться за помощью к светским источникам знаний или ограничит свое мировоззрение узкопрофильным, конфессиональным взглядом.

30 апреля 1944г. Дитрих Бонхёффер, находясь в тюрьме, написал одному из своих друзей слова, которые до сих пор постоянно смущают и тревожат теологов. «Мы приближаемся, - писал он, - к абсолютно безрелигиозному периоду... Как мы сможем говоритъ о Боге без религии... Как можем мы говоритъ... «мирским» язъгком о «Боге?». (Бонхеффер, с. 200)

Человечество уже вступило в период, который так пугал Бонхеффера. Одно из самых сложных заданий для нынешнего семинариста - это рассказать проповедь, не используя наших привычных церковных клише, словосочетаний и символов. Обусловлено такое задание именно тем, что в церковь приходят люди, которых наши традиционные ценности, обычаи не притягивают - они приходят, простите за высокие слова - за спасением, а мы хотим сделать из них, таких же, как и мы сами, чему они активно сопротивляются. А потом еще удивляемся: почему они не хотят нас слушать?

Приступая к изучению человеческих взаимоотношений, мы должны понимать, что субъективно нет человека плохого или хорошего, соответственно мы не можем приклеивать ярлыки - «негативные ценности» или «положительные цели». Подобный подход можно проиллюстрировать с помощью примера: «Рассматривая некое увиденное жилище как болыиее или менъшее, роскошное или скромное по сравнению с жилищами уже известными, мы рискуем потерятъ из виду то, чем является именно это жилище в сознанш его обитателей». (Мид, с.12) Данная работа служит тому, чтобы в какой-то мере показать полноту ощущений окружающих нас людей, внутреннее наполнение смыслом их существования - их цели и ценности, которые мы должны не осуждать, а понять, чтобы мы со своими устремлениями не уподобились слону в посудной лавке.

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Новый банк готовых защищённых на хорошо и отлично дипломных работ предлагает вам написать любые проекты по желаемой вами теме. Профессиональное написание дипломных проектов по индивидуальному заказу в Новокузнецке и в других городах России.

Проблема

Глядя на социальный состав поместных церквей ЕХБ, можно задать несколько вопросов: «Почему у нас численно преобладают женщины преклонного возраста? Почему мало молодежи? Почему мало лиц с высшим образованием и «новых русских»? Что служит основой такой диспропорции? Если это положение неправильно, можем ли мы каким-то образом исправить его?»

Несмотря на то, что обеспокоенность сложившимся положением, высказывали и на последнем съезде ЕХБ, большая часть высказанных соображений плохо подцается операционализации, использованию в реальной церковной жизни поместных церквей. Нам представляется, что особую ценность для нашего братства мотуг представлять работы, которые имеют практическую направленность и могут быть использованы в церковной практике для формирования нового видения стратегии и тактики развития церквей ЕХБ.

Цель данной работы - выявление жизненных ценностей различных категорий россиян, с целью наилучшего достижения Благой Вести. Различные слои общества обладают различными запросами и потребностями. Методы достижения их сердец также должны быть различны, и могут варьироваться в зависимости от их жизненных ценностей. Мы хотим также выявить и показать ценности руководителей поместных церквей ЕХБ, как части нашего сообщества. Затем мы хотим сравнить выявленные ценности различных категорий россиян с ценностями пасторов. И показать, насколько выявленные показатели будут тождественны, с какой из категорий россиян служителям легче работать, и почему работа с некоторыми группами затруднена.

«Знание базовых ценностей, жизненных целей, существующих в обществе норм и запретов на различные виды социалъного поведения, а также других важнейших социалъно-психологических феноменов, характерных для больших групп населения и этноса в целом, не толъко помогает лучше понятъ отношение различных социалъно-демографических слоев российского общества к шновациям в общественно-политической жизни страны,» (Менталитет россиян, с. 5), но, и, помогает понять реакцию россиян на наше провозглашение Благой Вести.

Актуальность

Срез массового сознания россиян, представленный в данной работе, может позволить лучше понять психологическую основу формирования общественного мнения по широкому кругу религиозных, этических, социально-экономических вопросов, затрагиваемых в церковной проповеди и ученичестве. Изменения, происходящие в обществе, должны коснуться наших методов и способов провозглашения Евангелия. Чтобы достичь сердца нынешних россиян, в нашей проповеди, при всей неизменности «догмата христоцентричности», должны звучать ответы на вопросы, которые действительно интересуют все слои российского общества.

Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий представители разных народов много раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей культуры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддержания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому социальная психология такое большое внимание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное и бессознательное поведение подавляющего большинства людей.

«Необходимостъ психологического изучения менталитета различных социалъных слоев и этноса в целом является в целом для нашей страны насущной потребностъю. Результаты подобных исследований могут оказаться чрезвычайно полезньши в практическом плане. Любая деятелъностъ, связанная с воздействием на массовое сознание, будь ~то коммерческая реклама, политический маркетинг, снятие межнационалъной напряженности или оргатзацт народного образования, нуждается в точном знанш специфического для данной кулътуры содержания психосоциалъных феноменов». (Менталитет..., с. 25). Как мы видим, светские ученые понимают необходимость подобного рода исследований, чтобы понять, в каком направлении движется общество. Возможно, данная работа даст толчок к тому, что и в нашем братстве, воздействие Словом Божьем приобретет более акцентированный и социально направленный характер.

История изучения

Еіце в отдаленные времена, когда о возникновении социальной психологии не было и речи, вожди улавливали и использовали законы массовых социально-психологических явлений. Законы общения использовались и в последующие времена. Вспомним в связи с этим расцвет ораторского искусства в Древней Греции. Конечно, Перикл, Демосфен и другие знаменитые ораторы учитывали разного рода психологические влияния и обстоятельства. Этнопсихологические исследования можно найти в трудах Геродота, Тацита, Плиния, Ксенофонта и других античных ученых. В работах философов Платона и Аристотеля мы находим уже готовые теоретические обобщения в области социальной психологии. Именно Аристотелю принадлежит крылатое определение человека: «Человек - общественное животное». «Государство» Платона, «Политика» и «Риторика» Аристотеля, «Беседы и суждения» Конфуция — убедителъные и не единственные свидетелъства того, что история социалъно-психологического мышления столъ же стара, как и попытки понятъ природу езаимоотношений человека и общества и найти способы ихрегуляции». (Стефаненко, с.5)

Когда говорят, что социальная психология имеет длинную предысторию и короткую историю, имеют в виду, что как самостоятельная научная дисциплина она возникла лишь во второй половине XIX века. Хотя возникновение подлинно научного интереса к этой проблеме связывается уже с XVIII веком (Ш. Монтескье, К. Линней, Ж. Бюффон и др.).

В 1860 году немецкие ученые-лингвисты М. Лацарус и Г. Штейнталь опубликовали статью «Вводные рассуждения о психологии народов». Они представили в ней свое видение возможности развития новой науки: «Психология учит, что человек по своей сущности общественное существо, то есть он предназначен для общественной жизни, ибо толъко во взаимосвязи с себе подобными он может статъ тем, кем он должен бъгтъ, и достичъ того, чего он должен достичъ, бытъ таким и действоватъ так, каким он должен быть и как он должен действоватъ, согласно своей собственной сущности». (Реан, с.14) В своей работе они объявили о попытке создания «психологии народов». Опираясь, в частности на факт существования народного творчества, они предположили, что у каждого народа существует некое единое сверхличностное сознание, «народный дух» (Бехтерев, с.14).

Бблыпую роль в становлении социальной психологии сыграл немецкий психолог В. Вундт, которого считают основателем научной психологии.

«К концу XIX века социалъная психология оформляется в самостоятелъную науку, в основе которой лежали три главных направления.

1. Психология масс. Это направление связывается с именами Г. Тарда и Г. Лебона. В своих работах они всесторонне обобщили наблюдения за поведением болъших человеческих общностей.

2. Психология народов. Представители этого направления говорят о том, что сущестеуют явления, присущие всему народу в целом. Этой проблеме посвятил свое многотомное исследование В. Вундт.

3. Психология инстинктов. Это напраеление исходит из того, что человеческая личностъ действует по инстинктивнъш биологическим мотивов, из которых ученые пытаются еыеести и поведенш болъших масс людей». (Реан, с. 16)

Наиболее серьезную проработку проблема национального (а именно русского) характера получила в трудах аналитиков, стремившихся философски осмыслить природу человеческого духа в контексте отношений человека с Богом и государством. И в этой связи следует особо выделить работы Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, Г. П. Федотова, И. А. Ильина и др., выполненные на рубеже XIX и XX веков.

При изучении интенциональной сферы наиболее перспективной представляется область психологических и социально-психологических исследований, связанная с проблематикой «стратегии жизни», «сценария жизни» т. д. Уже в постперестроечное время проводились многочисленные исследования психологии массового сознания россиян, как по заказам определенных коммерческих структур, так и государства.

Иногда для решения прикладных задач проводятся специальные исследования влияния ценностей на поведение людей в определенной сфере жизнедеятельности. Среди такого рода исследований, проведенных в России, можно упомянуть проведенный в рамках проекта «Взаимопонимание» телефонный опрос жителей четырех городов США и в Москве, направленный на изучение отношения людей к разным проблемам повседневной жизни и к религии, а также оценки степени угрозы друг другу (Ценности массового сознания СССР и СІНА, 1989), и комплексное изучение своеобразия массового сознания населения России, проведенное в 1990 году в рамках проекта «Ценности социальных групп и перестройка».

В последнее время было проведено несколько лонгитюдных (повторяющиеся через определенный промежуток времени) исследований, в которых, с помощью массовых опросов фиксировалась динамика распространенности отдельных ценностей (см. напр. Голов, 1995; Лапин, 1991, 1994, 1996; Силласте, 1995). Как правило, исследования проводились с интервалом 3-4 года на сходных выборках. Изучению подвергалось как население всей России, так и население одной из областей или какая-либо болыпая группа населения (напрймер, женщины). Эти исследования дополняются разовыми опросами, выявлявшими содержание ценностных структур, но не фиксировавшими динамику происходящих в них изменений (Вардомацкий, 1990; Клямкин, 1994; Рукавишников и др., 1994; и др.).

Подобного рода исследования помогают специалистам, в том числе и в духовных вопросах, понять процессы, проходящие в обществе и дать рекомендации заинтересованным лицам по улучшению их работы.

Предмет изучения

Степень влияния системы ценностей на жизнь человека можно сравнить с влиянием веры отдельного человека на его неповторимое понимание системы, с его индивидуальным переживанием смысла веры. «И системы ценностей, и системы религиозные - это, прежде всего, системы идей, обобщающих предпочтения и этический опыт конкретнык индивидов. Естественно, на первый план здесъ выступает когнитивный компонент личности. В принятых же отделъным человеком базовых ценностях на первый шан выступает эмоционалъный компонент, делающий его веру е ряд идей действенной, обеспечтающий активизацию идеи ценности и вмешателъство ее в регуляцию актиености, психических процессое, деятелъности е целом». (Менталъностъ..., с. 29)

Исследования показывают, что система индивидуальных ценностей, складывается, как правило, уже к окончанию средней школы. Существенные изменения в сложившейся системе происходят только после серьезных перемен в жизни человека. Такими переменами могут оказаться резкие эволюции в обществе или смена привычной культурной среды на новую, каковой может быть и пребывание в общении с верующими людьми.

Как психологический феномен ценности легко отличить от близких по смыслу понятий и категорий. Так, в частности, важно учитывать имеющее давнюю традицию разделение категорий «ценность» и «цель». Например, М. Вебер (Вебер, 1990), указывая на важность целерациональной мотивации социальных действий, подчеркивал одновременно, что выбор целей человеком идет в рамках ценностно-рациональной мотивации, которая внешне нередко представляется «иррациональной», т. е. с точки зрения целерациональной - не оптимальной.

Необходимо отметить также разность в понятийном аппарате многих групп россиян. Например, при обсуждении понимания ценности «законность» - выяснилось, «противопоставленив. закона и совести буквально лежало на поверхности ответов». (Воловикова, с.91) Особенно наглядно это проявилось при обсуждении испытуемыми «истории» - «жизненной ситуации, персонажами которой были пассажиры поезда - мама с ребенком, занявшая чужое место за взятку проводнику, и женщина с билетом на это место. Все опрошенные не учитывали «законность» - праео человека купившего билет, а ожидали от него «милосердия», е противном случае считая его «непорядочным» человеком». (Стефаненко, с. 142) При анализе этой истории выясняется, что российское понимание трех терминов (законность, милосердие, порядочность) из нашего списка, будет в корне отличаться от привычного понимания на протестантском Западе.

Субъектами надиндивидуальных ценностей могут последовательно являться малая группа, большая группа (к примеру, профессиональная), субкультурная группа (молодежь, сельские жители и т. д.), культурная группа (этнос), суперэтнос или цивилизация. В данной работе представлены ценности различных групп российского сообщества, где отдельно представлена группа служителей церкви ЕХБ.

Метод изучения

Как выявить менталитет индивида или группы? Для этого есть два способа. Во-первых, можно попытаться понять их действия, наблюдая за поступками, в которых проявляются их нравы и менталитет, если использовать эти слова в обычном смысле. Второй способ заключается в том, чтобы попросить членов группы выразиться не в действиях, а в словах. Всем известно, какая заметная разница существует между тем, что люди делают, и тем, что они говорят. В словах частенько отсутствует логика, да и от лжи никто не застрахован. Наша задача - интерпретировать отношения и «вербальные отношения» индивидов и сделать на их основе описание, объясняющее, а при случае и предсказывающее, ведь хорошо зная менталитет индивида или группы, можно предсказать их действия в конкретной ситуации. (Мендра, с. 74)

Для сбора эмпирических данных о разделяемых людьми базовых ценностях и о ценностных системах в социологических и социально-психологических работах используются следующие техники измерения: опросники с готовым списком ценностей, опросники, предполагающие полноту представления всех аспектов какой-либо группы или блока ценностей, опросники для подробного анализа одной базовой ценности, психометрические методы, проективная техника, а также выработанные в рамках когнитивного направления опросники, нацеленные на выявление логической связи ценностей и других конструктов испытуемого.

Лейт изучил речи и труды советских руководителей - Ленина, Сталина, членов политбюро. Он выделил то, что назвал «операционным кодом политбюро», который позволил ему сделать вывод, что в данной ситуации советский руководитель, благодаря своему русскому и болыпевистскому сознанию, будет иметь тенденцию реагировать именно таким образом. (Мендра, с. 31)

«Этот, казалосъ бы, упрощенный подход к получению достоверной шформации оказывается на практике изощреннъш действом по планированию, организации и обработке полученных результатов. Например, институт Гэллапа (США), ежегодно опрашивая одну стотысячную (1/100000) частъ (т. е. выборку) своего населения, получает настолъко достоверные сведенш, что ошибка относителъно позщии генералъной совокупности (всех людей, мнение которых нужно изучитъ) составляет всего несколько процентов. Когда «голосует» вся нация, например на президентских выборах, научные предсказания, полученные при качественном проведенш опросов, подтверждаются с высокой точностъю». (Волков, с. 73).

Психологические портреты представителей больших социальных групп базируются на анализе нескольких основных показателей. Как правило, исследователей интересуют те случаи, когда 1) место ценности в иерархии какой-либо группы выше или ниже, чем в иерархиях всех других групп; 2) когда процент включивших данную ценность в число девяти ведущих выше или ниже, чем во всех остальных группах и 3)при этом значимо выше или значимо ниже, чем в болынинстве этих групп; 4)когда в какой-нибудь ю групп наблюдается значимое снижение или повышение важности данной ценности, выражаемое процентом включивших ее в девятку ведущих, которое заметно отличается от процессов, происходящих в остальных группах.

Опросники, с помощью которых проводилось анкетирование, были подготовлены двумя социологическими службами: фондом «Общественное мнение» и ВЦИОМ (Всероссийский Центр Исследований Общественного Мнения). Были выбраны произвольно макрорегионы и 12 регионов России. Было опрошено более 1500 человек, а также более тысячи в Москве. Результаты данных опросов были опубликованы в социологических исследовательских журналах («Социс»). Все данные, касающиеся показателей опроса россиян, используются нами из публикации книги «Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России)», издания Российской Академии Образования, Москва. 1997 год, под общей редакцией Дубова И. Г.

Опрос среди служителей поместных церквей ЕХБ проведен нами в 2001 году в четырех регионах России. Было опрошено более 70 служителей. Для достижения большей чистоты данных было оставлено для подсчетов 50 анкет.

Теоретическая и практическая значимость

Наблюдать социальную реальность без минимума теории невозможно. Пусть это будут хотя бы несколько предвзятых идей, рожденным здравым смыслом или заимствованных из социологических исследований. Психология, как и все современные науки, создает свой образ из реальности, на основании собственного объема гипотез и теорий. Позитивная наука должна рассматривать социальные факты так же, как ученые рассматривают биологические, физические или химические феномены. Однако социальная психология не располагает рецептами повышения дохода и, еще в меньшей степени, способностью предвидения или возможностью оказать воздействие на будущее. Скажем скромно, что техника социологии позволяет дать удовлетворительное описание ограниченных феноменов. Однако в тех областях, где она проявила себя полезной, теперь считается, что социальная психология - это некий волшебник современности, которому под силу решить все проблемы.

«Белое мьгло вызывает у покупателей одни чувства, розовое и голубое - другие; если хотят привлечъ внимание той части населения, которая ценит чистоту и аргіогі считает, что мытъся - это приближатъся к белизне чистоты, делают акцент на том, что мыло - белое и, значит, способствует приближению к чистоте. Но кто-то любит мытъся, а кто-то нет. И тогда говорят о «розовом мъгле, которое будет смотретъся в вашей розовой ванной комнате так же хорошо, как у знаменитой актрисы кино» Таким образом аргументацию приспосабливают к социалънъш группам, которым она адресуется». (Мендра, с. 18) И в данном случае нам важен результат - человек будет чистым, а какими причинами он руководствовался, когда покупал мыло, нас уже интересует меньше.

Решение этих задач дает основу для выявления и уточнения специфической логики ценностей регуляции, необходимых для обоснованных прогнозов поведения людей, когда ими делается любой выбор, т. е. мы хотели бы понять, что в нашей проповеди может вызвать интерес слушателя, а что наоборот, оттолкнет его.

Исследования ценностей, не смотря на всю их трудоемкость, по праву занимают ключевое место среди исследований социально-психологических феноменов. Ценности выступают в качестве стандартов оценок и критериев выбора в тех случаях, когда индивид имеет дело с какой-либо альтернативой. Ценности, разделяемые человеком, определяют его «внутреннюю позицию», исходя из которой, человек берет на себя обязательства, что-то требует, переживает свою готовность к действию. Они являются конечными основаниями выбора конкретного действия или наоборот бездействия.

Изучение ценностей и особенно практическое приложение получаемых знаний не может ограничиться методами фиксации распределений базовых ценностей. Существует «вечная», по мнению В. А. Ядова проблема возможности «прогнозироватъ реалъное социалъное поведение на основе информсщии о структурах ценностей и других диспозиций» (Ядов, с.167). Данная работа имеет именно такую цель - помочь служителям церкви, более акцентировано донести Евангелие до самых различных групп россиян, прогнозируя их ответную реакцию, и возможно также, пересмотреть свои точки зрения на новую реальность вокруг нас.

Хотелось бы выразить надежду, что польза от этой работы может быть получена как христианскими психологами и социологами и другими аналитиками, так и служителями поместных церквей и миссионерами.

Структура работы

В 1 части нашей работы используются результаты всероссийских социологических опросов, показывается иерархия общероссийских ценностей, и говорится о ценностях выбранных россиянами как самых главных в их жизни. Так же для сравнения мы отдельно показываем ценности руководителей поместных церквей ЕХБ.

Со 2 по 6 части нашей работы мы показываем ценности отдельных категорий россиян. Проводя анализ, мы последовательно говорим о том, как на их выбор ценностей влияют: пол, возраст, уровень образования, профессия, место жительства. Если это возможно, то мы пытаемся в каждой группе провести разбивку на подгруппы, для лучшей градации результатов. Затем проводим анализ полученных результатов, в ходе которого показываем: самые главные ценности, выбранные данной категорией лиц, иерархию и динамику их выбора. Интересы каждой категории мы сравниваем с интересами руководства церквей ЕХБ, с целью найти точки взаимопонимания. И затем мы подводим итоги по каждой категории и говорим, исходя из полученных результатов, ответы на какие вопросы хотели бы услышать люди, представляющие данную группу.

В заключение нашей работы мы подводим итоги и говорим о возможностях для социальной направленности проповеди. В приложении к нашей работе представлены все цифровые данные, как полученные в ходе самостоятельного исследования, так и использованные материалы социологических опросов.

Начиная нашу работу, мы ставим перед собой следующие задачи:

1.Выявление ценностных ориентаций различных групп россиян, с целью наиболее эффективного достижения Благой Вестью каждой такой группы.

2. Выявление ценностных ориентаций служителей поместных церквей ЕХБ.

3. Выявление социальной группы россиян, максимально приближенной по своим жизненным ценностям к служителям поместных церквей ЕХБ.

4. Дать рекомендации о возможности направить проповедь Евангелия различным социальным слоям общества.

Социальная направленность церковной проповеди

В то время, когда Россия в очередной раз за свою долгую историю находится на перепутье, значительный интерес представляет эмпирическое изучение динамических процессов в сфере ценностей. Состояние перемен, в котором пребывает российское общество, характеризуется, в первую очередь, переосмыслением базовых ценностей, определяющих пути дальнейшего развития. Угадать направление происходящих в массовом сознании глобальных мировоззренческих изменений с помощью одного лишь традиционного для гуманитарных наук анализа весьма затруднительно. Поэтому, особое значение приобретает доказательное выявление, как разнообразных сдвигов, так и проявлений стабильности, в сложившейся в обществе структуре базовых ценностей с помощью массовых опросов.

Можно предположить, что происходящие в этой сфере процессы протекают по-разному в разных слоях населения. Очевидно, что в ходе переосмысления ценностей могут осуществляться переходы к разным базовым иерархиям, и если для одних групп характерно принятие некоторых новых для России ценностей, то в других группах может происходить их отторжение и укрепление ценностей старых, традиционных, вплоть до активизации архаичных, ценностей. Еще вероятнее структурная перегруппировка ценностей внутри существующих блоков и иерархий, происходящая без изменения общего списка актуальных ценностей. Проблема изменения и стабильности ценностей, которые разделяются населением России, постоянно привлекает внимание социологов, проводящих массовые опросы россиян.

Полученные результаты свидетельствуют, что процесс трансформации идейной базы российского общества еще не закончен. Похоже, что в массовом сознании россиян формируется специфическая ценностная парадигма, обусловливающая своеобразное от-ношение к миру и к себе. В настоящее время население России продолжает уточнять состав и структуру взаимосвязей ведущих ценностей, опираясь на которые оно надеется достичь если не благополучия, то индивидуального выживания и модернизации общества.

1. Ценностные ориентации и целевые установки российского общества

В ходе опроса респонденты выбирали из предложенного им списка: 1) жизненные цели и 2) жизненные ценности. Из обозначенных ими как самых важных целей и ценностей, им предложено было обозначить одну «самую важную» цель и «самую важную» ценность.

1.1 Главные жизненные цели россиян

Анализ результатов ответа на этот вопрос показал, что в качестве жизненной цели респонденты выделяли с большим отрывом от остальных следующие три позиции: обеспечить счастье моих детей А37(20 % опрошенных), иметь хорошее здоровье А59(14, 6 %) и иметь хорошую семью А57(11, 6 %). Еще 17 целей собрали от 1 до 5 % опрошенных каждая, а 12 целей не назвал в качестве важнейшей ни одни человек. (Ментальность россиян, с. 115)

Проведенный анализ показал, что в качестве главной жизненной цели респонденты, как правило, выбирали цели, связанные с семьей. Так, 35, 4 % респондентов выбрали цели, входящие в 5 фактор «счастье своих детей» А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью) и А66(дать своим детям хорошее образование), и еще 5, 7 % респондентов выбрали цели, входящие в фактор «семья» А73(родить и воспитать сына\дочь) и А74(удачно женитьсяѴвыйти замуж). Этот весьма показательный факт означает, что деятельность огромного числа людей в основном определяется не интересами дела или перспективами получения личного удовольствия, а необходимостью подержания благополучного существования их семей. (Ментальность россиян, с. 115)

Другие факторы расположились в порядке убывания значимости входящих в них целей следующим образом. 17,6% респондентов (176 человек) выбрали в качестве самой важной для них жизненной цели, те цели, которые входят в 19 фактор «богатство и здоровье»; 8, 6 % опрошенных выбрали в качестве самой главной одну из целей 1 фактора «саморсуществление»; 5,8% выбрали цели 3 фактора «служение обществу»; 5, 0 % — цели 7 фактора «духовность и нравственность»; 4, 1 % — цели 6 фактора «полноценная жизнь»; 4,0 % —цели 2 фактора «внешний успех»; 2,9 % цели 10 фактора «понимание своих целей»; 2, 4 % — цели 4 фактора «защита Я» и столько же — цели 14 фактора «дружба»; 2,2% — цели 8 фактора «сила и независимость». Цели остальных факторов были для опрошенных практически незначимыми. (Ментальность россиян, с. 116)

1.2 Самая главная ценность россиянина

Интересные результаты получились в ходе анализа ценностей, собравших наибольшее число. ответов респондентов «эта жизненная цель очень важна для меня».

Больше 85 % выборов (ограничение, естественно, произвольное) собрали следующие жизненные цели (в порядке убывания частоты выбора): А59(иметь хорошее здоровье), А57(иметь хорошую семью), А40(иметь верных друзей), А37(обеспечить счастье моих детей), А67(быть любимым), А21 (делать добро для других детей), А55(иметь материальный достаток), А66(дать своим детям хорошее образование), А35(заниматься своим делом), А61(не стать жертвой преступления), А6(иметь хорошего друга). В данном списке полностью (т. е. всеми составляющими их дескрипторами) представлены факторы 4 - «защита Я», 5 -«счастье своих детей», 14 — «дружба» и 19 — «богатство и здоровье». Кроме того, в список попали один дескриптор фактора 1 — «самоосуществление» и один дескриптор фактора 3 — «служение обществу». (Ментальность россиян, с. 116)

1.3 Выводы

Полученные данные показывают, что респонденты в качестве наиболее важных для себя объектов называли детей, друзей, здоровье и материальное благополучие. Для среднестатистического россиянина важны ценности, составляющие его круг общения и его самого. Интересным является выбор самой главной ценности - личное здоровье, и только после этого вопросы семьи, детей, друзей.

Полученный результат, совпадающий с результатами других эмпирических исследований, в частности, с проведенным в 1994 году опросом ВЦИОМ, представляется абсолютно естественным, хоть и не согласуется со стереотипными представлениями о том, что сознание россиян высоко духовно (или, по крайней мере, антиматериально), в то время как сознание западных людей чрезвычайно прагматично.

Из проведенных исследований следует, что идеология марксизма, насаждавшая в течение десятилетий ценности, искусственно взращиваемые в советском обществе, потерпела очередной провал. Нормальный россиянин живет сегодня обыкновенными, общечеловеческими радостями бытия. Его интересы простираются, в основном, к общепризнанным целям. Эксперимент по созданию "Homo Soveticusa" провалился.

Необходимо отмегигь также, что Россия стоит на пути перемен. Поэтому окончательно облик нового россиянина еще не сформировался. Церковь вполне может внести свою лепту в формирование новой шкапы ценностей.

1.4Жизненные ценности руководителей ЕХБ России

Несомненным, и вполне ожидаемым лидером, в ценностной ориентации руководителей церквей ЕХБ оказались ценности из 7 фактора (духовность и нравственность). Они расположились в порядке убывания значимости следующим образом: А1(посвятить свою жизнь Богу), А44(жить духовной жизнью), А32(быть честным, порядочным человеком), А50(вести добропорядочную, нравственную жизнь).

Следующими по заинтересованности, примерно с равными показателями, были ценности связанные с семьей: А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью), А58(обеспечить счастье и здоровье ваших родителей), А73(родить и воспитать сына\дочь).

Морально-этические ценности широко представлены в выборе служителей церквей ЕХБ: А21(делать добро для других людей), А41(никому не завидовать), А68(не выделяться), А64(иметь хороший характер).

Некоторое удивление вызывает частое упоминание ценностей связанных с психологическими проблемами: А65(не делать ошибок в жизни) - 54,8% служителей упомянули в разряде «важных», А45(избавиться от комплексов) - 42,7%, А3(избавиться от дурной привычки) - 46,3%, А11(не стать алкоголиком и наркоманом) - 45%.

Зато в списке главных ценностей практически не упоминаются ценности из 1 фактора (саморсуществление): «развить свои способности», «имегь хорошую работу», «каждый день открывать что-то новое», «быть первым, лучшим», «получить хорошее образование».

В целом можно сказать, что ценности выбираемые служителями вполне прогнозируемые. Они касаются правильных взаимоотношений с окружающими людьми, моральных сторон, и практически не затрагивают вопросов проявления своего «Я».

2. Различие ценностей по половому признаку

Прежде всего, целесообразно рассмотреть межполовые различия в системах ценностей. На первый взгляд, ценностные структуры мужчин и женщин выглядят достаточно сходными. Набор первых по распространенности семи ценностей и их порядок в иерархии у мужчин и у женщин близок, а по некоторым пунктам совпадает. Однако это вовсе не означает полной идентичности ценностных структур мужчин и женщин.

Ранговые места ценностей могут быть у мужчин и у женщин одинаковы, но процент разделяющих эти ценности мужчин и женщин, как правило, разнится, и зачастую эта разница достаточно информативна.

2.1 Межполовые различия

Значимых различий в выборе ценностей мужчинами и женщинами немного, но различия эти весьма показательны. Так, мужчины значимо чаще женщин выбирают в качестве ценности «свободу», а женщины значимо чаще мужчин «милосердие», «семью» и «здоровье». Приведенные факты как нельзя лучше иллюстрируют разницу между мужской и женской психологией, описываемую, как правило, на уровне экспертных оценок и редко изучаемую эмпирически. Не расходятся со стереотипными представлениями о мужчинах и женщинах также и статистически не значимые различия в их предпочтениях.

В данном исследовании было выявлено, что мужчины чаще женщин выбирают «законность», «порядок», «профессионализм», «успех», «достаток», и ряд других «мужских» ценностей; в то время как женщины чаще мужчин выбирают «мир», «духовность», «любовь», «дом», «согласие» и другие типично «женские» ценности.

С другой стороны обнаружено, что женщины значимо чаще мужчин выбирают следующие жизненные цели: А49 (Похудеть), входящую во 2-й фактор «внешний успех», А50 (Вести добропорядочную, нравственную жизнь), входящую в 7-й фактор «духовность и нравственность», А61 (Не стать жертвой преступления), входящую в 4-й фактор «защита я» и А79 (Не работать), входящую в 5-й фактор «аутизм». (Ментальность россиян, с. 123)

2.2 Приоритеты в настоящее время

Показательны в этом плане и различия между мужчинами и женщинами в структуре «самых главных в настоящее время» жизненных целей. Так, у мужчин в целом выявилась следующая иерархия семи важнейших целей: А37(0беспечить счастье моих детей) - 14, 5%, А57 (Иметь хорошую семью) — 11,8 %, А59 (Иметь хорошее здоровье) - 11,5 %, А7 (Иметь хорошую работу) — 4, 3 %, А26 (Понять смысл жизни) - 4, 0 %, А32 (Быть честным, порядочным человеком) - 3,4 %, А73 (Родить и воспитать сына/дочь) — 3,3 %.

В свою очередь, выбор женщинами единственной, самой главной жизненной цели позволил выявить следующую иерархию: А37 (Обеспечить счастье моих детей) - 24.3 %, А59 (Иметь хорошее здоровье) — 17, 0 %, А57 (Иметь хорошую семью) - 11,5 %, А73 (Родить и воспитать сына/дочь) — 3,3 %, А66 (Дать своим детям хорошее образование) — 4,7 %, А69 (Прожить интересную, яркую жизнь) — 3,2 %, А55 (Иметь материальный достаток) — 2,8 %. (Ментальность россиян, с. 123)

2.3 Анализ и выводы

Очевидно, что если три первые цели у мужчин и женщин практически совпадают, то дальнейшие ранговые места мужской и женской структур целеполагания позволяют определить и некоторую специфику этих структур. В частности, если у женщин гораздо более высокие ранговые места занимают цели, связанные с семьей и, в частности, с детьми, то у мужчин на первый план выходят цели, связанные с их самореализацией во внешнем мире.

С полученными в настоящем исследовании данными коррелируют и результаты исследования Г. Г.Силласте, полученные на выборке женщин из 6 экономических регионов России и показавшие повышение для женщин в период с 1990 по 1994 год ценности «семья». Г. Г.Силласте называет это явление «гендерным эффектом» и связывает его с попыткой женщин «...защититъ — под натиском пропаганды аморалъности и бездуховности - традщионные нравственные и моралъный ценности, символом которых для них является семъя» (Силласте, 1995).

Кроме того, женщины оказали решающее влияние на исключение ценности «труда» из 15 наиболее часто выбираемых населением ценностей. С 1995 года «труд» как ценность стал выбираться реже и мужчинами и женщинами. Но если у мужчин, даже статистически значимо снизившись, «труд» все же остался в пределах 15 ведущих ценностей, то женщины, ранее выбиравшие «труд» даже чаще, чем мужчины, теперь опустили его на 25 место в полной иерархии. (Ментальность россиян, с. 78)

2.4 Тождественность с ценностной ориентацией руководителей ЕХБ

Самые популярные ценности в нашем братстве находятся в сфере интересов женской половины общества. Это: «мир», «духовность», «любовь», «согласие», «вести добропорядочную жизнь», «быть порядочным человеком», «милосердие»,

Типичные мужские ценности, популярные у основной массы «сильного пола» менее популярны в среде руководства поместных церквей ЕХБ. Ценности: «законность», «профессионализм», «порядок», «успех», «достаток», «хорошая работа», «быть первым» значительно отстают от общероссийских показателей. Так, по некоторым пунктам это отставание достигает 20% от общих мужских показателей.

Практически среднероссийские показатели совпадают только у ценностей связанных с семьей и детьми. Чуть выше обычного, только пункт «обеспечить здоровье и счастье ваших родителей». Что вполне объяснимо возрастным цензом самих служителей.

На диаграммах мы можем увидеть различия в выборе ценностей мужчинами, женщинами и служителями ЕХБ.

2.5 Выводы для проповеди и ученичества

Практически каждый проповедник знает, что обычно наши проповеди находят самых благодарных слушателей в женской среде. Привычный облик христианства, для русского менталитета в особенности, связан с «милосердием». Зная особую чувствительность женских сердец, особенно старшего возраста, донести Благую Весть до них, легче, чем до мужчин. Это вполне объяснимо, так как все типичные «женские» ценности пользуются популярностью и среди руководства поместных церквей ЕХБ.

Роль женщины и ее предназначение определяются общественным мнением. Если в обществе бытует мнение, что мужчина умнее женщины, это мнение начинает довлеть над сознанием большинства женщин, которые соглашаются с ним. И в этом случае, идя на поводу этого мнения, мужчина-проповедник начинает проповедовать типичные женские ценности, ведь. в его церкви женщины составляют абсолютное большинство. Поэтому трудно представить себе в нашей реальности проповеди о профессионализме, успехе, прогрессе, труде и т. п. В книге «Пол и характер», первый перевод которой появился в 1912 году, О. Вейнингер, говоря о различиях в психологии мужчин и женщин, отметил у последних отсутствие ума, характера и воли. (Степанова, с.97) Преобладающий в церкви мужской шовинизм, выражается и в том, что мы и сейчас зачастую отказываем женщинам в этих качествах.

Зато практически все 26 «мужских» ценностей, принадлежащих к 1 и 2 факторам «самоосуществление» и «внешний успех», не привлекательны для руководителей церквей. Возник порочный круг, когда с кафедры проповедуются «женские» ценности, а в молитвах мы просим о том, чтобы в церкви появились братья.

Тем не менее, проповедовать на «мужские» темы необходимо. Россияне, также как и россиянки, нуждаются в Иисусе Христе. Типичный образ - «плачущий» проповедник за кафедрой - отходит в прошлое. Новый облик христианства - активного, умеющего добиваться высоких целей, профессионально трудящегося, не ищущего подаяния с Запада, а умеющего зарабатывать - входит в перспективную реальность. Задача проповедника - дать этому процессу духовную основу, чтобы мужчины-лидеры не ощущали себя изгоями и лицемерами в церкви, из-за своей активной жизненной позиции.

3. Возрастные различия в формировании ценностной ориентации и целевых установок российского общества

Определенные различия в ценностных структурах отмечены и в разновозрастных группах. В проводимом исследовании для анализа, было, выделено пять возрастных групп: 1)18-25 лет; 2)26-39 лет; 3)40-55 лет; 4)56-65 лет; 5)старше 65 лет.

3.1.1 Ценностные ориентации возрастной группы 18-25 лет

В группе 18-25 лет ценность «любовь», занимает третье место в иерархии частости упоминания. Она снижается до восьмого места во 2 группе, девятого в 3 группе, тринадцатого в 4 группе и, в конце концов, занимает двадцать четвертое место в 5 группе.

Кроме того, группу наиболее молодых респондентов характеризует и более высокие, чем у других, места ценностей «успех», «свобода», «профессионализм», «процветание», «собственность». В то же время на самых низких местах в иерархии частости упоминания у самых молодых респондентов оказались ценности «мир», «согласие», «порядок», «милосердие», «духовность». Описанная выше линейная зависимость не во всех случаях прослеживается здесь достаточно четко, однако тенденция к этой зависимости очевидна. (Ментальность россиян, с. 79)

3.1.2 Ценностные ориентации возрастной группы 26-39 лет

Возрастную группу 26-39 лет кроме упомянутой выше динамики характеризует отмеченное в обоих исследованиях выдвижение на первое место в иерархии частости вместо доминирующего во всех остальных группах «здоровья» ценности «семья». Следует также отметить, что ценность «достатою> занимает в этой группе третье место, тогда как в остальных - четвертое. Интересно, что именно в этой возрастной группе ценность «союз» занимает самое низкое место описываемой иерархии. Возможно, причина такого положения дел заключается в том, что слово «союз», ассоциативно связывающееся у большинства россиян с Советским Союзом, вызывает у представителей старших возрастов более приятные эмоции, а в группе 18-25-летних попросту не порождает таких ассоциаций. (Ментальность россиян, с. 80)

3.1.3 Ценностные ориентации возрастной группы 40-55 лет

Людей в возрасте 40-55 лет, кроме динамики указанных в самом начале ценностей, характеризует наиболее высокое в сравнении с другими возрастными группами место в иерархии распространенности ценности «духовность». Дополнительная к общей динамике указанных выше ценностей специфика отмечена и в 4 группе (возраст 56-65 лет). (Ментальность россиян, с. 80)

3.1.4 Ценностные ориентации возрастной группы 56-65 лет

Выше, чем у других, стоит здесь «законность». Выше всех стоит в этой группе в иерархии ценность «мир», а далее - «порядок». Одновременно ниже, чем у других, стоит в этой группе ценность «свобода», неподержанная также группой старше 65 лет. (Ментальность россиян, с. 80)

3.1.5 Ценностные ориентации возрастной группы старше 65 лет

Группа самых пожилых выделяется в сравнении с другими самыми высокими в обоих исследованиях местами, отведенными в иерархии ценностям «милосердие» и «союз». Эта группа также делит с возрастной группой 56-65 лет наибольшую частоту выбора ценностей «мир» и «порядок».

Кроме того, в этой группе чаще, чем в других, выбиралась ценность «уважение к родителям». Самые низкие места в этой группе стабильно занимали «любовь», «успех», «профессионализм», «собственность» и «свобода». (Ментальность россиян, с. 81)

3.2 Возрастные различия в формировании ценностной ориентации

Отличия в структуре доминирующих жизненных ценностей разных возрастных групп рассматривались тоже лишь на 1 %-ном уровне значимости. В результате анализа полученных данных была выявлена четкая динамика, свидетельствующая об однозначной зависимости степени важности болыиинства вошедших в список целей от возраста респондентов.

3.2.1. Различия в группах

Таким образом, особо выделилась 6 группа пожилых людей, группа людей зрелого возраста и первые три группы, включающие молодых людей и людей среднего возраста. Исследование показало, что первые заметные изменения в структуре жизненных целей происходят на рубеже, отделяющем 4 и 5 возрастную группу от первых трех. Вероятно, этот возраст (в районе 45 лет) характеризуется переоценкой ценностей, в результате которой, некоторые цели, чья важность до этого и так снижалась, резко утрачивают свою актуальность для респондентов.

3.2.2. Возрастная динамика ценностной ориентации

Одновременно цели, чья важность до этого стабильно повышалась, резко усиливают свою привлекательность. Второй возраст (в районе 65 лет), характеризующийся резким скачком снижения или повышения важности целей, связан, видимо, с резкой утратой активности и общим одряхлением организма. Большинство целей в этом возрасте вообще утрачивают свою актуальность для индивида. Указанная динамика, описывающая снижение с возрастом важности целей, была отмечена в отношении респондентов к позициям А4(развить свои способности), А6(иметь хорошего друга), А7(иметь хорошую работу), А15(найти призвание), А17(получать удовольствие от секса), А18(быть лучшим), А25(понимать жизненные цели), А27(сделать себя таким, каким хочу), А29(заниматься спортом),

А30(овладеть профессией), АЗІ (получить образование), А33(не упустить свой шанс), А34(входить в элиту общества), А42(стать очень богатым), А47(развиваться как личность), А48(путешествовать по миру), А51 (добиться, чтобы родители не мешали), А53(сделать карьеру), А56(быть специалистом), А60(иметь хорошего сексуального партнёра), А72(найти настоящую любовь), А73(родить и воспитать ребёнка), А74(удачно жениться) и А76(иметь широкий и интересный круг общения). Обратная динамика, описывающая с той же закономерностью увеличение важности целей в соответствии с увеличением возраста, отмечена лишь в отношении к позициям А8(достойно умереть), А19(служить Родине) и А50(вести добропорядочную нравственную жизнь). (Ментальность россиян, с. 124)

3.2.3. Значимые различия в формировании ценностной ориентации

Единственными группами, постоянно показывавшими значимые отличия от других групп; были группы очень пожилых (5 группа) или очень молодых людей (1 группа). В соответствии с тенденцией увеличения или снижения важности цели с возрастом оказалось возможным выделить 4 группы целей, отношение к которым значимо отличалось в этих крайних возрастных группах от отношения всех остальных респондентов.

а) цели, которые для молодых людей оказались значимо важнее, чем для всех остальных

респондентов: А 14(каждый день открывать для себя что-то новое), А24(совершить в жизни

что-то важное), А26(понять смысл жизни) и А69(прожить интересную яркую жизнь). Следует особо отметить, что в отношении к цели А26(понять смысл жизни) важность этой цели для молодых (76, 7 % опрошенных) не отличается значимо от важности этой цели для людей в возрасте 36-45 лет (72, б % опрошенных), в котором, судя по всему, начинается переоценка ценностей.

б) цели, которые для молодых людей оказались значимо менее важны, чем для всех остальных респондентов: А21(делать добро для других людей), А32(быть честным порядочным человеком), А44(жить духовной жизнью) и А63(не голодать).

в) цели, которые для пожилых людей оказались значимо важнее, чем для всех остальных респондентов: А1(посвятить свою жизнь Богу) и А44(жить духовной жизнью).

г) цели, которые для пожилых людей оказались значимо менее важны, чем для всех остальных респондентов: А3(избавиться от дурных привычек), А9(быть смелым), А12(не служить в армии), А28(иметь возможность побыть одному), А35(заниматься своим делом), А43(ни от кого не зависеть), А45(избавиться от комплексов), А46(заниматься творчеством), А52(иметь свободное время), А55(иметь достаток), А57(иметь хорошую семью), А65(не делать ошибок в жизни), А69(прожить интересную жизнь), А70(быть умным) и А78(изменить свою жизнь). Количество целей значимо менее важных для стариков, нежели для остальных респондентов, отчетливо иллюстрирует резкое снижение активности и, как следствие, интереса к жизни в возрасте старше 65 лет. Особо следует здесь отметить, что в отношении респондентов к позиции А37(обеспечить счастье моих детей) значимые различия со всеми остальными группами отмечены не только в шестой, но и в пятой группе. Это показывает, что резкоё снижение беспокойства за судьбу своих детей происходит раньше, чем общее снижение интереса к жизни, т. е. в возрасте 56-65 лет. (Ментальность россиян, с. 125-126)

3.2.4. Самые важные ценности для различных возрастов

Весьма показательна для характеристики особенностей психологии разных возрастных групп и структура «самых важных в настоящее время» ценностей.

Пять первых целей возрастной группы до 25 лет выстроились в следующей иерархии (в порядке убывания важности): А57(иметъ хорошую семъю), А37(обеспечитъ счастъе своих детей), А69(прожитъ интересную жизнъ), А55(иметъ материалъный достаток), А27(сделатъ себя таким, каким хочу).

В группе 26-35 лет эта иерархия выглядит следующим образом:

А37(обеспечитъ счастъе моих детей), А57(иметъ хорошую семъю), А59(иметъ хорошее здоровье), А7(иметъ хорошуюработу), А26(понятъ смысл жизни).

В группе 36-45 лет:

А37(обеспечитъ счастъе моих детей), А57(иметъ хорошую семью), А59(иметъ хорошее здоровье), А7(иметъ хорошуюработу), А55(иметъ материальный достаток).

В группе 46-55 лет:

А37(обеспечитъ счастъе моих детей), А59(иметъ хорошее здоровъе), А57(иметъ хорошую семъю), А32(бытъ честным человеком), А55(иметъ материалънъгй достаток).

В группе 56-65 лет:

А59(иметъ хорошее здоровъе), А37(обеспечитъ счастъе моих детей), А55(иметъ материалъный достаток), А20(добитъся, чтобы государство заботилосъ обо мне), А21 (делатъ добро для других людей).

В группе старше 65 лет:

А59(иметъ хорошее здоровъе), А57(иметъ хорошую семъю), А23 (делатъ добро для других людей), А20(добитъся, чтобы государство заботилосъ обо мне), А50(вести добропорядочную нравственную жизнь). (Ментальность россиян, с. 127)

3.2.5, Анализ и выводы

Суммируя, можно отметить, что возрастное снижение важности ценностей касается, в основном факторов: 1 (самоосуществление), 2 (внешний успех), 5 (счастье своих детей), 6 (полноценная жизнь), 10 (понимание своих целей), 11 (семья) и 13 (секс). С другой стороны, с возрастом увеличивается значимость жизненных целей, входящих в 3 (служение обществу) и 7 (духовность и нравственность) факторы.

Думается, однако, что увеличение значимости постматериалистических целей в пожилом возрасте связано не столько с сощюэкономической ситуацией, в которой живут пожилые люди, и уж тем более не с «бездуховностью нынешних молодых», а с физиологическими процессами старения, связанными, в первую очередь, со снижением энергетизма и сокращением многих чисто биологических функций организма в возрасте после 50 лет. Сказанное не отвергает возможности роста важности постматериалистических целей в постиндустриальных обществах в связи с ростом благосостояния людей. Приведенные данные лишь подчеркивают, что этот процесс следует рассматривать на фоне более глубоких, физиологически обусловленных различий в структурах жизненных целей молодых и стариков.

В исследовании была выявлена прямая линейная зависимость возраста и частоты выбора ценности «милосердие». Была выявлена и обратная зависимость возраста и частоты выбора ценностей «любовью, «успех», «профессионализм», «собственность», характеризуемая наибольшей привлекательностью этих ценностей для молодых и падением интереса к ним в пожилом возрасте.

Ничего необычного в этих иерархиях нет. Даже наоборот. Можно было ожидать, что люди в начале своей жизни будут ставить себе в качестве главной цели создание семьи, потом — обеспечение будущего своих детей и ближе к старости — сохранение здоровья. Вполне ожидаемо включение в самом молодом возрасте в ведущую пятёрку цели «сделать себя таким, каким хочу», а в возрасте 26-35 лет — «понять смысл жизни», ожидаем и уход этих целей из числа самых важных в последующих возрастах. Понятно включение в ведущую пятёрку 26-45-летними людьми стремление иметь хорошую работу. Понятно и появление ближе к старости в ведущей пятёрке желания обеспечить себе государственную поддержку, а также желание быть порядочным человеком и делать добро для окружающих.

3.3 Возрастная тождественность с ценностями руководителей церквей ЕХБ

Говоря о возрастных пристрастиях нашего братства, необходимо отметить, что наиболее популярны у нас ценности старшего и пожилого возраста: «достойно умереть», «делать добро для других людей», «быть честным, порядочным человеком», «никому не завидовать», «вести добропорядочную жизнь».

Нужно отметить, что в отличие от большинства пожилых россиян, отсутствует в списке значимых - «добиться, чтобы государство заботилось обо мне». Что вполне объяснимо, зная общее нигилистическое отношение к государству в нашем братстве из-за предшествующих долгих лет гонений на церковь.

Ценности российской молодежи практически не встречают поддержки. При этом чем более популярен тот или иной фактор у молодых, тем менее он ценен у руководства наших церквей. Это можно наглядно проследить по ценностям: «успех», «профессионализм», «собственность», «свобода», «процветание», «получить образование», «секс», «быть первым», «входить в элиту», интерес к которым выше у молодых в 2-3 раза, чем у пастырей церквей. Факторы І(самоосуществление), 2(внешний успех) - популярные у основной массы молодых людей России, не встречают поддержки в церковном руководстве.

Так как руководители поместных церквей, в основном, сами старше среднего возраста, то естественно, трудно ожидать от них приверженности молодежным идеалам. Но, даже и братья молодые по возрасту, часто проявляют консерватизм старших поколений.

Церковь всегда и везде была выразителем консервативных интересов. Но на Западе протестантская традиция всегда поощряла частную инициативу, предпринимательство, а наша российская модификация баптизма долгое время принимала негативное отношение российского общества к личностям желающим достичь больших успехов в жизни, тем самым естественное желание молодежи самоутвердиться в жизни не находит поддержки у руководителей поместных церквей.

На представленных диаграммах мы видим различия в выборе ценностей возрастными группами-антагонистами: молодежи и пожилыми, а также служителями церквей ЕХБ.

3.4 Вывод для проповеди и ученичества

При подготовке проповеди, несомненно, нужно учитывать, к какой возрастной группе она обращена. Так, лица старшего возраста уже имеют сложившийся образ мыслей, их мир образов и ценностей уже устоялся. Поэтому, попадая в церковь, они ищут не нового, а подтвррждения сложившегося мировоззрения. И чаще всего, они ее находят - ведь проповедуются чаще всего «их» ценности и образ жизни. Для лиц пожилого возраста характерна неизменность их понятий и ценностей. Например, даже в середине 90-ых гг. 24% русских респондентов старше 60 лет, т. е. переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы - исконные враги русского народа (см. Здравомыслов, 1996)

Общая тенденция к старению наших церквей, поддерживается и тем, что с кафедры в основном проповедуются «геронтологические» ценности, не находящие отклика в молодых сердцах. Трудно ожидать, что при сложившемся положении с молодежной работой, обстановка в таких церквях изменится.

Конечно, необходимо отметить, что сложившееся положение преобладания пожилых людей в церквях не может быть признано правильным. Возможно, корни этой проблемы идут еще из советских времен, когда болыпое количество детей у верующих родителей, восполняло отсутствие молодежной евангелизации.

Здесь уместно сказать, что интересные с точки зрения молодежи, проповеди отсутствуют в церквях часто именно из-за отсутствия за кафедрой самой молодежи. Вновь возникает порочный круг, который необходимо разрывать, не боясь вводить в служение молодых людей.

Особо нужно отметить, что и манера преподавания Слова в церкви, так же очень важна для молодых. Например, критерий «новизна» для молодежи «очень важен», а для пресвитеров церкви - «не важен». Соответственно, руководство довольно неизменностью и консервативностью богослужения, а молодежь неизменно зевает во время на проповеди.

Из проведенного анализа можно увидеть, что интерес у молодых людей вызовут проповеди о том, как найти свои способности и развить их, найти свое призвание, профессию и т. д. - т. е. как находясь в постоянной дилемме выбора - не ошибиться. Молодежь всегда находится в процессе поиска. Задача проповедника дать молодым алгоритмы поиска, научить отделять зерна от плевел, правильно расставлять приоритеты в жизни.

Нужно понимать их желание самоутвердиться и направлять его в правильное, христианское русло. Ведь само пребывание в церкви - это уже способ самоутверждения. И то, что услышит молодой человек в проповеди, должно утвердить его в желании вновь прийти сюда.

4. Формирование системы ценностей в зависимости от уровня образования

4.1.1 Классификация по уровню образования

В исследовании были выделены 4 группы лиц с разным уровнем образования: 1) с незаконченным средним образованием (231 человек), 2) окончивших среднюю школу (156 человек) 3) имеющих среднее специальное образование — закончивших техникум или ПТУ (299 человек) и 4) имеющих высшее и незаконченное высшее образование (314 человек). Следует особо отметить, что группа респондентов с незаконченным средним образованием состояла не из одних пожилых людей, как это часто бывает в настоящее время в крупных городах. В данном исследовании группа людей с незаконченным средним образованием включала 13, 4% лиц в возрасте до 25 лет, 12, 3 % лиц в возрасте 26-35 лет, 6, 5 % лиц в возрасте 36-45 лет, 17, 5 % лиц в возрасте 46-55 лет, 17, 5 % лиц в возрасте 56-65 лет и 32, 9 % лиц в возрасте старше 65 лет. (Ментальность россиян, с. 129)

4.1.2 Иерархия ценностей в зависимости отуровня образования

Если обратиться к рассмотрению иерархий распространенности ценностей в группах с различным уровнем образования, то обнаружится, что первое и второе место во всех трех группах заняли соответственно «здоровье» и «семья».

Различия же в иерархиях, начинающиеся с третьего места, подтверждают большую приверженность людей с высоким уровнем образования к ценностям развития общества. Действительно, для лиц с высшим и незаконченным высшим образованием оказалось характерным высокое место, отводимое ими ценностям «законность», «стабильность», «профессионализм», «духовность», «успех», «достоинство», «смысл жизни», «процветание», «культура» и гораздо более низкое место, отводимое ценностям «достаток» и «безопасность». (Ментальность россиян, с. 84)

4.1.3 Динамика в выборе ценностей в зависимости от уровня образования

В группах с разным уровнем образования объяснимая динамика обнаружена в отношении респондентов к 48 целям. Она заключается, в основном, в увеличении важности целей в связи с повышением уровня образования. Однако наряду с этой тенденцией отмечен ряд случаев, когда важность ряда целей с ростом уровня образования снижается.

4.1.4 Прямая зависимость от уровня образования

Первая из указанных тенденций прослеживается наиболее четко в тех случаях, когда в каждой последующей образовательной группе процент лиц, отметивших данную цель как важную, значимо выше, чем в предыдущей. Целей, значимость которых последовательно растет с уровнем образованности респондентов, оказалось всего шесть:

А4(развить свои способности), А7(иметь хорошую работу), А46(заниматься творчеством), А47(развиваться как личность), А66(дать детям образование), А80(знать и понимать искусство).

Еще 7 целей характеризовались аналогичной динамикой роста важности в связи с ростом уровня образования респондентов, однако значимыми здесь оказались лишь различия между людьми с незаконченным высшим образованием, для которых эти цели были наименее важными, и всеми другими образовательными группами. В эту группу вошли цели А14(открывать что-то новое), А45(избавиться от комплексов), А59(иметь хорошее здоровье), А60(иметь хорошего сексуального партнёра), А61(не стать жертвой преступления), А73(родить и воспитать ребёнка), А76(иметь широкий и интересный круг общения), А44(жить духовной жизнью).

К ценностям, которые оказались шире распространенными среди людей с более высоким уровнем образования относятся «законность», «профессионализм», «прогресс», «стабильность», «созидание», «демократия», «духовность», «культура». В этом можно видеть подтверждение высказанного предположения об обратной связи уровня образования и ориентации на ценности, связанные с обеспечением индивидуальной или семейной жизни. Указанные восемь ценностей скорее можно отнести к общечеловеческим ценностям, причем в данной совокупности больше ориентированным на обеспечение жизни общества за счет развития его цивилизационной основы. (Ментальность россиян, с. 82)

4.1.5 Антагонизм ценностей в зависимости от уровня образования

Описываемая тенденция характеризовалась также и теми случаями, когда стабильной динамики роста важности целей не выявлялось, но крайние группы (лица с незаконченным средним и лица с высшим образованием) показывали значимые различия в своих ответах по сравнению со всеми другими образовательными группами. Так, в частности, цели, относительно которых было отмечено значимое превышение их важности для лиц с высшим образованием, были следующие: А24(совершить в жизни что-то важное), А25(понимать свои жизненные цели), АЗІ (получить хорошее образование), А48(путешествовать по миру), А56(быть отличным специалистом в своей области). А к целям, которые оказались наименее важны для лиц с незаконченным средним образованием, следует отнести цели А15(найти своё призвание), А16(способствовать развитию общества), А17(получать удовольствие от секса), А 18(быть лучшим), А24(совершить в жизни что-то важное)), А25(понимать свои жизненные цели), А27(сделать себя таким, каким хочу), А29(заниматься спортом), А30(овладеть профессией), АЗІ (получить хорошее образование), А33(не упустить свой шанс), А35(заниматься своим делом), А36(овладеть болыпим жизненным опытом), А48(путешествовать по миру), А51(добиться, чтобы родители вам не мешали), А64(иметь хороший характер), А67(быть любимым), А69(прожить интересную, яркую жизнь), А70(быть умным), А78(изменить свою жизнь).

Несомненно, во многом это распределение зависит от пола и возраста испытуемых. В разбиении респондентов на группы не выделялась специальная страта лиц с незаконченным высшим образованием, поскольку таковых в выборке было всего 54 человека. Но если их выделить, становится видно, что их отличает от других страт наличие в семи ведущих целях целей А27(сделать себя таким, каким хочу) и А31(получить

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Социальная направленность проповеди". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 668

Другие дипломные работы по специальности "Философия":

Русские революционеры-демократы о человеке

Смотреть работу >>

Наука в духовной культуре общества

Смотреть работу >>

Сущность времени и его величины

Смотреть работу >>

О первичных основаниях нравственности

Смотреть работу >>

Политика как призвание и профессия

Смотреть работу >>