Дипломная работа на тему "История западноевропейской философии"

ГлавнаяФилософия → История западноевропейской философии




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "История западноевропейской философии":


Краткий указатель литературы, изданной на русском языке в период с 1987 по 1991 гг.

Манекин Р. В.

Донецкое отделение САМИ

Москва-Донецк, 1993

Содержание

От составителя 3

Раздел I. Античная философская парадигма и историко-философская ситуация в эпоху поздней античности

Раздел II. Средневековая философская парадигма

Раздел III. Историко-философская ситуация в эпоху Возрождения

Раздел IV. Новоевропейская философская парадигма и историко-философская ситуация эпохи Просвещения

Раздел V. Классическая парадигма современности (немецкая классическая философия)

Раздел VI. Неклассическая, неоклассическая и постклассическая философия конца XVIII-XX вв

Приложение. Компьютер и история философии (Краткий обзор отечественных и зарубежных исследований)

От составителя

Настоящий указатель литературы представляет собой непериодическое специализированное научное издание, сформированное путем выборочной библиографической экспертизы.

При его составлении были использованы каталоги, справочно — библиографическая документация, материалы Всероссийской государственной библиотеки имени В. И. Ленина, Института научной информации по общественным наукам РАН, Научной библиотеки имени А. М. Горького МГУ.

Он включает около тысячи библиографических описаний монографий и статей, изданных на русском языке (а также переведенных на русский язык) в период с 1987 по 1991 гг.

В указателе не представлены наименования рукописей, депонированных в ИНИОН РАН, ВГБ, других библиотеках; авторефератов диссертаций, рецензий, учебников, учебных пособий (зя исключением имеющих выдающееся научное значение — см. в разделе 1 : Лосев А. Ф. История античной эстетики. Пбследние века : В 2-х кн.— М. : Искусство, 1988), а наименования статей, опубликованных в сборниках научных (в т. ч. и переводных) трудов, тезисов научных конференций приведены частично.

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Уникальный банк готовых оригинальных дипломных работ предлагает вам приобрести любые проекты по нужной вам теме. Высококлассное выполнение дипломных работ по индивидуальным требованиям в Саратове и в других городах России.

Указатель, предназначен для широкого круга читателей, профессионально и непрофессионально занимающихся как общими: так и частными проблемами истории западноевропейской философии, и ориентирован, главным образом, на использование в научной, научно —педагогической деятельности, в том числе и при написании курсовых и дипломных работ.

Он заинтересует:

— работников справочно-библиографических отделов областных, городских, вузовских, других научных библиотек, чьи работа значительно затруднена после прекращения Издания ИНИОН РАН специализированных указателей литературы; студентов, аспирантов, молодых преподавателей философских факультетов вузов страны, зарубежных специалистов — историков философии, историографов, не имеющих непосредственного доступа к каталогам крупнейших отечественных библиотек; непрофессионалов, любителей истории философии, остро нуждающихся в наиболее полном, целостном представлении о библиографическом потенциале современной истории философии.

Настоящий указатель состоит из шести разделов:

I. Античная философская парадигма и историко-философская ситуация в эпоху поздней античности.

II. Средневековая философская парадигма.

Историко-философская ситуация в эпоху Возрождения.

Классическая философская парадигма современности (Немецкая классическая философия).

Новоевропейская философская парадигма и историко-философская ситуация в эпоху Просвещения.

Неклассическая, неоклассическая и постклассическая философия конца XVIII—XX вв.

Все разделы, кроме VI, имеют подразделы "Источники" и "Литература". В последнем разделе такого деления нет ввиду отсутствия существенного временного отстояния, дистанцированности объектов историко-философских исследований и исследователей. Если круг мыслителей античности, средневековья, Возрождения, Просвещения и нового времени – виднейших представителей философских школ и направлений давно и недвусмысленно определен; если историко-философская значимость творческого наследия Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха общепризнана и не подвергается сомнению, то проблема трудов современных авторов не поддается однозначному решению ввиду того, что со времени их написания прошел сравнительно небольшой, исторически несущественный промежуток времени.

В разделах I и IV объединены дdе различные темы, что вызвано отсутствием достаточного массива исходного библиографического материала.

Последний такой указатель см.: История зарубежной философии (с древнейших времен по третью четверть XIX в.): Указатель литературы, изданной в СССР на русском языке в 1983-1987 гг. /Сост. Е. И. Серебряная – М.: ИНИОН, АН СССР. 1950.— Ч. 1 - 2.

Методологической базой проведенной работы явились труды Т. С. Куна[1].

Напомним, что в основании историко-эволюционной теории философии науки Т. С. Куна лежат понятия "научное сообщество" (общность исследователей, имеющих одинаковую исходную научную подготовку, единых в понимании целей науки и се отношения к социальной сфере), "парадигма" (совокупность убеждений, мировоззренческих позиций, в т. ч. и метафизических установок, ценностей, технических средств, принятых определенным научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции), "дисциплинарная матрица" (набор правил научной деятельности, общепризнанных в конкретной научной среде). Т. С. Кун предложил модель историко-научного процесса, в которой последний предстает чередой эпизодов конкурентной борьбы между различными "научными сообществами" — борьбы, в которой период господства конкретной научной "парадигмы" (т. н. "нормальная наука") сменяется периодом ее распада и формирования (конкуренции) новых "парадигм" (революция).

Парадигмальный подход, сформулированный Т. С. Куном, лег в основу систематизации исходного библиографического материала настоящего указателя, заменив формационный (классовый) подход, принятый в отечественном библиоведении ранее.

В силу сказанного с материалом настоящего указателя были произведены такие действия:

- наименования источников и литературы, имеющих отношение к истории философии эпохи Возрождения, выделены из общего массива библиографических описаний источников и литературы по средневековой философии как литература, характеризующая период распада средневековой парадигмы[2];

библиографические описания источников и литературы по истории новоевропейской философии и философии эпохч Просвещения объединены в одном (V) разделе как литература, характеризующая различные этапы развития единой новоевропейской философской парадигмы, в недрах которой (в эпоху Просвещения) формировались предпосылки философской парадигмы современности[3]; наименования источников и литературы по истории становления немецкой классической философии выделены в отдельный раздел как литература, характеризующая период "нормальной науки" (философии) в современной историко-философской ситуации[4].

Следует иметь в виду, что:

— библиографические описания работ, относящихся к нескольким разделам настоящего указателя, приведены в каждом из них[5];

- описания работ, посвященных исследованиям творчества философов (или написанных самими философами), жившими на рубеже историко-культурных эпох; философов, чье творчество в равной степени принадлежит различным историческим эпохам — см. в обоих соответствующих разделах указателя[6];

— описания работ мыслителей, оказавших большое влияние на развитие философской мысли последующих, но несовременных им эпох — см. в разделах, соответствующих не годам их жизни, а

историко-философским эпохам, в контексте которых раскрылся их философский потенциал[7].

Несколько трудов, библиографические описания которых приведены в настоящем указателе, не относятся к философской проблематике непосредственно. Они представлены в нем потому, что в них — как думается — ясно представлено современное состояние конкретных философских проблем.

В приложении к указателю дан краткий историографический обзор отечественных и зарубежных исследований, проведенных посредством ЭВМ и количественных методов.

Составитель благодарит директора ЦСГО МГУ Сурина А. В. за ряд ценных замечаний по существу содержания его работы.

Составитель предполагает дальнейшую работу над указателем и будет признателен за любые критические замечания и предложения.

Раздел I. Античная философская парадигма и историко-философская ситуация в эпоху поздней античности

Источники

Боэций Аниций. Утешение философией. И другие трактаты.- М. : Наука, 1990.- 413 с.

Платон. Собрание сочинений: В 4 т. — М. : Мысль, 1990.

Платон. Федр (О значении философии).— М. : Прогресс, 1989.- 130с.

Плотин. Эннеады 1, 8 51. О природе и источнике зла // Историко-философский ежегодник. —1989.— С. 161 — 176.

Размышление римского императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя. — М. : СП "Бук Чембэр Интернэшнл", 1991.- 64с.

Фрагменты ранних греческих философов / Отв. ред. И. Д. Рожанский.- М. : Наука, 1989.- Ч. 1.-575 с.

Литература

Авалиани С. Ш. Аристотель как родоначальник философии науки // Тр. Тбил. ун-та. - Тбилиси, 1989. - Т. 292. - С. 101 -104.

Аверинцев С. С. Античная риторика и судьбы античного рационализма //Античная поэтика.— М. , 1991.— С. 3 — 26.

Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии.- 1989.- № 3,- С. 3- 13.

Адо П. Плотин или простота взгляда.— М. , 1991.— 140 с.

Антипенко 3. С. Проблема Сократа у Ницше //Зарубежное философское антиковедение. — М. , 1990.— С. 156—163.

Анц В. Диалог Хайдеггера с традицией // Философия Мартина Хайдеггера и современность.— М. , 1991.— С. 53-62.

Апинис Р. Л. Представление досократиков о себе (самосознание рождающейся философии) // Античная философия : специфические черты и современное значение.— Рига, 1988.- С. 9-11.

Арзуманян Г. Р. Об этико-эстетическом единстве платоновского идеала // Вестник Ереван, ун-та.— Обществ. науки.— 1988.- Ч. 1.- С. 183-186.

Асосян Ю. А. Понятие "места" в античности. Образ космоса и переживание ойкумены // История науки в контексте культуры.- М., 1990.- С. 4-23.

Ахутин А. В. Понятие "природы" в античности и в новое время ("фюсис" и "натура").- М.: Наука, 1988.-207 с.

Барг М. А. Эпохи и идеи : становление историзма.— М. Мысль, 1987.-350 с.

Баталия С. С. Мир и человек в античной философии // Проблема человека в истории науки и философии.— М., 1990.— С. 14-28.

Батиашвили И. Д. Время в трактате Аристотеля "О душе" //Тр. Тбилис. ун-та.- Тбилиси, 1989.- Т.292.- С. 105-107.

Бекарев А. М. Социальные детерминанты познания природы всеобщего (на материале анализа античных натурфилософских взглядов) // Проблемы социального познания и управления.— Томск, 1988.-С. 91-96.

Бекбоев А. А Концепция необходимости и случайности в учении античных и восточных мыслителей. — Фрунзе: Илим, 1989. — 129 с.

Богуславский В. М. О сущности скептицизма и его месте в история философии // Филос. науки.— 1989.— № 3.— С. 47 — 57.

Богуславский В. М. Скептицизм в философии. — М. : Наука, 1990.- 269 с.

Борисов В. Н. О формировании методов научного исследования в античной философии // Тр. Тбилис. ун-та, Философия. — 1989.- Вып. 292.- С. 108-109.

Бородай Т. Ю. О двух трактовках материи в античном платонизме // Античность как тип культуры. — М., 1988.— С. 112 -132.

Бородин О. Р. Мистические культы и учения в Древнем Риме // Вопр. науч. атеизма.- М.: 1989. — № 33.- С. 71-93.

Бронштейн В. А. Клавдий Птолемей, 11 в. н. э. — М. : Наука, 1988. — 241 с.

Вандулакис И. М. Семантика теории эйдосов Платона и парадокс третьего человека // Вопросы истории естествознания и техники.- М., 1991. — №2. — С. 92-93.

Васильева Т. Критерии эпикуровской "каноники" в интерпретации Лукреция и Цицерона // Из истории философского наследия Древнего Средиземноморья. — М., 1989.— Ч. 1.— С. 40-62.

Васильева Т. В. Писанная и неписанная философия Платона // Материалы к историографии античной и средневековой философии. — М.: 1989. — С. 44-63.

Вдовина И. С. Сократовское учение о человеке в интерпретации французского персонализма // Зарубежное философское антиковедение. — М., 1990. — С. 163-179.

Вебер Э. А. "Познай себя", или версия о Сократе // Античная философия: специфические черты и современное значение.— Рига, 1988. — С. 12-13.

Веллас Г. Я., Яли И. А. Платон в новогреческой историографии // Тр. Тбилис. ун-та. — Тбилиси, 1989. — Т. 292. — С. 116-119.

Вернаи Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс, 1988. — 221 с.

Вецвагаре М. Д. Платоновское понимание своеобразия философии // Античная философия: специфические черты и современность,— Рига, 1988. — С. 14-16.

Визгин В. П. Идея множественности миров: Очерки истории. — М.: Наука, 1988.- 294 с.

Визгин В. П. Проблема множественности миров в учении Анаксагора // Исследования по истории физики и математики.— М., 1989. — С. 5-25.

Вольская Н. С. Фон социально-экономической, философской и научной парадигм в античной Греции доэллинистического периода // Филос. Науки. — 1991. — № II.- С. 3-22.

Габитова Р. М. Античность в просветительской и романтической философии культуры // Зарубежное философское антиковедение. — М., 1990. — С. 130-146.

Гаврилов А. К. Ученая община сократиков в "Облаках" Аристофана // Некоторые проблемы истории античной науки. — Л., 1989. — С. 62-77.

Гайденко П. П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. — М., 1988. — С.284-307.

Гайденко П. П. Понятие времени в античной философии (Аристотель, Плотин, Августин) // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. — М., 1991.— С. 1-18.

Гарнцев М, А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). — М.: Изд - во Моск. ун-та.- 1987.- 215 с.

Геворкян А. Т. Иносказания Платона. — Ереван : Айастан. — 1987.- 167 с.

Голованов А. В. Универсализм античного космоса // А. Ф. Лосев и культура XX века. — М., 1991. — С. 119-130.

Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. — Новосибирск: Наука. — 1990. — 330 с.

Греческий мудрец Диоген,— М.: СП "Бук Чембэр Интернэшнл", 1991. — 63 с.

Григорьева Н. И. Вдохновение и творчество в поэтике платоновских диалогов// Античная поэтика.— М., 1991.— С. 135-157.

Гончарова Т. В, Эпикур. — М. : Мол. гвардия, 1988. — 303 с.

Губман Б Л. Аристотель и современный неотомизм: две концепции человеческого бытия // Зарубежное философское антиковедение. — М., 1990. — С. 194-210.

Губман Б. Л. Нёотомизм и философское наследие античности // Материалы к историографии античной и средневековой философии. — М.. 1989. — С. 100-120.

Гутлин М. И. Воззрения школы скептиков на античную религию // Социально-политические и культурные проблемы истории стран Европы от античности до нового времени.— М., 1989. — С. 42-60.

Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории.— Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 288 с.

Даберте В. И. Аристотелевское понимание общего и его влияние на дальнейшее развитие этого понимания // Античная философия: специфические черты и современное значение.—Рига, 1988.- С. 31-34

Джохадзе Д. В. Проблемы логики, диалектики и теории познания Аристотеля в западноевропейском аристотелеведении // Историографические проблемы философского антиковедения. — М., 1989. — С. 81-117.

Джохадзе Д. В. Роль Аристотеля в истории диалектики // Тр. Тбилис. ун-та. — Тбилиси, 1989. — Т. 292. — С. 120-121.

Драч Г. В. Аристотель и досократовская философия // Там же. — С. 122-124.

Доброхов А. Л. "Беспредпосылочное начало" в философии Платона и Канта // Историко-философский ежегодник. — М., 1987. — С. 61-75.

Драч Г. В. Проблема человека в раннегреческой философии. — Ростов н/Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1987. — 174 с.

Драч Г. В. У истоков античного гуманизма // Проблема гуманизма в домарксистской философии.- Свердловск, 1987.- С. 5-19.

Дононбаев А. Д. О концепциях личности Конфуция и Сократа // XXI науч. конференция "Общество и государство в Китае".— М., 1990. — Ч. 3. — С. 19-22.

Еремина В. М. Аристотель о переходящих недоказуемых предположениях и пяти общих понятиях Евклида // Историко-математические исследования. — М., 1990. — Вып. 32/33. — С. 290-300.

Ерыгин А. Н., Павкин Л. М. Генезис исторического познания: Аристотель и X. Уайт// Тр. Тбилис. ун-та. — Тбилиси, 1989. — Т. 292.- С. 125-127.

Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа (ок. 530 — ок. 430 гг. до н. э.). — Л.: Наука, 1991. — 191 с.

Жмудь Л. Я. Пифагор как математик.— М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1988.— 30 с.

Жмудь Л. Я. Экспериментирование в пифагорейской школе // Некоторые проблемы истории античной науки.— Л., 1989.— С. 36-47.

Заиченко Г. А., Семушкин А. В. Антиномичность исторического начала философского знания // Пробл. философии. — Киев, 1988. — Вып. 77. — С. 111-119.

Зайцев А. И. Дискуссия о социализме в античности //Античность и современность.— М., 1991.— С. 24 — 28.

Зайцев А. И. Философская проблема греческого Запада // Древний Восток и античная цивилизация. — Л., 1989. — С. 48-54.

Зариньш В. В. Роль античной философии в культурной жизни Западной Европы XVI в. // Античная философия: специфические черты и современное значение.— Рига, 1988.

Захаров А. А. Аристотель о сознательном выборе и моральной ответственности личности // Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе. — Душанбе, 1987. — С. 57-63.

Захаров А. - А. Гносеологические и социальные корни этики Аристотеля //Тр. Тбилис. ун-та.— Тбилиси, 1989.— Т. 292.— С.128-129.

Звездина Э. Ф. Эволюция самосознания. Историко-философский аспект.— Красноярск, 1987.— 190с.

Звиревич В. Т. Аристотель в свидетельствах Макробия // Тр. Тбилис. ун-та. — Тбилиси, 1989. — Т. 292. — С. 130-131.

Звиревич В. Т. Цицерон — философ. и историк философия.— Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 205 с.

Зунде А. Я. Метафилософский аспект античной "онтологии" // Античная философия: специфические черты и современное значение,- Рига, 1988. — С. 24-27.

Зяблицев Г. Богословие святого Дионисия Ареопага и античная философия // Журн. Моск. патриархии. — 1941, — № 4. — С. 68-72.

Зяблицев Г. "Возвышаться до бессмортия": Аристотель и святоотеческая этика // Москва. — 1991. — N° 2. — С. 168—170.

Ивлев Ю. В. Учение Демокрита о модальностях // Логико-философские исследования.— М., 1989,— Вып. 4. — С. 56- 67.

Исаева В. И. Мистика в Древней Греции // Вопросы научного атеизма. — 1989. — № 33.— С. 52-70.

Казарян С. О. Античное моделирование и Платон. — Ереван: Айастан, 1987. — 270 с.

Камалутдинов К. Я. К характеристике политико-правовых взглядов Цицерона // Из истории социально-этических и политико-правовых идей. — Саратов, 1990.— С. 52 - 63.

Кацитадзе К. О. Аристотель о воображении // Тр. Тбилис. ун – та. — Тбилиси, 1989. — Т. 292. - С. 132 - 134.

Кессиди Ф. X. Сократ. — М.: Мысль, 1988. — 220 с.

Кимелев Ю. А., Полякова Н. Д. Наука и религия. Историко-культурный очерк.— М.: Наука, 1988.— 173 с.

Киссель М. А. Введение: Метаморфозы культуры // Из истории философского наследия Древнего Средиземноморья.— М.. 1989. — Ч. I. — С. 3-13.

Кнууттила С. Замечания но поводу модальной силлогистики Аристотеля // Интенсиональные логики и логическая структура теорий. — Тбилиси, 1988. — С. 145-155.

Кнэхт Н. П. К проблеме образа философии как науки (на материале досократовской философии) // Современная наука и закономерности ее развития.— Томск, 1987.— Вып. 4.— С. 37-50.

Ковальчук С. Н: Философия Эпикура У/ Античная философия: специфические черты и современное значение.— Рига, 1988. — С. 42-45.

Козлова Е. Б. Платон о слове и признании // Историко-философский ежегодник. — М., 1988.— С. 38 —54.

Козмин Н. Эстетическая определенность античной философии у Гегеля // Социально-культурный контекст искусства. — М., 1987. — С. 58-70.

Колесов В. В. Проблема средневекового знания в славянском переводе Ареопагитик // Отечественная философская мысль XI - XVII вв. и греческая культура. — Киев, 1991. — С. 210—219.

Комарова В. Я. "Ахиллес в Тире" // Вестник Ленингр. ун –та, сер. 6. — История КПСС, научный коммунизм, философия, право. — 1989. — Вып. 3. — С. 90-92.

Комарова В. Я. Учение Зенона Элейского. Попытка реконструкции системы аргументов.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 264 с.

Кононенко Т. П. Ш. Кохен о понятии материального субстрата в теории Аристотеля // Проблемы философии. — Киев, 1990. — Вып. 86. — С. 82-91.

Корж В. В. Проблема "начала" в "Метафизике" Аристотеля // Тр. Тбилис. ун-та.- Тбилиси, 1989.— Т. 292. — С. 142-144.

Кузнецов В. Г. Логический анализ теории изменения и модальностей Аристотеля // Вестник Моск. ун-та.— Сер.7.— Философия. — 1987. — № 4. — С. 55-62.

Кузнецова Т. И. Историография и риторика: речи в "Истории основания Рима" Тита Ливия //. Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М., 1989.— С. 203-228.

Кулэ М. X. Понимание природы философии у Аристотеля // Античная философия: специфические черты и современное значение.— Рига, 1988. — С. 28 -31.

Кукава Т. Г. Аристотель в советской философской литературе//Тр. Тбилис. ун - та. — Тбилиси, 1989. — Т. 292. — С. 145-148.

Кулиев Г. Г., Курбанов Р. О. Анализ некоторых концепций генезиса античной философии // Зарубежное философское ан тиковедение. — М., 1990.— С. 5-15.

Купцов С. С. Структура и континуум как предельные категории древнегреческой мысли ранней классики // Вестник Белорус, ун-та.— Сер. 3. — История, философия, научный коммунизм, экономика, право. — Минск. — 1987.— № 3. — С. 35-38.

Кыйа М. От Парменида до Аристотеля // Учен. зап. Тарт. ун-та.- Тр. по философии.— Тарту, 1990. — Вып.25. — С. 3-14.

Лапшин И. И. Миф и диалектика в философии Платона // Филос. науки.- 1991. — №4. — С. 132-135.

Ларина Л. А. Проблемы гражданского воспитания у старших софистов //Из истории социально-этических и политико-правовых идей. — Саратов, 1990. — С. 20-28.

Ларина Л. А. Этико-политические взгляды софистов //Актуальные вопросы методологии и методики обществ, наук. — Саратов, 1990. — С. 59-66.

Лебедев А. В. Проблема аутентичности АРХИ как милетского термина (к интерпретации свидетельства Теофраста) // Материалы к историографии античной и средневековой философии. — М., 1989.- С. 24-44.

Левинская О. Л. "Цель" у Платона: Слово и понятие // Изв. АН СССР. - Сер. лит. и языка. - 1987. - Т. 46.— № 2. — С. 141-148.

Лосев А. Ф. Античная философия и общественно-исторические формации // Античность как тип культуры. — М., 1988. — С. 6-77.

Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении.— М, 1989.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. — В 2 кн. — М.: Искусство, 1988.

Лосев А. Ф. Об одном античном термине, лежащем в основе последующей философии // Античная балканистика. — М., 1987. — С 73-77.

Лосев А. Ф. Типы античного мышления // Античность как тип культуры. — М., 1988. — С. 78-104.

Луканин Р. К. Из истории античного опыта и эксперимента // Филос. науки. — 1991. — № 11. — С. 23-36.

Луканин Р. К. Категории Аристотеля в истолковании западноевропейских философов // Путем Октября. — Махачкала, 1990. — С. 84-103.

Луканин Р. К. "Среднее"— специфическое понятие аттической философии и его методологическая роль // Античная философия: специфические черты и современное значение. — Рига, 1988. — С. 19-33.

Луканин Р. К. Учение Платона о рассудке и разуме и его развитие Аристотелем // Филос. науки. — 1987. — № 7. — С. 56- 64.

Лупан С. Г. Сущность бытия у Аристотеля и современные проблемы философии // Тр. Тбилис. ун-та.— Тбилиси, 1989.— Т.292. — С. 153-155.

Майоров Г. Г. В поисках нравственного абсолюта: античность и Боэций (Из цикла "История этических учений").— М.: Знание, 1990. — 67 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Этика).

Махарадзе М. К. Проблема причинности у Аристотеля и неоплатоников // Тр. Тбилис. ун-та,— Тбилиси, 1989. — Т. 292.— С. 156-158.

121 Мчедлишвили Л. И. Аподиктическая силлогистика Аристотеля и модальная пропозициональная логика с кванторами // Интенсиональные логики и логическая структура теорий.— Тбилиси, 1988. — С. 156-173.

Мчедлишвили Л. И. Доказательство через выделение в силлогистике Аристотеля // Филос. и социол. мысль, — 1989.— № 2. — С. 69-74.

Межерицкий Я. Ю. "Древность" и "новизна": Эволюция историзма в идеологии раннего принципата // Античность и современность. — М., 1991. — С. 98-102.

Микеладзе 3. Н. Аристотелева онтология стационарного мира // Интенсиональные логики и логическая структура теорий. — Тбилиси, 1988. — С. 123-138.

Михаленко Ю. П. Философы "аналитики" о диалектике Платона // Историографические проблемы философского антиковедення.— М., 1989. — С. 40-60.

Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты.— М.: Политиздат, 1991. — 463 с.

Мочалова И, Н. Концепция научного знания в Ранней Академии// Некоторые проблемы история античной науки.— Л., 1989. — С. 77-89.

Мочкин А. Н. Лабиринт европейской метафизики и волшебная гора эллинизма в интерпретации Ницше // Зарубежное философское антиковедение.— М., 1990. — С. 146-156.

Мраз М. Истолкование М. Хайдеггером античной философии (основные методологические моменты) //Проблемы марксистско-ленинской методологии истории философии.— М.,

1987. — С. 186-198.

Мудрагей Н. Платон о человеке // Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. — М., 1988. — С. 100-105.

Муравьев С. Н. Traditio Heraclitea (А) свод древних источников о Гераклите // Вестник древней истории.— М., 1990. — № 2.- С. 41 -69.

Мушинский Н. И. Этика Аристотеля о проблеме рабства //Вестник Белорус. ун-та. — Сер. 3. История, философия, научный коммунизм, экономика, право. — Минск, 1991. — № 1. — С. 34- 37.

Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. — М.: Изд—во Моск. ун-та, 1990.— 286 с.

Никитина Н. Н. Мимесис в эстетике Аристотеля (Цикл "История эстетических учений"). — М.: Знание, 1990. — 67 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Эстетика).

Никулин Д. В. Понятие "теперь" в метафизике античности, средневековья и нового времени // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековью. — М., 1991.— С. 18-21.

Олжер X. Р. Диалектическая логика "Мелосского диалога" Фукидида //Язык и моделирование социального взаимодействия. — М., 1987. — С. 282 - 313.

Оселедийнс М. В. Диалоги Сократа глазами логика // Логико-философские исследования.- М., 1991.- Вып. 1. — С. 146-156.

Павленко Ю. В. Возникновение философии. истории; культурный очерк // Филос. и социол. мысль.- 1989.- IV. — С. 57-69.

Наев М. Е. Решение двух античных проблем.— Киев: Наук. думка, 1987. - 217 с.

Парахонский Б. .А. Структура "говорения" в античном и средневековом сознании // Отечественная философская мысль и греческая культура. — Киев, 1991. — С. 137-146.

Поляков И. В. Знаковая проблематика в философии стоиков плотиновской онтологии // Историко-философский ежегодник.- М., 1989.- С. 55-68.

Семушкин А В. "Загадка" Эмпедокла // Историко-философский ежегодник. - М., 1988. – С. 22- 37.

Семушкин А. В. Между мифопоэтической Музой и понимающим Логосом (к определению возможностей и границ эпистемологии Эмпедокла) // Филос. и социол. мысль. — 1991. — № 1.

С. 22-37.

Сергеев А. К., Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания и Космос Аристотеля и наука нового времени. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун - та, 1987. — 169 с.

Сергеев К. А, Слинин Я. А. Природа и Разум: античная парадигма.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.— 240 с.

Скворцов О. Ю. Идея справедливости и ее понятийные интерпретации в политико-правовом учении Аристотеля // Изв. вузов. Правоведение. — Л., 1991. — № 1. — С. 53-55.

Скоробогацкий В. В. Проблема начала философии // Историко-философские исследования.- Свердловск, 1988.— С.71-81.

Слинин Я. А. От Платона к Хайдеггеру: иррационализм против рационализма // Учен. зап. каф. обществ, наук вузов Ленинграда.— Филос. и социол. Исследования. — Л., 1990. — Вып. 26. — С. 26-33.

Слинин Я. А. Учение Платона о диалектическом знании // Логика и теория познания. — Л., 1990. — С. 165-177.

Сморгунова В. Ю. Человек и политика в философии Платона //Проблема человека в истории науки и философии. — Л., 1990. — С. 40-56.

Столяров А. А. Гиерокл; Аммоний et alii (к вопросу о взаимовлиянии неоплатонизма и христианства) // Античная философия: специфические черты и современное значение. — Рига,

1988.-С. 56-59.

Стругалина Р. А. Отражение кризиса рабовладельческой идеологии в произведениях Лукиана Самосадского // Из истории социально-этических и политико-правовых идей. — Саратов, 1990. — С. 29-43.

Столяров А. А. Стоицизм в зарубежной историографии (материалы к истории изучения одного философского направления) // Материалы к историографии античной и cредневековой

философии. — М., 1989. — С. 64-100.

Суслов А. К. Эстетический идеал в теориях древнегреческой классики (от Пифагора до Платона)// Эстетические категории и искусство,- Кишинев. 1989.- С. 77-88.

Тауринь Г. К. Понимание специфики философского познания мира в развитии скептицизма //Античная философия: специфические черты и современное значение. — Рига, 1988. — С.45-49.

Тевзадзе Г. В. Универсальный синтез Посидония // Тр. Тбилис. ун-та. — Тбилиси, 1989. — Т. 292. — С. 172-175.

Топоров В. Н. Понятие предела и EPOS в платоновской перспективе (этимологический аспект) // Античная балканистикА. — М., 1987. — С. 107-118.

Торосян В. Г. Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной от древнейших времен до конца XX в.— Ереван: Айастан, 1989. — 393 с.

Уколова В. И. "Последний римлянин" Боэций. — М.: Наука, 1987. — 160с.

Харанаули А. В. Диалектический метод Платона и Аристотеля в "Платоновской теологии" Прокла Диадоха // Тр. Тбилис. ун-та. — Тбилиси, 1989. — Т. 292. — С. 182-185.

Хвостова К. В. Понимание случая в византийской философии и богословии //Византийские очерки. — М., 1991. — С. 102-110.

Хютт В. П. Парменид и становление рациональности // Тр. Тбилис. ун-та. — Тбилиси, 1989 — Т. 292. — С. 192-193.

Цалин С Д. Социокультурные детерминанты логического обоснования концепции необходимости и свободы в философии Аристотеля//Вестник Харьк. ун-та. — Харьков, 1989.- №332. — С. 90-96.

Чанышев А. А. Беседа Платона с Аристотелем при участии и под руководством... //Человек.— М., 1990,— Вып. 4. —С. 39- 48.

Чанышев А. А. Учение Аристотеля о сущности // Тр. Тбилис. ун-та. — Тбилиси, 1989. — Т. 292. — С. 194-196.

Чанышев А. А. Аристотель. — М.: Мысль, 1987. — 221 с.

Чанышев А. А. Учение Аристотеля о сущности // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 7. Философия.— 1989.— № 2.— С 67-69.

Челидзе М. И. Рационалистическая и иррационалистнческая интерпретация философии Платона (Гегель—Хайдеггер)//Тр. Тбилис. ун-та. — Тбилиси, 1989. — Т. 292. — С. 197-199.

Чертков В. Г. Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение. — М..: Мысль, 1991. — 187с.

Чухина Л. А. Специфика философского знания в учениях стоиков//Античная философия: специфические черты и современное значение. — Рига, 1988. — С. 50-53.

184 Шахнович М. М. Диагор Мелосский — античный критик религии//Проблемы религиеведения и атеизма в музеях. - Л., 1989.- С. 130-143.

Шейнин О. Б. Понятие случайности от Аристотеля до Пуанкаре. — М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1988. — 31 С.

Ширлялин А. Тайны платоновского «Парменида» // Наука и религия. — 1991. — № 6. — С. 8-10.

Шицко В. Л. Логико-гносеологическое содержание античного атомизма // Изв. АН КазССР. Сер. Обществ, наук. — Алма-Ата, 1989. — № 3. — С. 20-27.

Шичалин Ю. А. Возникновение европейской комментаторской традиции // Историко-философский ежегодник. — М., 1989. — С 68-77.

Шляхин Г. Г. Анализ и синтез в древнегреческой философии и математике // Тр. Тбилис. ун-та. — Тбилиси, 1989. — Т. 292. — С.200-202.

Шумев И. В. Платоновская Атлантида // Античная философия: специфические черты и современное значение. — Рига, 1988. — С. 17-19.

Яройя-Смирнова В. Н. Истоки концептуализации времени в древнегреческой философии и современные направления анализа времени //Тр. Тбилис. ун-та.— Тбилиси, 1989.— Т. 292. —

С. 203-204.

Раздел II. Средневековая философская парадигма

Источники

Августин Аврелий. Исповедь // Одиссей. — М., 1989. — С. 144-182. (Перевод X книги)

Августин. О супружестве и похоти (главы из трактата) // Кризис цивилизации. — M, 1991. — №2. — С. 7-76.

Боэций Акиций. «Утешение философией» и другие трактаты. — М.: Наука, 1990. — 413 с.

Фома Аквинский о сущем и сущности // Историко-филос. ежегодник. - М., 1988. - С. 230-252.

Литература

Аверинцев С. С. Философия VIII —ХН вв. // Культура Византии. — М., 1989. — С. 36-58.

Антонова Е. В. Философское понимание свободы человека (к истории вопроса) // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. — М., 1988. — С. 23-33.

Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма.— М.: Мысль, 1987. - 350 с.

Бирало Л. А. Первобытность и средневековье: общность пространственно-временных представлений// Философия истории: диалог культур.— М., 1989. — С. 14-20.

Бургете А. Р. Некоторые проблемы исследования философской мысли средних веков (католическая традиция) // Социокультурные характеристики средневековой философии.— М., 1990. — С. 31-47.

Бычков О. В. «Книга причин» как источник неоплатонических идей схоластической теории прекрасного XIII в. // Эстетика как философия культуры. — М., 1990. — С. 109-111.

Валек И., Мраз М., Зной М. Историко-философские предпосылки научного понимания объективного и субъективного // Диалектика объективного и субъективного в историческом

процессе. — М.., 1989. — С. 34-44.

Винокуров В. В. Проблема человека в «естественной теологии» и кризис средневековой метафизики // Философия человека: диалог с традицией и перспективы.— М., 1988.— С. 34—52.

Гайденко П. П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. — М., 1988. — С. 284- 307.

Гайденко В. П. Образ природы в религиозном сознании (толкование творения мира в патристике) // История науки в контексте культуры.— М., 1990.— С. 46-76.

Гарнцев М. А. От Бонавентуры к Дунсу Скоту. К характеристике августианства второй половины XIII — начала XIV вв. // Средние века. — М., 1988. — Вып. 51. — С. 94-115.

Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 215 с.

Генисоретский О. Личность и творчество в целостности средневековой культуры (к содержанию проблемы) // Эстетическое воспитание и экология культуры.— М., 1988.— С. 380-422.

Гольбах П. А. Д. Галерея святых (или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов).— Киев: Политиздат Украины, 1987. — 334с.

Грецкий С. Историко-философский процесс Средневековья // Памир. Душанбе. — 1990. — №5. — С. 179-192.

Григорьева Н. И. Жанровый синтез на рубеже эпох: Исповедь Августина // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М., 1989. — С. 229-276.

21Z Гуревич А. Я. Дух и материя. Об амбивалентности повседневной средневековой религиозности // Культура и общественная мысль. — М., 1988. — С. 117-123.

Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии.— 1990.— № 4.— С. 23-25.

Длугач Т. О методологии изучения средневековой философии // Социокультурные характеристики средневековой философии. — М., 1990. — С. 130-132.

Доброхов А. Л. Трактат Фомы Аквинского «О сущем и сущности» // Историко-философский ежегодник.— М., 1988.— С. 228-236.

Евтухов И. О. Концепция человека в произведениях Аврелия Августина периода Taracta (388 - 392 гг.) // Вестник Белорус. Ун-та.— Сер. 3. История, философия, научный коммунизм, экономика, право. — Минск. 1989. — № 2. — С. 18-21.

Ефремова Н. В. Догмат «абсолютной власти» папы и его критика Вильямом Оккамом // Историко-филос. исследования. — М., 1987. — С. 10-16.

Ефремова Н. В. Идея «всемирной монархии» в учении Уильяма Оккама // Политическая мысль и политическое действие. — М., 1987. — С. 6 - 39.

Ефремова Н. В. Оккам как политический философ // Историко-философский ежегодник. — М., 1989. — С. 77-92.

Ефремова Н. В. Философские основы политического оккамизма // Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. — М., 1988. — С. 37-42.

Зверевич В. Т. Гуманизм в средние века (постановка вопроса) // Проблема гуманизма в домарксистской философии. — Свердловск, 1987. — С. 19-32.

Зяблицев Г. «Богословие святого Дионисия Ареопагита и античная философия» // Журнал Моск. патриархии.— 1991.— №4. — С. 68-72.

Ивин А. А. Средневековый стиль мышления и «нормальная наука»: внешние ценности научной теории // Исследования по логике научного познания. — М., 1990.— С. 18-30.

Кимелев Ю. А. Полякова Н. Л. Наука и религия. Историко-культурный очерк. — М.: Наука, 1988. — 175с.

Киссель М. А. Введение. — Метаморфозы культуры //Из истории философского наследия Древнего Средиземноморья. — М., 1989. — Ч. 1. — С. 3-13.

Котловин Л. В. Логика истории как составная часть философии истории от Августина до Маркса // Философия истории: диалог культур. — М., 1989. — С. 73 -75.

Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 192 с.

Лазарев В. В. Средневековая философия в контексте всемирной философии // Социокультурные характеристики средневековой философии. — М., 1990 — С. 174-178.

Лозовская Н. М. Энциклопедическое знание раннего средневековья (Храбран Мавр «О природе вещей»). — М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1988. — 24 с.

Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья. Эригена и Абеляр // Историко-философский ежегодник. — М., 1988.— С. 57-71.

Лосев А. Ф. Расцвет и падение номинализма. Мыслительно-нейтралистическая диалектика XIV в. // Изд. Сев.-Кавк. научного центра высшей школы. Общественные науки. — Ростов-на-Дону, 1988. — № 2. — С. 68-111.

Майоров Г. Г. В поисках нравственного абсолюта: античность и Боэций (из цикла «История этических учений»). — М.: Знание. — 1990. — 64 с. — Новое в жизни, науке, технике, Сер.

Этика.

Мейзерский В. М. Проблемы интерпретации в средневековой герменевтике // Филос. и социал. мысль. — 1990. — № 8. — С. 75-85.

Мудрагей Н. С. Средневековье и научная мысль// Вопросы философии. — 1989. — № 12. — С. 16-26.

Неретина С. С. Проблема высказывания у Абеляра // История науки в контексте культуры. — М., 1990. — С 111-117.

Никулин Д. В. Понятие «теперь» в метафизике античности, средневековья и нового времени // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. — М, 1991. — С 18-21.

Рабинович В. Л. Танатология блаженного Августина или исповедь у последней черты // Человек. — М., 1990. — Вып. 5.- С. 89-106.

Рабинович В. Л. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке. — М., 1991. — С. 298-326.

Сидоров А. И. Логика и диалектика Иоанна Филопона: о характере переходной эпохи в развитии философской мысли от античности к средневековью (на основе фрагментов из сочинения

«Посредник») //Историко-философский ежегодник. — М., 1989. — С. 179-194.

Соколов В. В. Важнейшие принципы освещения средневековой философии // Социокультурные характеристики средневековой философии. — М., 1990. — С. 101-102.

Столяров А. А Гиерокл, Аммоии Л et a Hi (к вопросу о взаимовлиянии неоплатонизма и христианства) //Античная философия: специфические черты и современное значение.— Рига,

1988. — С. 56-59.

Торосян В. Г. Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной от древнейших времен до конца XX В.— Ереван: Айастан, 1989. — 393 с.

Уколова В. И. «Комментарий на «Сон Сципиона» Макробия и средневековая философия // Из истории филос. наследия Древнего Средиземноморья. — М., 1989. — Ч. 2. — С. 135-160.

Укалова В. И. Макробий и средневековая культура // Средние века. — М., 1989. — Вып. 52. — С. 173- 197.

Уколова Н. И. «Последний римлянин» Боэций. — М., 1987.

Уманская Т. А. К вопросу о типологии философии патристики // Социокультурные характеристики средневековой философии. — М., 1990. — С. 135-137.

Уманская Т. А. Телесность как философская проблема к постановке вопроса в западной патристике // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. — М., 1988. — С. 7-22.

Черняк В. С. Культурные предпосылки методологии эллинизма в средние века и новое время // Вопросы философии. — 1987. — №7. — С. 62-76.

Честертон Г. К. Франциск Ассизский // Вопросы философии. — 1989. — № 1. — С. 83-125.

Чилин С. Я. Естествоиспытатель, врач, философ Р. Бэкон // Сов. здравоохранение. — 1991. — № 3 — С. 71-73.

Шевнина Г. В, Проблема отношения разума и веры у парижских аверреистов//Средние века. — Вып. 27. — М., 1965.

Раздел III. Историко-философская ситуация в эпоху Возрождения

Источники

Балла Лоренца. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. — М.: Наука, 1989. — 476 с.

Монтень М. Избранное. — М.: Сов. Россия, 1988. — 410 с.

«Опыты» М. Монтеня. — М.: Моск. рабочий. 1988. — 49 с.

Мюнцер Т. Пражское воззвание. Письмо // Средние века. — Вып. 52. — М., 1987. — С. 332-346.

Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сб. текстов. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. — Ч. 2. — 190 с.

Помпонацци П. Трактаты «О бессмертии души», «О причинах естественных явлений или о чародействе».— М.: АОН при ЦК КПСС. 1990. — 318с.

Литература

Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Баллы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. — Киев, 1987. — С. 52-58.

Анохин А. М., Сюсюкин М. Ю. Бэкон и Декарт: истоки эмпиризма и рационализма в философии и развитие медицины в XVII-XVIII вв. //Философия и медицина. — М., 1989. — С. 29-45.

Аугандаев М. А, Эразм и М. Агрикола // Эразм Роттердамский и его время. — М., 1989. — С. 206-217.

Баткин Л. M. Идеи разнообразия в трактате Лоренцо Великолепного: На пути к понятию личности // Проблемы итальянской истории. — М., 1987. — С. 161-191.

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989. — 270 с.

Библер В. С. Кант — Галилей — Кант / Разум нового времени в парадоксах самообоснования. — М.: Мысль,1991.— 317 с.

Богат С. М. Мир Леонардо. Философский очерк. — М.: Дет. лит., 1989. — Кн. 1-2.

Богуславский В. М. Эразм и скептицизм XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.— М.. 1989.— С. 218-226.

Гавризян Г. М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга // Историко-филос. ежегодник. — М., 1988. — С. 202-227.

Гайденко П. П. Николай Кузанский и формирование теоретических предпосылок науки новою времени // Вопросы истории естествознания и техники. — М., 1988. — № 3. — С. 57-69.

Гайденко П. П. Фр. Бэкон и практическая ориентация науки Нового времени // Проблема методологии научного исследования в философии нового времени. — М., 1989. — С. 37-55.

Гришко В. Г. «Две книги» Галилео Галилея // Историко-астрономические исследования. — М., 1989. — Вып. 2. — С. 114 —154.

Горфункель А. X. Эразм и итальянская ересь XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.— М., 1989. — С. 197-205.

Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.— 205 с.

Доброхов А. Л. Данте Алигьери. — М.: Мысль, 1990. — 208 с.

Котловин А. В. Логика истории как составная часть философии истории от Августина до Маркса // Философия истории: диалог культур.— М.. 1989.— С. 73-75.

Кудрявцев О. Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм // Эразм Роттердамский и его время. — М., 1989. — С.67-77.

Кудрявцев О. ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». — М.: Наука, 1991. — 228 с.

Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 192 с.

Липовой С. П. О роли гносеологии в учении Фр. Бэкона о судьбах эмпиризма: приглашение к дискуссии // Историко-филос. ежегодник. — М., 1988. — С. 94 - 110.

Лукьянов В. В. Фрэнсис Бэкон о церковной политике Англии в конце XVI - начале XVII вв. // Проблемы разложения феодализма и генезис капитализма в Европе. — Горький, 1989. — С. 47-97.

Немилов А. Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время.— М., 1989.— С. 9-19.

Никулин Д. В. Понятие «теперь» в метафизике античности, средневековья и нового времени // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековью. — М., 1991.— С. 18-21.

Пиховшев В. В. К вопросу об историко-философских воззрениях Фр. Бэкона // Пробл. философии. — Киев, 1989. — Вып. 2.- С. 56-61.

Плешкова С. Л. Эразм Роттердамский и Лефевр д'Этапль //Эразм Роттердамский и его время.— М. 1989.— С. 149-153.

Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. — М.: Мысль, 1988. — 206 с.

Ревуненкова Н. В. Проблемы свободомыслия Реформации в зарубежной историографии конца XIX-XX вв. // Проблемы религиоведения и атеизма в музеях.— М., 1989.— С. 88-105.

Ревякина Н. В. Творческий путь Лоренцо Баллы (Вступ. ст.) // Лоренцо Балла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. — М., 1989. — С. 52.

Роков В. П. К вопросу об этических взглядах Дж. Понтано (1426—1503) // Из истории древнего мира и средневековья.— М.,1987. — С. 70-87.

Савитский А. Л. Философия истории Себастьяна Франка // Философия истории: диалог культур.— М., 1989.

Хейзинга Й. Осень средневековья.— М.: Наука, 1988.— 539 с.

Фрейд 3. Леонардо да Винчи.— Л.: Аврора, 1991.— 119 с.

Черняк И. X. Библейская философия Лоренцо Баллы и эразмов перевод Нового Завета // Эразм Роттердамский и его время. — М., 1989. — С. 57-66.

Черняк В. С. Культурные предпосылки методологии эмпиризма в средние века и в новое время // Вопросы философии.— 1987. — №7. — С. 62-76.

Шейнин О. Б. Понятие случайности от Аристотеля до Пуанкаре.— М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1988. — 31 с.

Шичалин Ю. А. Жизненный путь Э. Роттердамского и становление новоевропейского самосознания // Контекст... 1988. — М., 1989. — С. 260-277.

Штекли А. Э. Эразм и издание «Утопии» (1516) // Средние века. — М., 1987. — Вып. 50. — С. 253-281.

Щодровицкий Д. Библия в переводе Лютера // Христианин. — 1991. — .№ 1. — С. 79.

Юсим М. А. Этика Маккиавелли. — М.: Наука, 1990.— 158 с.

Раздел IV. Новоевропейская философская парадигма и историко-философская ситуация эпохи просвещения

Источники

Вольтер Ф.-М. А. Философские сочинения. — М.: Наука, 1988. — 750 с.

Гельвеций К.-Л. Счастье. — М.: Сов. Россия, 1987. — 480 с.

Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. — М., 1989. — Т. 1 («О теле», «О человеке», «О гражданине», «О свободе и необходимости»).

Дидро Д. Салоны: В 2 т. — М.: Искусство, 1989.

Дидро Д. Сочинения: В 2 т. — М.: Мысль, 1991.

Лейбниц Г. В Сочинения: В 4 т. — М.: Мысль, 1982-1989.

Локк Д. Сочинения: В 3 т. — М.: Мысль, 1985-1988.

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. — М.: Наука, 1969. — 688 с.

Литература

Анохин А. М., Сюсюкин М. Ю. Бэкон и Декарт: истоки эмпиризма и рационализма в философии и развитии медицины в XVII-XVIII вв. // Философия и медицина. — М., 1989. — С. 29-45.

Аращнов В. И., Курдюмов С. П., Свирский Я. И. Классическая механика Ньютона и проблема самоорганизации в современном научном познании // Ньютон и философские проблемы физики XX в. — М., 1991. — С. 98 -116.

Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в новое время («фюсис» и «натура»). - М.: Наука, 1988. — 207 с.

Баженов Л. Б. Ньютон и методология естествознания // Ньютон и философские проблемы физики XX в.— М., 1991.— С. 5-15.

Барбосов А. В. Социальная онтология в классической рациональности: варианты и интерпретации // Онтологическая проблеме и современное методологическое сознание. — М., 1990. — С. 47-58.

Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма.— М.: Мысль, 1987. — 350 с.

Бент М. И. Путешествие в Россию философа Дени Дидро, или урок царям и потомкам // Лит. в школе. - 1988. — № 4. — С. 61 —63.

Библер В. С. Кант — Галилей — Кант / Разум нового времени в парадоксах самообоснования. — М.: Мысль, 1991. — 317 с.

Библер В. С. Кантовский «эксперимент чистого разума» и методология теоретического естествознания нового времени // Проблема методологии научного исследования в философии Нового времени. — М., 1989. — С. 125-141.

Библер B. C. и др. XVII век, или спор логических начал: / К проблеме обоснования классического разума/. М. Б. И. 1991.— 190 с.

Богуславский В. М., Длугач Т. Б. Рождение науки Нового времени и проблема научного метода // Проблема методологии научного исследования в философии Нового времени. — М., 1989. — С. 6-36.

Бахмутский В. Я. Два парадокса эстетики Дидро // Век Просвещения. Россия и Франция. — М., 1989.— С. 57-67.

Бургете А. Р. Философские традиции в идеологии испанского Просвещения // Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения. — М., 1989. — С. 98-126.

Валек И., Мраз М., Зной М. Историко-философские предпосылки научного понимания объективного и субъективного // Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе. — М., 1989.— С. 34-44.

Вансалов В. В. Проблема реализма в эстетике Дидро // Эстетика Дидро и современность.— М.: 1989.— С. 55-82.

Век Просвещения. Россия и Франция. — М., 1989. — 126 с.

Вельмешев В. Б: Физика и математика и их связь у Лейбница // История и методология естественных наук. — М., 1988. — Вып. 34. — С. 97-101.

Воротилин Б. А. Идеология просветительства и учение Ж. -Ж. Руссо // Проблемы теории политики и права. — М., 1989. — С. 144-157.

Габитова Р. М. Античность в просветительской и романтической философии культуры // Зарубежное философское антиковеденяе. — М., 1990. — С. 130-146.

Габитова Р. М. Романтизм и немецкая классическая философия // Ежегодник философского общества СССР. 1986. — М., 1987. — С. 195-218.

Гайденко П. П. Николай Кузанский и формирование теоретических предпосылок науки нового времени // Вопросы истории естествознания и техники.— М., 1988.— № 3. — С. 57-69.

Гайденко П. П. Фр. Бэкон и практическая ориентация науки Нового времени // Проблема методологии научного исследования в философии нового времени.— М., 1989.— С. 37-65.

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). Формирование научной программы нового времени.— М.: Наука, 1987. — 44 с.

Гарин М. Утопии всех времен и народов // Столица. — 1989. — №18. — С. 39-41.

Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). — М., 1987.— С. 2-19.

Гвардини Р. Конец нового времени (философия средневековья) // Вопросы философии. — 1990. — № 4. — С. 127 -163.

Гинзбург В. Л. «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона (К 300-летию со дня опубликования) //Земля и Вселенная. — М., 1987. — № 1.- С. 37-48.

Гришко Е. Г. «Две книги» Галилео Галилея // Историко-астрономические исследования. — М., 1987. — Вып. 2. — С. 114-154.

Горский В. С. История философии в контексте культуры // Филос. и социол. мысль.— 1991.— № 3.— С. 98-107.

Гусев В. И. Историко-философская концепция Г. В. Лейбница // Пробл. философии.— Киев, 1989.— Вып. 82. — С. 61-69.

Дегутин А. Картезианский дуализм и аналитическая философия // «Антропологический поворот» в философии XX в. — Вильнюс, 1987. — С. 112-128.

Делокаров К. X. Философско-методологические основания «Математических начал натуральной философии» И. Ньютона // Ньютон и философские проблемы физики XX в.— М., 1991.— С. 170-184.

Дмитриев И. С. Религиозные искания И. Ньютона // Знание за пределами науки.— М., 1990.— С. 94-109.

Дрюбин Г. Дени Дидро: К 275-летию со дня рождения // Ср. спец. образование. — 1988. — № 8. — С. 42-44.

Жердецкая Э. В. Этика Д. Юма и ее современное значение // Человек. Общество. Этика. — М., 1990. — С. 277-296.

Жучков В. А. Кризис метафизической гносеологии и экспериментальный метод в философии И. Г. Ламберта // Проблема методологии научного исследования в философии нового времени.— М., 1989. — С. 96-124.

Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения (конец XVII — первая четверть XVIII в.). — М.: Наука, 1989. — 206 с.

Жучков В. А. Философия Просвещения и кризис метафизической философии // Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения.— М., 1989.— С. 16-43.

Заиченко Г. А., Семушкина А. В. Д. Локк и современность // Филос. науки. — 1990. — № 10. — С. 108-113.

Заиченко Г. А. Джон Локк.— М.: Мысль, 1988. — 200 с.

Заиченко Г. А. Уточнение основных гносеологических позиций Дж. Локка //Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. — М., 1988.— С. 42-49.

Зорькин В. Д. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса//Сов. государство и право. — 1989.— № 6.— С. 111-118.

Кагарлицкий Б. Отречемся от Томаса Мора? (Об утопических учениях) // Столица. — 1991.— № 29.— С. 12-13.

Карп С. Я. К вопросу о судьбе идей Просвещения в годы Великой французской революции // Общественно-политическая мысль в Европе в конце XVIII — начале XX вв. — М., 1987.— С. 7-9.

Катасонов В. Н. Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техники // Вопросы философии.— 1989.— № 12. — С. 27-40.

Кивистик Я. Л. Начало философского осмысления науки // Учен. зап. Тарт. ун-та,- 1989.— Вып. 786. — Труды по философии. — № 32. — С. 39-58.

Комелев Ю. А, Полякова И. Б. Наука и религия, историко-культурный очерк. — М., 1988.— 175 с.

Киссель М, А. Просвещение как особая историко-философская эпоха. Прогр. исследования и некоторые характеристики // Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения.— М., 1989. — С. 4-15.

Клевер В. Материальная логика в философия Спинозы // Историко— филос. ежегодник. — М., 1988. — С. 332-344.

Косарева Л. М. Картины Вселенной в европейской культуре XVI - XVIII вв. // Историко-астрономические исследования. — М., 1990. — Вып. 22. — С. 74—109.

Котловин А. В. Логика истории как составная часть философии истории от Августина до Маркса // Философия истории: диалог культур. — М., 1989. — С. 73-75.

Креленко П. С. «Пуританская» революция и английская общественная мысль XVII-XIX вв. Ист. миф в контексте политической борьбы. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. — 112 с.

Круглова Н. И. «Идеи к философии истории человечества» Гердера о сущности античного государства // Проблемы истории государства и идеологии античности и раннего средневековья. — Барнаул, 1988. — С. 120-125.

Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.— 192 с,

Куликов В. Б. Гуманизм и проблема воспитания в философии французского Просвещения // Проблема гуманизма в домарксистской философии. — Свердловск, 1987.— С 81-98.

Лазарев В. В. Становление философского сознания нового времени. — М.: Мысль, 1987. — 137 с.

Лабутина Т. Л. Политическая мысль раннего английского Просвещения // Вопросы истории. — 1991. — № 9/10. — С. 223-240.

Липовой С. П. О роли гносеологии в учении Ф. Бэкона о судьбах эмпиризма: Приглашение к дискуссии // Историко-филос. ежегодник.— М., 1988.— С. 94-110.

Лукьянов В. В. Фрэнсис Бэкон о церковной политике Англии в конце XVI — начале XVII вв. // Проблемы разложения феодализма и генезис капитализма в Европе. — Горький, 1989. — С. 47-97.

Марквит Э. Закон, причинность и социальные корни механистического детерминизма // Филос. науки. — 1987. — № 2. — С. 69-78.

Михаленко Ю. П. Политическая философия революционной буржуазии в XVII в. и ее теоретические источники // Критика немарксистских концепций господства и власти.— М., 1989.— С. 7-36.

Мухина Г. А. Монтескье и история // Историки об истории. — Омск, 1989. — С. 102-113.

Николаев П. А Еще раз о формуле Декарта //Социалистический плюрализм: вопросы теории и практики. — М., 1989. — С. 61-76.

Никулин Д. В. Время, вечность, божественное совершенство: понятие времени в кембриджской научной и философской традиции XVII в. // История науки в контексте культуры.— М., I992. — С. 77—93.

Никулин Д В. Понятие «теперь» в метафизике античности, средневековья и нового времени // Время, истина; субстанция: от античной рациональности к средневековью.— М., 1991.— С. 18-21.

Ортега—и—Гассет X. Идея начала у Лейбница и эволюция дедуктивной теории// Что такое философия? — М., 1991. — С. 290-336.

Осьмакова Н. Библиотекарь его императорского величества: К 275-летию со дня рождения Д. Дидро // Библиотекарь. — 1988. — №8. — С. 44-45.

Полеев Н. Н. Личность в философском литературном наследии раннебуржуазной культуры // Проблемы культурного наследования в философской теории и практике современного Запада. — М. 1989. — С. 49-58.

Перцова Н. Н. Проблемы современной семантики в свете западноевропейской философии XVB в. — М.: Ин-т рус. яз. АН СССР, 1988. — 87 с.

Пиховшев В. В. К вопросу об историко-философских воззрениях Ф. Бэкона // Пробл. Философии. — Киев, 1989. — Вып. 82. — С. 56-61.

Рагимова И. А. Гуманизм философии английского Просвещения XVII в. и искусство // Изв. АН АзССР. Сер. истории, философии и права. — 1989. — №4. — С. 81-90.

Раджабов У. А, Система Ньютона и современная картина мира //Филос. науки. — 1988. — №9. — С. 26-36.

Разумовская М. В. Дидро: французские параллели, отзвуки в России // Рус. лит. — 1988. — № 2. — С. 125-135.

Рузавин Г. И. Метод принципов в «Математических началах натуральной философии» И. Ньютона // Филос. науки. - 1987. — № 12. — С. 13-21.

Саранчин Ю. К. Натуралистический гуманизм английских материалистов XVII в. // Проблема гуманизма в домарксистской философии. — Свердловск, 1987. — С. 65-81.

Сергеев К. А., Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания: Космос Аристотеля и наука нового времени.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.— 240 с.

Степанов Ю. С. «Закон» и «антиномия» в гуманитарных науках. От Декарта до Флоренского и Лосева // А. Ф. Лосев и культура XX в. — М., 1991. — С. 38-51.

Субботин А. Какие идеалы Просвещения могут иметь ценность сегодня? // Специфика философского знания и проблема человека в истории философии.— М., 1988 — С. 142-147. (Просвещение и его наследие).

Субботскнй Е. В. Онтогенез сознания и основы рациональности // Вест. Моск. ун-та.— Сер. 14. Психология.— 1989.— № 1. — С. 63-74.

Торосян В. Г. Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной с древнейших времен до конца XX в. — Ереван: Айастан. — 1989. — 393 с.

Храмов Ю. А., Храмова В. Л. И. Ньютон как физик и философ // Математическое естествознание в его развитии. — Киев, 1987. — С. 8-15.

Церцвадзе 3. С. К вопросу о взаимоотношении знания и веры у Д. Юма и И. С. Пирса // Изв. АН ГССР. — Сер. Философия и психология. — Тбилиси. — 1987. — № 2. — С. 53-59.

Черняк В. С. Культурные предпосылки методологии эмпиризма в средние века и новое время //Вопросы философии. — 1987. — № 7. — С. 62-72.

Шейнин О. Б. Понятие случайности от Аристотеля до Пуанкаре.- М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1988. — 31 с.

Шичалин Ю. А. Жизненный путь Э Роттердамского и становление новоевропейского самосознания // Контекст... 1988. — М., 1989. — С. 250-277.

Шитиков М. М. Проблема субъекта истории в философии эпохи ранних буржуазных революций // Философия: история и современность. — М., 1988. — С. 72-79.

Эстетика Дидро и современность. — М., 1989. — 279 с.

Раздел V. Классическая парадигма современности (немецкая классическая философия)

Источники

Гегель Г. В. Ф. Различие между системами философии Фихте и Шеллинга в соотнесении с работами Рейнгольда, имеющими целью обеспечить обзор состояния философии в начале XIX столетия // Кантовскнй сб. — Калининград. — 1990. — С. 127-151.

«К вечному миру» И. Канта /Подготовка текста, вступ. ст., заключ. А. В. Гулыги; Редкол.: С; С, Аверинцев., др./. — М.: Моск. рабочий, 1989. — 77 с.

Шеллинг Ф. В. И. Ночные бдения. — М.: Наука, 1990. — 253 с.

Шеллинг Ф. В. И. Сочинения: В 2 т. — М.: Мысль. — 1987.

Литература

Абрамян А. А. Несколько замечаний об «этическом формализме» Канта // Кантовский сб. — Калининград, 1988. — С. 9-25.

Абжанов Т. И. К формированию познавательной способности человека: сфера деятельности рассудка // Проблемы совершенствования социализма.— Караганда, 1988. — С. 31-38.

Абрамян Л. А. Несколько замечаний о структуре кантовского понятия свободы//Кантовский сб. — Калининград.— 1990.— С. 39-52.

Авакян Р. А. Особенности мировоззренческой позиции Л. Фейербаха и ее место в философско-историческом процессе // Вестник обществ. наук АН АрмССР. — Ереван, 1989.— № 1. — С. 42-52.

Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма //Вопросы философии. — 1989. — №3.- — С. 3-13.

Алексеев П. В. Об уточнении исходного определения понятия «агностицизм» и понимания его сути // Филос. науки. — 1988. — №9. — С. 85-91.

Альбрехт Э. К вопросу о методологической функции диалектики // Философия Гегеля: проблемы диалектики.— М., 1987. — С. 18-23.

Андрюшенко М. Т. Кант и Пирс: единство и различие в отношении к познавательному статусу веры // Кантовский сб. — Калининград, 1987.- Вып. 12.- С. 111-114.

Барисс А. Аналитическое и синтетическое в гносеологии И. Канта // Методологические проблемы познавательной деятельности. — Рига, 1988. — С. 30-43.

Библер В. С. Иммануил Кант и логика эксперимента нового времени // Вопросы истории естествознания и техники.— 1987. — № 1. — С. 51-61.

Библер В. С. Кантовский «эксперимент чистого разума» и методология теоретического естествознания нового времени // Проблемы методологии научного исследования в философии нового времени. — М., 1989. — С. 125-141.

Борзова Е. П. Понятие противоречия в философии Гегеля // Проблемы диалектики. — Л., 1988 г. — Вып. 13.— С. 34-43.

Баум М. Заметки по вопросу об отношении системы и диалектики у Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. — М., 1987. — С. 187-199.

Блюмкин В. А. О поступках чистого практического разума // Кантовский сб.— Калининград, 1988.— С. 46-53.

Бочаров В. А. Анализ критики Кантом онтологического аргумента//Там же. — 1989. — С. 90—106.

Брюшинкин В. Н. Кант и «искусственный интеллект»: модели мира // Кантовский сб. — Калининград, 1990. — С. 80 - 89.

Брюшинкин В. Н. «Критика чистого разума» и способы построения интеллектуальных систем //Там же.— 1989.— С. 72-90.

Быкова М. Ф, Методологическая роль «мышления» в философии Гегеля // Историко-филос. исследования. — М., 1987. — С. 17-24.

Быкова М. Ф. К рациональной интерпретации гегелевской концепции субъективного духа // Специфика философского знания и проблема человека в истории философия.— М, 1988.— С. 12-17.

Быкова М. Ф. Гегелевское понимание мышления.— М.: Наука. 1990. — 122с.

Варич В. Н. Рассудок как феномен духа: взаимодействие единичного и всеобщего // Вестник Белорус, ун-та.— Сер. 3. История, философия, научный коммунизм, экономика, право. — Минск, 1988. — № 2. — С. 25-28.

Ведин Ю. Н. Учение Канта о противоречии, отрицании и антиномиях // Пробл. диалектики.— 1988.— Вып. 13.— С. 17-33.

Вересов Н. Н. Образование как способ развития индивида: концепция Гегеля // Культура, образование, развитие индивида. — М., 1990. — С. 81-94.

Волков О. Г. Проблема сущности человека: диалог немецкой классики и романтизма XIX в. // Человек в мире диалога. — Л.

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "История западноевропейской философии". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 655

Другие дипломные работы по специальности "Философия":

Русские революционеры-демократы о человеке

Смотреть работу >>

Наука в духовной культуре общества

Смотреть работу >>

Сущность времени и его величины

Смотреть работу >>

О первичных основаниях нравственности

Смотреть работу >>

Социальная направленность проповеди

Смотреть работу >>