Дипломная работа на тему "Феноменология Гуссерля и радикальный конструктивизм. Квантовый дуализм и конструктивистский монизм"

ГлавнаяФилософия → Феноменология Гуссерля и радикальный конструктивизм. Квантовый дуализм и конструктивистский монизм




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Феноменология Гуссерля и радикальный конструктивизм. Квантовый дуализм и конструктивистский монизм":


Введение.

Данная работа возникла как критический разбор книги Константина Карманова "Логика идеального" (часть 1) и излагаемой в ней "метафизической" теории сознания. Поэтому вначале я должен пояснить, чем привлек мое внимание труд Карманова, и почему его обсуждение представляется мне столь важным и интересным.

В последнее время мои философские "исследования" были сконцентрированы вокруг двух основных направлений:

Феноменологии радикального конструктивизма (РК) в области теории познания

и Метабиологии (МБ) в области метафизики.

Книга Карманова оказалась связана с обоими напра влениями. С одной стороны, методология и отчасти полученные результаты (в том, что не касается философской трактовки разработанных моделей) в работе Карманова близки к проекту метабиологии, который я ранее набросал. С другой стороны, теория Карманова, основанная на идеях субстанциональности и квантовости субъекта является серьезным вызовом методологии радикального конструктивизма.

Собственно, на указанный вызов мне и хотелось бы ответить. Я не берусь неопровержимо доказать ошибочность тех положений Карманова, с которыми я не согласен. Но лишь попытаюсь показать возможность другой интерпретации проблемы идеального (в рамках идей РК).

Настоящая работа имеет следующую структуру. В первой части - проблематической - вводятся понятия идеального и субъективного, кратко излагаются идеи Карманова, а также - для сравнения - основные идеи РК. Во второй части - критической - я попытаюсь показать недостаточную логическую обоснованность или непосредственную некорректность ряда его утверждений и доказательств. В третьей части - позитивной - я попытаюсь построить альтернативное описание некоторых феноменов идеального, опираясь на принципы метабиологии и радикального конструктивизма.

К сожалению, в виду недостатка времени я был вынужден "сшить" значительную часть текста работы из моих старых текстов (они даны курсивом). Обещаю исправить этот недостаток, как только появится необходимое время. Однако, и в таком виде, как мне представляется, работа вполне адекватно реализует имевшийся исходный замысел.

1. Проблематика идеального в метафизических схемах

Данный раздел посвящен раскрытию (установлению значения) терминов, которые использованы в заголовке. А именно: проблематика идеального, квантовый дуализм и конструктивистский монизм.

1.1. Проблематика идеального. Классификация метафизических схем.

Идеальное как таковое можно определить только относительно материального и наоборот. (С точки зрения РК, само разделение мира на идеальное и материальное есть произвольный конструктивистский акт, при помощи которого мир расчленяется на части, между которыми в силу этого устанавливаются необходимые связи). Относительно материального идеальное выполняет информационно-управляющую функцию. При этом информационный аспект идеального предполагает возможность восприятия/репрезентации объектов и свойств материального мира, а аспект управления - воздействие идеального на материальное.

Сюда также относятся проблемы объективного и субъективного, внутреннего и внешнего опыта, мышления, сознания и самосознания. Чтобы сразу не впадать в философские споры, их удобно предварительно определить просто через языковые формы. Субъективное - все, что человек описывает высказываниями в первом лице: "Я вижу, я делаю, я чувствую…" или "мне кажется, мне страшно, мне видно…". Объективное - это то, что описывается высказываниями во третьем лице, причем высказывания любого количества людей об одном и том же предмете (выступающем в третьем лице) совпадают. Сфера внутреннего опыта - все мои высказывания о самом себе в первом лице, которые никто другой не может подтвердить, говоря обо мне в третьем лице. Напротив, множество моих высказываний о чем угодно, которое подтверждается (или может быть подтверждено) другими людьми относится к сфере внешнего опыта. Сознание есть совокупность идеальных аспектов (см. выше), присутствующих во внутреннем опыте. Мышление есть отражение процессов сознания в речи или во "внутренней речи". Самосознание (или самоосознание) есть такое мышление, из которого невозможно устранить конструкции первого лица.

Под проблематикой идеального мы будем понимать любые вопросы, связанные с тем, как и почему одни и те же явления могут быть описаны сразу в нескольких категориях - как идеальные и как материальные, как объективные и как субъективные и т.д.; одни и те же это явления или все-таки разные; что чему предшествует и что чем порождается; как возможно и как происходит взаимодействие материального и идеального; etc.

В этом ряду вопросов обычно выделяется так называемый основной вопрос философии: "Что первично - материя или сознание?" (в нашей терминологии более точно - "Что первично - материальное или идеальное?"). На этом вопросе в силу его исторической значимости (а также потому, что его часто поминает Карманов) стоит остановиться чуть подробнее и сделать несколько замечаний.

Замечание первое. С точки зрения автора основным вопросам философии является все-таки вопрос "как жить?". А вопрос "что первично" можно назвать в лучшем случае "основным вопросом метафизики", понимая под метафизикой раздел философии, отвечающий за построение философской картины мира.

Замечание второе. "Основной вопрос" сформулирован достаточно нечетко. Нечеткость здесь связана прежде всего с многозначностью слова "первично". Анализ литературы показывает, что в этой конструкции "А первично по отношению к Б" слово "первично" может означать "А предшествует по времени Б", "А порождает Б", "А является причиной Б", "Б является свойством, функцией или другим проявлением А", "А управляет Б", "Б символизирует А". Отсюда и целый спектр высказываний вроде бы об одном и том же, но при этом все время о разном. "В начале было Слово…", "сознание есть свойство материи", "сознание управляет материей", "материальные объекты отражаются в сознании" и т.д. Таким образом, когда мы говорим об основном вопросе философии, нужно сразу же указывать, в каком смысле мы сейчас используем слово "первично". При этом многое сразу проясняется. Например, при том, как мы выше определили идеальное, вопрос "кто чем управляет" или "что является отражением чего" уже не является вопросом, а решается просто по определению.

Другим возможным источником неясности основного вопроса является смешение категорий. Например, если принять установленные выше определения, то нельзя спрашивать "что первично - материя и сознание?", но можно спрашивать "что первично - материальное или идеальное?", "объективное или субъективное?" и т.п. Важно выбирать действительно парные логические категории. Ведь "идеальное", "субъективное" и "сознание" вовсе не являются синонимами и потому не взаимозаменяемы в формулировке "основного вопроса".

Замечание третье. Допустим, мы выбрали и определили интересующее нас значение слова "первичность", а также уточнили, о каких парных категориях идет речь. Каковы возможные ответы на основной вопрос? Со времен Платона, который, собственно, и ввел в явном виде категорию "идеального" логически стали возможны следующие варианты ответов:

а) первично идеальное

б) первично материальное

в) оба первичны (независимые сущности)

г) оба вторичны (по отношению к обоим первичной является некая третья сущность)

современные представления о логике позволяют также рассмотреть также вариант

д) это одно и то же

Здесь имеется в виду симметричная ситуация: А первично по отношению к Б, Б первично по отношению к А. Это возможно, например, в том случае, если отношение первичности трактуется как нестрогое отношение, допускающее пересечение множеств (по типу отношения ? в математике: {А? Б, Б? А}? {А=Б}). Однако, такая симметрия отношений вовсе не требует совпадения множеств. Достаточно установить между различными множествами взаимно однозначное соответствие, и с равным основанием можно считать, что "А является проявлением Б" и "Б является проявлением А" или "А символизирует Б" и "Б символизирует А". Например, множество букв алфавита и соответствующее множество натуральных чисел. Здесь вовсе не обязательно вводить какую-либо третью сущность, которая мыслилась бы как первичная по отношению к обеим эквивалентным, так как и третья сущность оказалась бы изоморфной (в алгебраическом смысле однозначного взаимного соответствия) по отношению к двум рассматриваемым.

Выбор варианта ответа на "основной вопрос" часто служит основанием для соответствующей классификации философских (метафизических) систем, которые характеризуются соответственно как:

а) идеализм

б) материализм

в) дуализм

г) монизм

редко рассматриваемый (но важный для данной работы) вариант (д) также логично считать монизмом.

Термин "дуализм" в литературе также имеет также и другой смысл - признание и за материей и за идеальным статуса субстанции. Вообще говоря, термин "субстанция" в настоящее время не особо ясен. Исходно в него вкладывался смысл "первоначало реальности", "самостоятельная чистая сущность", "то, что обладает истинным бытием". Согласно Платону, истинным бытием обладает только идея, материя же есть смешение бытия и ничто. Декарт считал, что субстанциями являются и дух и материя. Спиноза выдвинул идею единственной субстанции, проявляющей себя как дух и как материя. У Гегеля единственной субстанцией является дух, у Маркса - материя. Таким образом, с терминами "дуализм" и "монизм" происходит некая путаница. Монизм при ответе на вопрос "что первично" означает выбор вариантов (г) и (д). Монизм в вопросе о субстанции означает признание только одной субстанции. При этом возможны разные сочетания этих двух монизмов. Например, признавая субстанциональность и духа и материи, можно тем не менее, считать, что одна из субстанций первична и порождает (вырабатывает) другую или управляет ей. Здесь требуется навести ясность в терминологии. Поэтому монизм в вопросе о субстанции мы будем далее называть моносубстанциализмом, а другие мнения в этом вопросе соответственно - мультиубстанциализмом.

Отсюда вытекает следующая двумерная классификация метафизических систем:


| 1) Одна субстанция | 2) Несколько субстанций |
---------------------------------------------------------
а) первично идеальное | Моносубстанциональный идеализм | Мультисубстанциональный идеализм |
---------------------------------------------------------
б) первично материальное | Моносубстанциональный материализм | Мультисубстанциональный материализм |
---------------------------------------------------------
в) оба первичны | Логический запрет | Мультисубстанциональный дуализм |
---------------------------------------------------------
г) оба вторичны | Моносубстанциональный монизм I | Мультисубстанциональный монизм |
---------------------------------------------------------
д) это одно и то же | Моносубстанциональный монизм II | Логический запрет |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Обратим внимание на следующие две особенности получившейся таблицы.

Во-первых, клетки В1 и Д2 оказались под логическим запретом, поскольку нельзя считать, что материя и дух (или материальное и идеальное) одинаково первичны, если субстанцией является только одно из двух, а также нельзя считать, что субстанций больше одной, ели материя и дух суть одно и то же.

Во-вторых, в клетках Г1 и Д1 мы наблюдаем два "моносубстанциональных монизма", которые, однако, имеют различный смысл, почему и получили соответственно номера II и I. В клетке Г1 подразумевается, что субстанция одна, но это не дух и не материя, а нечто третье, что их порождает. В клетке Д1 подразумевается, что субстанция одна и она является одновременно духом и материей. Заметим также, что клетка Г2 не находится под запретом, так как можно допустить, что субстанциями являются и дух, и материя, и нечто третье, что их порождает.

Еще одной координатой, которую обычно рассматривают при классификации метафизических систем, является ось "объективное-субъективное". Здесь вводится понятие "реальности" (которое напрямую связано с понятием "бытия"). Есть объективная реальность ("бытие само по себе", "бытие для себя") и субъективная реальность ("бытие для меня"). Часто рассматривается также интерсубъективная реальность ("бытие для всех") как некий компромисс между объективной и субъективной трактовками реальности.

Наконец, в философской традиции в качестве системообразующих рассматриваются также категории "общего" и "конкретного", "простого" и "составного". Они часто увязываются с категориями "объективного" и "субъективного" вопросом "насколько объективно существование общих категорий (или составных объектов) по отношению к существованию конкретных вещей (или простых объектов)?" (так называемая "проблема универсалий"). Здесь крайними полюсами являются точки зрения "номинализма" и "реализма". Номинализм считает, что конкретные и простые вещи более реальны, чем общие и составные, которые суть не более чем абстракции. Реализм считает, что общие категории и составные объекты (структуры) столь же реальны, как конкретные и простые. При этом утверждение, что ни те ни другие вообще не обладают никакой "реальностью", логически попадает в раздел "реализма", так как не отдает одному предпочтения перед другим.

Таким образом, с учетом всех перечисленных "осей", традиционное логическое пространство возможных метафизических систем становится четырехмерным.

1.2. Схема квантового дуализма в версии Карманова.

Начиная свое исследование, Карманов устанавливает предмет исследования - "природа сознания" - и декларирует несколько принципов, из которых главными являются "научный подход" (понимаемый как опора на результаты современной науки и научную картину мира), "бритва Оккама" (минимизация числа сущностей) и принцип аналогии бытия. Принцип аналогии бытия у Карманова не называется именно так, но неоднократно повторяемый рефрен "если так устроен один объект, так же должен быть устроен и любой другой" однозначно указывает именно на классический analogia entis.

Таким образом, заявленная методология замечательным образом совпадает с методологией, использованной мной в "метабиологии". Разница заключается в целях исследования (у Карманова цель чисто познавательная - "спекулятивное расширение знания за пределы физики", у меня цель практическая - конструирование телеологии и этики, которых нельзя найти в чистой позитивной науке), а также в трактовке полученных моделей - Карманов считает, что сконструированные им идеальные объекты существуют объективно и субстанционально, я так не считаю.

Вот вкратце основные положения теории Карманова, как я их понял.

Помимо материи, как физической субстанции, существует еще "метафизическая" субстанция, непосредственно управляющая материей, но при этом являющаяся нематериальной. Проявлениями метафизической субстанции являются: в макромере - "субъекты", в микромире - "среда нелокального взаимодействия", в мегамире - "скрытая масса Вселенной".  

Материя есть полностью детерминированная субстанция, в то время как метафизические силы действуют "по типу произвола" ("по типу свободы"). Слово "сила" здесь не является метафорой - поскольку мысль может стать действующей причиной изменения материального мира, значит она обладает физической энергией и соответствующей эквивалентной массой, которые можно измерить.  

И материя и метафизическая субстанция имеют квантовую природу и состоят из реально существующих неделимых целостных сущностей ("кванты поля есть единственное, что реально существует в материальном мире", "нельзя представить себе полсубъекта").  

В проявленном состоянии каждый "квант метафизического" связан с некоторым материальным объектом, которым управляет, придавая ему некое дополнительное качество ("жизнь" или "сознание"). В момент возникновения материального объекта метафизический квант "присоединяется" к нему, в момент смерти - "отсоединяется" и, возможно, возвращается в метафизическую среду.  

Сознание имеет субстанциальную природу, причем субстанция эта не физическая, а метафизическая. Человеческое сознание есть разновидность "бодрствующего субъекта" биологических тел. Однако, "бодрствующий субъект" не способен непосредственно управлять телом, он является всего лишь надстройкой над "субъектом-координатором физиологии", который каждый день "порождает" или "запускает" бодрствующего субъекта для координации поведенческой функции организма в интересах физиологии, а затем "отключает" его на время сна. "Субъект-координатор физиологии" есть "сила по типу чувства". Такой субъект первого типа имеется у каждого биологического организма, включая микроорганизмы. Это тот самый "квант жизни", который превращает химические процессы и структуры в биохимические. Прекращение управления физиологией со стороны метафизического субъекта и становится причиной смерти и разрушения биологического тела.  

Вопрос о смысле индивидуального существования для "бодрствующего субъекта" не является актуальным, так как все его назначение - обслуживать потребности "субъекта-координатора физиологии" в биологически полезном поведении организма.

В свете этих положений, систему Карманова можно охарактеризовать как: мультисубстанционализм, дуализм и номинализм, или коротко как квантовый дуализм.

"Дуализм" здесь указывает одновременно и на признание двух субстанций (мультисубстанциализм) и на признание независимой первичности каждой из них. Несмотря на то, что у Карманова в нескольких местах имеются туманные указания на возможность более сложных отношений между физическим и метафизическим (например, "метафизическая среда" в ипостаси "вакуума" порождает из себя элементарные частицы; биологическое тело "вырабатывает" субъекта, затрачивая на это определенную энергию; "субъект" человека имеет массу в 30 г. и т.п.), в целом он явно трактует "физическое" и "метафизическое" как материальную и идеальную субстанции, каждая из которых обладает способностью к независимому объективному существованию, причем для взаимодействия кванты идеального и материального должны соединяться, никак не смешиваясь между собой.

Термин "квантовый" в качестве характеристики философской схемы не является традиционно философским. Здесь следовало бы скорее говорить о "монадном" варианте номинализма в духе Лейбница, так как Карманов явно признает большую реальность существования за квантами (не важно, физическими или метафизическими), нежели за любыми их структурами и тем более - абстрактными понятиями. Однако, в силу аллюзии на "монизм" термин "монадологический дуализм" звучал бы как оксюморон. Поэтому мы будем вслед за Кармановым использовать физикалистский термин "квант" в философском смысле.

1.3. Схема конструктивистского монизма в версии Ракиты.

Поскольку невозможно вести критику некоторой теории "с никаких позиций", необходимо сразу охарактеризовать ту систему взглядов и ту методологию, на основе которых будет далее производиться анализ.

В данной работе автор предлагает рассмотреть в качестве альтернативы квантовому дуализму в версии Карманова радикальный конструктивизм (РК) в собственной версии.

Философия РК формировалась главным образом последние 20 лет, объединяя в себе выводы относительно природы знания, сделанные на основе научных исследований в таких областях как нейрофизиология (Г.Рот), биокибернетика (Х. Фон Фёрстер), теоретическая биология (У.Матурана, Ф.Варела), психология (Ж.Пиаже), психиатрия (П.Вацлавек), социология (Н.Луманн) и др. Основная заслуга в формировании РК как целостной парадигмы принадлежит Эрнсту фон Глазерсфельду, который объединил эпистемологические высказывания современных ученых с философской традицией скептицизма.

В моей интерпретации РК характеризуется следующими основными положениями:

Знание не обретается пассивным путем, оно активно конструируется познающим субъектом.  

Функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира, а не для открытия онтологической реальности  

Любое познание есть не что иное как сенсорно-эффекторная корреляция.  

Координация действий порождает коммуникацию, язык, понятия. Вместе с языком возникает и наблюдатель, как некая оязыченная сущность, порождающая себя и свои обстоятельства, как лингвистические распознавания своего участия в лингвистической области.  

Разум не есть нечто такое, что находится в индивидуальном мозге. Посредством лингвистической сферы субъект разлит по всему человеческому сообществу, хотя он и осознает себя отдельно в каждом конкретном теле.  

Вне наблюдателя ничего не существует до того, как будет им обособлено. Вместе с наблюдателем возникают также и объекты. Объективность возникает в пределах языка, как способ оперирования с объектами без определения тех действий, которые лежат в их основе.  

Объективный мир в целом обладает уникальным онтологическим статусом, так как он есть единственная логически возможная "вещь в себе", соответствующая всему трансцендентальному универсуму как "вещи для нас". Любая другая "вещь для нас", может быть сконструирована субъектом так или иначе, а значит, соответствующая ей "вещь в себе" не может обладать независимостью от конструирующего сознания.  

Нет достаточных оснований для автоматического самоотождествления "Я" с соответствующим телом-носителем. Как показывает практика, действующее сознание отождествляет себя со всей областью мира, которая его волнует, со всеми ситуациями, исход которых ему не безразличен. Этот объект можно определить как "человек и вся его жизнь". Именно в области "всей жизни" и могут находиться смыслы и ценности человеческого существования.

Как видно, по всем характеристическим позициям РК противоположен системе Карманова. Это моносубстанциализм, так как признается единственная субстанция - объективная реальность в целом. Это монизм, так как материя и сознание вообще не рассматриваются как независимые сущности, одна из которых могла бы быть в каком-то смысле первичной, но лишь как конструкты в лингвистической сфере. Наконец, это реализм, так как объективное бытие "отдельных вещей" признается в РК не более реальным, чем бытие любых других языковых конструктов.

Именно с гносеологических позиций РК я буду далее критиковать взгляды Карманова с целью показать ряд принципиальных логических противоречий в его концепции. Однако, даже в случае успеха такой критики, это еще не будет позитивным результатом исследования. Ведь затем нужно указать, как решаются ли хотя бы принципиально в рамках методологии РК те вопросы о природе идеального, которые поднял в своей работе Карманов. А именно: "Как вообще возможны идеальное и субъективное в монизме?", Что такое целостность объектов с точки зрения РК?", "Как связаны информационное и физическое описания мира?" и ряд других.

В результате ответов на эти вопросы, я надеюсь, возникнет некая метафизическая теория, которую я взял на себя наглость заранее охарактеризовать в заглавии как конструктивистский монизм.

2. Конструктивизм против дуализма

Данный раздел посвящен критике метафизической схемы Карманова. При этом мы сосредоточим свое внимание на различных конкретных аспектах трех его основных утверждений:

1) Сознание есть субстанция, отличная от субстанции материи.

2) Субъект сознания есть квант "метафизической" субстанции.

3) Субъект сознания есть не более чем инструмент удовлетворения физиологических потребностей организма.

2.1. Сумма против субстанциональности сознания.

2.1.1. Альтернативный взгляд на природу сознания как основание разумного сомнения

Пока мы будем обсуждать проблему субстанциональности сознания, я предлагаю читателю все время держать в голове простой тест на правильность наших рассуждений - пример с компьютером.

Компьютер, с одной стороны, представляет собой сложную информационно-управляющую систему, проявляющую все внешние признаки сложного поведения, присущего живым организмам, и значительную часть функций, присущих человеческому сознанию. Более того, компьютер состоит из аппаратного и программного обеспечения (hardware & software), которые можно считать принципиальными аналогами "физической" и "метафизической" составляющих в теории Карманова. Можно даже сказать в духе Карманова, что софт "движет" хардом. Компьютер имеет память и подобен "бодрствующему субъекту" в том, что каждое утро его включают, "вызывая из небытия". Программы, как настоящие идеальные сущности, то и дело переходят из латентного состояния в актуальное (в момент загрузки с диска) и обратно. Софт постоянно глючит и ошибается. Windows ведет себя совершенно непредсказуемо как настоящий субъект, и так далее. В общем, компьютер это очень хорошая физическая модель человека во всем, что касается разделения на тело и субъект, и взаимодействия между ними. Однако, при всем при этом, поскольку компьютер от начала до конца сконструирован и изготовлен людьми, мы точно знаем, что и как в компьютере устроено, какие поведенческие функции как реализованы. И точно знаем, что весь компьютер до последней детали работает по законам физики, никаких дополнительных метафизических объяснений его работы нам не требуется, а значит, согласно принципу "бритвы Оккама" никакие дополнительные метафизические сущности для объяснения феномена сложного поведения компьютера не нужны. По своей физической природе софт столь же материален, как и хард. Собственно, софт есть сложно структурированное распределение и перемещение зарядов (электромагнитных импульсов) в харде.

С другой стороны, имеется принцип аналогии бытия, который гласит: "способ бытия всех вещей должен быть подобен способу нашего собственного бытия". Этот принцип сформулирован как симметричное логическое отношение, и разумеется, должен работать "в обе стороны": а) " если в каком-то отношении я точно знаю что-то о себе, то в том же отношении это будет справедливо для любой другой вещи"; б) "если в каком-то отношении я точно знаю что-то о другой вещи, то в том же отношении это будет справедливо и для меня". Отсюда мы сразу получаем, что (а) раз компьютер может выполнять информационно-управляющие функции за счет материальных (электромагнитных) структур и процессов, значит, и любой другой материальный объект, включая человеческое тело, в принципе на это способен; но при этом (б) если наш опыт утверждает, что информационно-управляющие процессы существуют для нас как субъективные феномены чувств, мыслей, желаний и т.п., мы обязаны допустить, что и для любого другого материального объекта реализуемые им информационно-управляющие процессы могут выступать в качестве аналогичных субъективных феноменов.

Таким образом, использовав декларированные Кармановым принципы исследования - опору на научные достижения (представленные компьютером как синтетическим продуктом наукоемких технологий), "бритву Оккама" и принцип аналогии бытия - мы пришли к альтернативному взгляду на субстанциональную природу материи и сознания: не две независимые субстанции, а одна субстанция, порождающая, в зависимости от способа наблюдения, либо феномены, описываемые моделью "материальный процесс", либо феномены, описываемые моделью "сознание". То есть монизм второго типа ("материя и сознание как субстанции - одно и то же").

Знает ли современная наука такие объекты, которые проявляли бы себя принципиально по разному в различных кругах явлений (различных экспериментах)? Оказывается, знает. Достаточно указать хотя бы на дуализм "частица-волна" при описании поведения элементарных частиц. Тем не менее, никто не спешит объяснять эти явления с субстанциональной точки зрения, никто не заявляет, что фотон есть "соединение" волны и частицы, одна из которых проявляет себя, например, при интерференции, а другая - при фотоэффекте. Фотон со всех точек зрения удобнее рассматривать как единый объект, для описания которого в разных ситуациях полезно использовать две альтернативные модели.

Итак, Карманов утверждал, что доказал логическую невозможность иного решения проблемы идеального. Однако, мы только что предложили альтернативный дуализму моносубстанциональный взгляд на связь материи и сознания; логически обосновали его, опираясь на те же принципы философского анализа, которые декларировал Карманов; показали, что такой способ интерпретации действительности, хотя и кажется непривычным, не противоречит принятой в наше время научной практике. Мне представляется, что это дает достаточное основание для разумного сомнения в результатах Карманова, полученных, напомню, исключительно тем же спекулятивно-логическим путем.

Перейдем теперь к непосредственной критике предложенной Кармановым парадигмы.

2.1.2. Как вообще может быть возможен логически последовательный дуализм?

Начнем с самых общих претензий к логике Карманова.

Как известно, логически последовательный и внутренне непротиворечивый идеализм возможен (Платон, Гегель). Также возможен логически последовательный и внутренне непротиворечивый материализм, хотя Карманов потратил немалый объем книги и огромный полемический запал на доказательство обратного (состоятельность этих аргументов мы еще рассмотрим ниже). Но ни разу во всей книге он не задался вопросом: "А как в принципе может быть возможен последовательный дуализм?" Лично у меня этот вопрос вызывает большие сомнения, и я ими сейчас с вами поделюсь.

Когда Карманов говорит "мысль движет материю", "метафизический субъект управляет материальным телом", "субъект координирует физиологию", "субъект присоединяется к развивающемуся их клетки организму" и тому подобные вещи, он, очевидно, очень легко представляет себе каким образом происходит взаимодействие двух различных субстанций - мысли (идеального, субъективного, "метафизического") и материи. Однако, нигде он не раскрывает механизм такого взаимодействия или хотя бы его принцип. Попробуем реконструировать его сами - по аналогии.

В материальном мире нам неизвестны разные субстанции. Зато нам известны различные типы физических взаимодействий. Используем их для логического моделирования ситуации. Назовем материю, описываемую законами механики "механической субстанцией", а материю, описываемую уравнениями электромагнетизма, "электромагнитной субстанцией". И рассмотрим, каким образом на качественном (логическом) уровне оказывается возможным существование и функционирование электромеханических устройств (электродвигателей, электрических генераторов, телеграфа, компьютера и т.д. и т.п.).

На самом общем уровне здесь можно сказать следующее:  

В любом из этих устройств можно выделить собственно механическую и собственно электромагнитную часть, а также деталь (детали), осуществляющие их соединение.  

Уничтожение (выключение) одной из частей, а равно - изъятие соединительной детали приводит к немедленному прекращению работы устройства в целом.  

Принцип работы соединительной детали основан на том, что она одновременно обладает свойствами обеих субстанций. Именно таким образом она может передавать энергию (силу) от одной субстанции к другой. В электромеханических устройствах это детали из электропроводящих металлов, одновременно обладающие электромагнитными и механическими свойствами. Именно поэтому нельзя построить электродвигатель, состоящий только из дерева (не обладающего необходимыми электромагнитными свойствами) и электромагнитного поля (не обладающего механическими свойствами) - между ними не будет никакого контакта.

Не правда ли, очень напоминает взаимодействие "физической" и "метафизической" субстанций в живом по дуалистической схеме Карманова? Есть и "физическая" и "метафизическая" части, есть "устройство", включающее обе части (живой организм), при разрыве связи между частями или разрушении одной из них "устройство" прекращает функционировать (наступает смерть). Короче говоря, полная аналогия. Есть только одна проблема. В философии различные субстанции это действительно различные субстанции. Поэтому в невозможно существование объектов, обладающих свойствами обеих субстанций одновременно. У материи не может быть свойств мысли (на этом сам Карманов неоднократно настаивает), у субъекта не может быть свойств материи, иначе он сама был бы материальным и поддавался обнаружению в физическом или биологическом эксперименте. А третьего в схеме дуализма не дано. Следовательно, никакие "материально-идеальные" кентавры в мультисубстанциональном дуализме работать не будут - не из чего сделать соединительную деталь. И таким образом, мультисубстанциональный дуализм в целом как метафизическая схема находится под логическим запретом.

Из выше приведенной аналогии ясно, что факт совместной работы материальных и идеальных частей одушевленных организмов требует либо признать их проявлениями одной и той же субстанции, способной на превращения, или признать, что только одна субстанция способна порождать другую и воздействовать на нее, то есть что-то первично. Дуализм в любых формах выбывает из дальнейших соревнований и остаются только идеализм, материализм и монизм.

Собственно, на этом можно было бы и закончить критику метафизической схемы Карманова, так как она оказалась логически противоречивой в самой основной своей части, если бы не тот факт, что исследование Карманова не носит последовательного философского характера. Это скорее размышления физика, который подходит к философским проблемам как к физическим и легко пренебрегает при построении качественных моделей маловажными философскими нюансами. Действительно, с одной стороны, он неоднократно подчеркивает, что "истинный человек невидим", что "метафизическое невозможно зарегистрировать в эксперименте", с другой стороны, та же идеальная "метафизическая" субстанция у него обладает такой характеристикой как масса, "субъект тела человека" можно взвесить на весах (он весит 30 грамм), а метафизическая среда не только способна передавать нелокальное взаимодействие, регистрируемое в эксперименте, но даже составляет 90-95 процентов "скрытой" массы вселенной. Такие представления никак не заслуживают звания философской субстанции. Это физическая модель, более всего напоминающая представления об эфире. Правда, никто еще не говорил, что эфир есть "среда по типу мысли". Но все когда-то делается впервые.

Поэтому переформулируем обсуждаемый вопрос и рассмотрим его в самой мягкой и щадящей для Карманова форме "Есть ли основания считать, что мышление (субъект) является субстанцией хоть каком-то смысле?"

2.1.3. Может ли субъект быть материальной субстанцией?

Увы, сам Карманов на протяжение всей книги борется именно против этого положения (считая, правда, что борется против материализма в целом), и борется вполне успешно.

Аргумент первый (Карманов, стр. 104). Материальные объекты подчиняются законам сохранения. Это универсальное свойство материи. Однако, при рождении нового человека каждый раз "из ничего" возникает новый субъект. Как такое может быть, если субъект - материальная субстанция?

Комментарий ЮР. Разумеется, никак. В рамках субстанционального подхода эта проблема не имеет решения. Но зато она просто не возникает, если считать субъект не субстанцией, а формой ее организации, информационно-управляющим процессом. А с самой материальной субстанцией здесь все в порядке - возникновение нового биологического организма происходит в точном соответствии со всеми законами сохранения материи и энергии.

Аргумент второй (Карманов, стр. 137). Материализм утверждает, что сознание связано с материей мозга. Как физическая субстанция, материя мозга на самом элементарном уровне имеет хорошо известную природу - это электроны и кварки, составляющие атомы. "Какая же из двух частиц может служить источником мыслей?" - спрашивает Карманов. Очевидно, что ни одна - это всего лишь элементарные частицы. Есть ли в мозге частицы другого типа? Нет. Значит, и никакой материальной "субстанции мысли" в мозге нет.

Комментарий ЮР. И опять же все правильно… с точки зрения субстанциалиста. Ведь субстанционализм предполагает, что мышление есть фундаментальное свойство субстанции, и следовательно должно проявляться на любом уровне рассмотрения материи, включая и микро уровень. Но с точки зрения структурного подхода это вовсе не так. Разум возникает только на уровне структур, достаточно сложных, чтобы обеспечить соответствующее сложное поведение, то есть не только не на уровне атомов и молекул, но даже и не на уровне отдельных клеток и простейших организмов. Лишь на уровне многоклеточных организмов с развитой нервной системой мы наблюдаем в природе проявление разума. Это всем известный факт. При чем же тут элементарные частицы?

Аргумент третий (Карманов, стр. 140). Материалисты часто говорят, что материя "порождает" сознание. Против этого у Карманова есть сразу три возражения. Первое: что может породить материя, кроме материи? А раз так - смотри предыдущий аргумент. Второе: что вообще способна породить материя? "Материя вообще ничего не порождает, она только распадается". Третье: если материя, как субстанция, способна порождать мышление, то почему мышление порождает не всякая материя, но только материя человеческого мозга? Ведь "мозг обезьяны практически ничем не отличается от мозга человека".

Комментарий ЮР. Также по пунктам.

что может породить материя, кроме материи? Этот аргумент мы уже рассмотрели выше.  

"Материя вообще ничего не порождает, она только распадается". Ну, это само по себе заявление довольно странное. А как же реакции ядерного синтеза в физике? А реакции синтеза сложных химических соединений в химии, в том числе - органических соединений? (этого Карманов не только не отрицает, но даже сам пишет об этом на стр. 162, упрекая, правда, материю в том, что она не идет дальше, и в колбе не возникает сразу живая клетка). Видимо, это положение следует трактовать в общем смысле как отсылку ко второму принципу термодинамики в известной "пессимистической" формулировке "будучи предоставлена самой себе, материя (термодинамическая система) стремится к наиболее хаотическому состоянию из всех возможных". Это действительно серьезный аргумент. Но на него также есть серьезный и именно научный ответ - теория самоорганизации, синергетика. Главный вывод этих теорий следующий: при общем глобальном нарастании однородности (хаоса) локально всегда имеет место обратный процесс - нарастание локальной неоднородности (порядка), так как часть системы никогда нельзя рассматривать как "предоставленную самой себе". Именно поэтому мы закономерно наблюдаем процессы самоорганизации в любой системе, имеющей приток внешней энергии (каковой, в частности, является Земля в лучах Солнца).  

почему мышление порождает не всякая материя, но только материя человеческого мозга? Также чисто субстанционалистский подход. Разумеется, мозг обезьяны и даже кошки не отличается от мозга человека на уровне элементарных частиц и химических элементов. Зато они очень даже отличаются на уровне структуры. Именно уникальная в животном мире структура мозга (особенно - лобных долей) и делает человека носителем разума. Способна ли другая материя, помимо материи человеческого мозга к аналогичной информационно-управляющей деятельности? А почему бы и нет? Насчет настоящего "искусственного интеллекта" у нас пока негусто, но в шахматы компьютер уже обыграл чемпиона мира среди людей. А материя компьютерных "мозгов" отличается от материи человеческого мозга куда сильнее, чем обезьянья.

Итак, выдумав себе противника в лице субстанционального материализма, Карманов его блистательно разгромил. Но кто, кроме него, утверждал, что сознание - это субстанция?

2.1.4. Можно ли считать субстанцией информацию?

В первом разделе мы определили идеальное как информационно-управляющую сущность. Таким образом, вопрос "можно ли считать субъект идеальной субстанцией" допускает и более широкую формулировку, вынесенную в заголовок этого параграфа, а именно "можно ли считать субстанцией информацию?". Точнее говоря, речь идет о необходимом условии - если информация не может считаться субстанцией, то и субъект, как информационная сущность, также субстанциональной природы не имеет.

Надо сказать, что сам Карманов четко придерживается субстанционального понимания информации. Для него информация - всегда нечто, что реально существует и передается от автора к читателю, причем и автором и читателем являются некие субъекты. Например, на стр.186 Карманов пишет: "Кто является автором генетической информации? Сказать, что это [материальные] протеины - как-то язык не поворачивается". В другом месте (стр.187) он говорит? "Надо понимать, что запись информации не тождественна самой информации". То есть информация, судя по всему, есть нематериальная сущность, которая может передаваться от одного субъекта к другому путем кодирования некоторым символьным языком, записи на некотором материальном носителе (генах, бумаге, грампластинке, звуковых или электромагнитных волнах) и последующего считывания путем раскодирования полученных символов языка.

Однако, современные научные представления об информации выглядят несколько иначе. Прежде всего, в теории информации рассматривается не информация сама по себе, но только процесс передачи информации. В модели этого процесса действительно рассматриваются три элемента: источник сообщения, само сообщение и приемник сообщения. Однако, отношения между ними гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Начнем с того, что количество информации, получаемое приемником зависит как от сообщения, так и от состояния приемника. Человек, который не знает русского языка, не получит из данного текста никакой информации. Но и человек, знающий язык, далеко не всегда получит ту информацию, которую ему пытался передать автор сообщения. Например, чтобы понять политический анекдот, нужно знать о тех событиях или характеристиках действующих лиц, на которые этот анекдот намекает. Поэтому политические анекдоты устаревают так быстро. Что толку рассказывать нынешним школьникам анекдоты о Хрущеве и кукурузе - они не знают, кем был Хрущев и какое отношение к нему имеет кукуруза. Но дело не только в знаниях. Воспринимаемое значение любой фразы всегда зависит от контекста, от предыдущих событий, от нашего настроения, состояния и т.п. Например, когда мы раздражены или чем-то заняты, мы можем просто "пропустить мимо ушей" любое обращенное к нам сообщение и потом будем абсолютно искренне утверждать, что ничего такого нам не говорили, хотя бы в тот момент мы даже и пробурчали в ответ что-то типа "да-да, дорогая, я обязательно это сделаю".

Более того, из одного и того же сообщения разные люди могут получать совершенно различную информацию. Классический пример - кодовые фразы. Как известно, переворот в Чили в 1972 году начался с фразы "В Сантьяго идет дождь", переданной по радио. Для любого непосвященного это была всего лишь фраза о погоде, но для заговорщиков - сигнал к началу вооруженного выступления. И еще более того - мы можем получить информацию, которой вообще никто не посылал. Известный в психологии тест Роршаха заключается в том, что человеку показывают случайные симметричные фигуры (кляксы) и предлагают описать, что он видит на картинке. И человек видит в случайных фигурах знакомые образы! Аналогичным образом мы часто "видим" людей или животных в формах облаков, скал, "слышим" какие-то слова в шуме ветра и т.д., и т.п. Короче говоря, человек, как информационная система не "получает посланную информацию", а только интерпретирует свои ощущения, возникшие в процессе некоторого материального взаимодействия. Информация не существует как объективная реальность, она возникает в нас и существует только для нас. И это также справедливо для любого другого объекта, рассматриваемого как "приемник информации". Именно в этом смысле следует понимать радикальных конструктивистов, когда они говорят, что "восприятие не отражает никаких свойств внешней среды, но только анатомическую и функциональную организацию нервной системы" (У.Матурана, Ф.Варела). Речь здесь идет именно о том, что никакой "передачи информации" мы на самом деле не наблюдаем. Это всего лишь одна из удобных моделей для описания процесса взаимодействия "приемника" со средой. То, что действительно объективно наблюдается в этом процессе - факт материального взаимодействия со средой и последующее изменение состояния организма, влияющее на его поведение.

Итак, информация не есть субстанция, так как она не существует сама по себе независимо и объективно. Следовательно, она уж точно не есть материя. Однако, некоторые взаимодействия между материальными телами можно описать как взаимодействия информационные. Более того, исходя из принципа аналогии бытия, Карманов делает даже более сильное утверждение: "Язык есть [универсальный] способ существования силы". (стр.206) То есть любые физические (химические, биологические) взаимодействия представляют собой посылку языковых сообщений и реакцию на них. Как такое возможно?

Как ни странно, в этом пункте я Карманова поддержу. Такое описание действительно вполне возможно и в некотором смысле даже весьма целесообразно. Цитирую из "Метабиологии" (здесь и далее цитаты из "МБ" целиком выделены курсивом):

"…О том, что луч света “поворачивает” на границе двух сред, можно с равным успехом говорить и в терминах физических - “преломление”, и в биологических – “условный рефлекс”, и в информационных – “реакция на сообщение”. Это не идеализм или витализм - просто вопрос терминологии при интерпретации…"

Карманов говорит о языке, как способе существования силы, я - о том, что взаимодействия любых объектов можно описать как посылку сообщений и реакцию на них. По сути - речь идет об одном и том же:

"…Рассмотрим аналогию между миром реальных объектов и миром объектов программных (имеется в виду парадигма объектно-ориентированного программирования - ООП).

Программный объект инкапсулирует в себе данные и процедуры, причем извне данные доступны только через процедуры. Материальный объект тоже имеет свойства (данные) – массу, размеры и т.п. – это “интерфейс” для доступа к данным, то, что определяет “реакции на события”, т.е. взаимодействие с другими объектами. Развивая далее аналогию материальных объектов с программными, можно также указать, что и в реальном мире имеет место наследование свойств классов объектов и их полиморфизм (перегрузка). Так, человек проявляет не только свойства специфически человеческие, но и свойства биологические, физические, химические и т.д.

Почему я здесь обращаюсь к аналогии с программными объектами? Потому что если бы мне понадобилось создать действующую модель любой системы – физической, биологической, социальной – я бы сделал это на компьютере и при помощи объектно-ориентированного программирования. И лучшего способа построить не описательную, а действующую модель мироздания я на сегодняшний день не знаю."

Так что же - Карманов прав, и физические объекты (точнее, соответствующие им "метафизические субъекты") действительно разговаривают друг с другом? Разумеется, ничего подобного я не говорил! Разница между позицией РК и позицией субстанциализма заключается в том, что конструктивист никогда не позволит себе думать, что его модель описывает нечто, что есть на самом деле. Да, движение планет очень удобно формально описывать при помощи Кеплеровых эллипсов. И гораздо менее удобно - при помощи Птолемеевых эпициклов. Но на самом деле планеты не движутся ни по эпициклам, ни по эллипсам. Это всего лишь модели. Да, закон Ньютона, сформулированный в терминах дальнодействующих сил тяготения, очень точно выполняется в огромной массе экспериментов и наблюдений. Триста лет он казался незыблемой истиной. И тем не менее, сегодня физики предпочитают думать в терминах общей теории относительности, а аппарат сил, как "реальных" сущностей сдан в архив. Теперь мы говорим о геометрии пространства-времени. И так далее и тому подобное.

Мы никогда не узнаем, что там есть "на самом деле". Как только мы придаем субстанциональный смысл своим моделям, мы обречены, поскольку рано или поздно процесс познания преодолеет и эту модель, как бы хороша и удобна ни казалась она сегодня.

На всякий случай уточню еще раз, в чем отличие моделей "Метабиологии" от моделей "Логики идеального":

Я вовсе не утверждаю, что “классы” или “объекты” реально существуют. Это всего лишь модели, которые мы можем использовать для описания единого мира. Мы сами разнимаем мир на части, чтобы затем путем их связывания построить модель, пригодную для практических нужд. “Объекты” и "сообщения" существует не более реально, чем “время”, “пространство”, “масса”, “сила”, “поле” и любые подобные абстракции.  

Что касается абстрактных "классов-прототипов" (о них речь еще пойдет ниже), то нет даже никаких реальных объектов, конкретной моделью которых они могли бы являться. Речь идет только о том, что любая модель реального объекта должна включать ряд базовых свойств, обеспечивающих существование этого объекта в общей системе мира и его взаимодействие с любыми другими объектами, которые, конечно, на каждом уровне развития реализуются по-разному. Это просто другая формулировка принципа аналогии бытия.

Итак, с "разговаривающими" физическими телами вроде бы все ясно. Однако, последовательно конструктивистская точка зрения порождает неожиданные проблемы. Например, следующую. Хорошо! Нам удобно было для унифицированного описания физических сил принять термины биологические и даже кибернетические. Но ведь принцип аналогии бытия должен работать в обе стороны. А значит, должны быть способы описать собственно информационные процессы в физических терминах!

Такая попытка (на качественном уровне) будет предпринята в третьем разделе данной работы.

2.1.5. Есть ли Берлинская стена между Царством необходимости и Царством свободы?

Но вернемся к содержанию "Логики идеального". Может быть, мы вообще неверно понимаем, где проходит водораздел между понятиями "материя" и "субъект" (идея, мысль, etc.)?

Спросим самого Карманова. И получим следующий ответ: Материя всегда детерминирована, а идеальное есть "сила по типу произвола". Иными словами, критерием нематериальности является наличие свободы, способность к самопроизвольному спонтанному действию или, что то же самое, к демонстрации случайного поведения.

Против этого положения я вижу всего два серьезных возражения:

Материя вовсе не лишена свободы.  

Сознание вовсе не является произволом..

Отметим здесь несколько основных моментов.

Материя не лишена свободы.

(а) Самые простые материальные объекты (существующие по законам механики) способны на случайное и спонтанное поведение. О том, что компьютер часто ведет себя непредсказуемо, здесь не стоит даже и говорить. Достаточно вспомнить будильник, который вдруг ни с того ни с сего начинает звонить. Да еще более простой пример - игральные кости. С одной стороны, это абсолютно детерминированные простейшие физические тела. С другой стороны, их поведение абсолютно непредсказуемо. Можно, конечно, сказать, что "свобода" костей - "ненастоящая", что это видимость свободы, что не все события, исхода которых мы не можем предсказать, являются действительно случайными. Но ни один математик не согласится с этим рассуждением. В современной науке единственным доказуемым признаком случайного поведения объекта является статистический критерий его описания. Но ведь законы теории вероятности были впервые разработаны именно на примере игры в кости. И каким образом мы можем знать о любых других объектах, включая нас самих, что наша свобода воли - меньшая "иллюзия", чем свобода воли игральных костей? Никаким, кроме прямого прозрения в суть вещей. А РК таких способов познания не признает.

(б) Материя не просто не лишена случайности. Материя основана на случайности. Карманов сам постоянно напоминает о том, что материя есть "всего лишь" множество элементарных частиц - квантов электромагнитного поля. Но ведь поведение любой из элементарных частиц можно описать не иначе как только вероятностным образом. Слова о "свободе воли электрона" уже намозолили уши почтеннейшей публике. Конечно, можно сказать, что за свободу материального электрона отвечает его "метафизический" электронный субъект. Но что же это получается? В самых своих фундаментальных (то есть собственно субстанциональных, не искаженных никакой структурой и синергическими эффектами) проявлениях материя свободна. Зачем же для объяснения свободы придумывать еще одну субстанцию? Резать такие рассуждения без жалости - да не затупится "бритва Оккама".

(в) На стр.157 Карманов патетически восклицает: "Как может материя порождать бред? Как может детерминированная система порождать случайность?" Увы, существует в теории управления такое доказанное положение ("эффект странного аттрактора") - полностью детерминированная система способна в определенных условиях двигаться по совершенно случайной фазовой траектории. Таким образом детерминизм способен порождать и порождает свободу, а значит - это не субстанциональное различие. Кстати, свобода ведь тоже порождает детерминизм - в среднем, в статистическом смысле - так получены все уравнения термодинамики и квантовой физики.

(г) Чем сложнее система, тем более сложное и менее детерминированное поведение она может демонстрировать. Это общая закономерность, повсеместно подтверждаемая наблюдениями. Сложные системы часто ломаются, "глючат", ведут себя не так, как было запланировано. Человеческое тело (разумеется, включая и мозг) - самая сложная из известных на сегодняшний день живых и технических систем. И наблюдаемая степень свободы человеческого духа хорошо коррелирует с высокой сложностью человеческого организма.

Сознание не является произволом.

Тут я бы отметил следующие основные моменты:

(а) Полностью детерминированная система не может считаться разумной. Но ведь и полностью случайная - тоже! Разумное действие предполагает планирование и реакцию на события, а это означает наличие памяти хотя бы в том смысле, что события в прошлом хоть сколько-то влияют на поведение в настоящем. То есть поведение абсолютно свободного "метафизического" субъекта Карманова было бы неотличимо от поведения генератоа случайных чисел.

(б) О значительной детерминированности человека говорят нам данные современной психологии. Психологи научилась достаточно хорошо предсказывать поведение человека в среднем. Механизмы индивидуальных психических проблем активно разрабатываются в русле психоанализа. Многие конкретные механизмы влияния на психику непосредственно разрабатываются NLP. Более того, наблюдение за разлученными в детстве близнецами показывает, что многие волевые решения (вплоть до выбора имен детей и рода работы), оказывается, генетически запрограммированы с достаточно высокой вероятностью.

(в) Как информационная система, человек стремится к максимуму энтропии. Я уже не раз писал об этом, поэтому очень коротко. Количество информации есть мера неожиданности данных. Поэтому человек стремится строить на основе предыдущего опыта такие модели, которые бы позволили бы ему с большей вероятностью предугадывать данные, которые только еще к нему поступят. А это, в свою очередь, означает, что он адаптируется к среде, и его собственное поведение становится более предсказуемым. Рассмотрим такую статистику как частота успешных действий некоторого субъекта. Если эта статистика всегда равна 0,5, значит, успехи субъекта в познании равны нулю. Если бы дело обстояло таким образом, мы все были бы абсолютно свободны, но никакое познание было бы невозможно. Таким образом, признание свободы как критерия субстанции духа отрицает даже принципиальную спозобность духа к познанию.

В заключение этого раздела опять не удержусь и процитирую из "Метабиологии":

"Аристотель называл “душой” то, что заставляет нас меняться (определенным ей образом), двигаться от существующего к возможному (именно по данной траектории). Значит, душа падающего камня – сила тяготения, душа животного – инстинкты и желания, душа человека – разум и стремление к цели. “Душа” объекта это то, что делает выбор между возможностями будущего, индивидуальное правило отбора. Для запоминания этой “терминологии” можно даже предложить следующее мнемоническое правило: anima – душа, анимация – то, что заставляет двигаться картинки в мультфильмах.

Платон, в свою очередь, давал следующее определение: “Каждое тело, движимое извне – неодушевленное, а движимое изнутри, из самого себя – одушевленное, потому что такова природа души”. Трудно было бы, исходя из этого определения, разобраться не только с современными механизмами и компьютерами, но и с обычными физическими объектами. Ведь существует закон инерции, определяющий движение любых материальных тел в отсутствие каких-либо взаимодействий (о чем греки, разумеется, не знали). И выходит, что по определению Платона “одушевленными” являются все тела без исключения…

…Чем выше уровень организации, тем менее жесткая, а следовательно, более эффективная в среднем (в постоянно изменяющихся условиях) программа управляет материальными объектами. Но при этом, конечно, чем сложнее программа, тем выше и вероятность сбоя и невыполнения цели управления для одного конкретного объекта.

Каждый уровень развития материи - свободен и обусловлен одновременно. На каждом новом уровне мы наблюдаем освобождение от ограничений уровня предыдущего, и принятие новых, специфических ограничений. Живые существа не связаны в своих механических перемещениях, зато связаны генетической программой и инстинктами. Теплокровные существа не связаны прямой температурной зависимостью от среды обитания, но ограничены более жестким температурным диапазоном существования. Человек способен проигнорировать животный голод и половое влечение, но связан новыми, специфическими требованиями смысла, цели и нравственности…

…Физико-математический материализм пытается редуцировать сложные функции высших организмов к простым функциям низшего уровня. “Биолого-информационный” подход предлагает видеть в сложных свойствах высокоорганизованных объектов – развитие первичных свойств объектов низшего уровня.

Как известно из теории объектно-ориентированного программирования, при попытке единообразного описания (модели) взаимодействия со всеми объектами в рамках некоторого программного проекта, все базовые свойства (функции) объектов “всплывают” по иерархии классов к самому первому, “корневому”, от которого происходят все остальные классы, описывающие специфические свойства конкретных объектов путем переопределения этих базовых характеристик в рамках уже заданного интерфейса. Именно об этом и идет речь – если бы прототипы высших свойств материальных объектов не существовали на низшем уровне, значит, это специфические свойства, “привитые” путем “множественного наследования” от другого класса-прототипа – “нематериальной субстанции”. Это и есть логическая причина того, что физико-математический материализм так часто скатывается к дуализму или идеализму."

2.1.6. Если не субстанция, то что?

Итак, мы рассмотрели ряд аргументов против субстанциональной природы сознания - будь то материальной или "метафизической". Предположим, я убедил вас в том, что все аргументы противоположной точки зрения несостоятельны. Достаточно ли этого? Видимо, нет. Ведь мы пока еще не предложили никакой конкретной альтернативы. Я имею в виду, что мы должны теперь встать на изложенную в разделе 2.1.1. точку зрения монизма и объяснить, каким образом в монизме-то возможно существование сознания и всех остальных субъективных эффектов, в которых мы на самом деле вовсе не сомневаемся. Мы долны будем предложить конкретное описание механизма, а не ограничиваться общими словами о том, что "сознание это процесс и структура". Если процесс в мозге - то какой процесс, если структура мозга, то какая именно структура.

Ответ на эти вопросы мы попытаемся дать в последнем разделе данной работы.

2.2. Сумма против квантовой природы субъекта.

2.2.1. Квантовый дуализм как вызов радикальному конструктивизму

Карманов утверждает, что и материя и метафизическая субстанция имеют квантовую природу и состоят из реально существующих неделимых целостных сущностей ("кванты поля есть единственное, что реально существует в материальном мире", "нельзя представить себе полсубъекта"). Как это совместить с утверждениями РК о равной "реальности" любых модельных конструктов?

Прежде всего, отметим следующий аспект "нереальности" объектов, о котором часто говорит РК. Любой объект нашего знания есть интенциональный объект, то есть результат активной конструктивной деятельности сознания сразу в двух смыслах - синтетическом и аналитическом. В синтетическом плане он "собран" нашим направленным вниманием (нашей интенцией) из своих феноменальных проявлений. В аналитическом плане - он тем же самым интенциональным вниманием выделен из окружающей среды. И кванты материи здесь не исключение. Квант существует для нас либо как часть поля, либо как часть взаимодействия. То есть "квант сам по себе" есть совершенно абстрактный конструкт, который мы никак наблюдать не можем. Например, для обыденного сознания квант не только не "более реален", чем составные материальные структуры, но напротив представляется совершенно выморочной абстракцией, о которой думают физики, и которая наблюдается только в специальных экспериментах на дорогостоящей технике. Зато материальные тела, которые якобы являются лишь "иллюзорными ансамблями квантов поля", мы наблюдаем на каждом шагу невооруженным глазом, можем их пощупать, понюхать и вообще убедиться в их существовании любым интересующим нас способом.J

С квантовой природой сознания не все так просто. Основным источником этого утверждения является идущая от Декарта традиция философского самонаблюдения, утверждающая существование целостного "Я-наблюдателя" единственным аподиктически бесспорным фактом мироздания. Опираясь на внутреннюю убежденность в целостности собственного "Я" Карманов объявляет мыслящего субъекта "квантом метафизического".

Если бы это было так, то весь РК с его методологией следовало немедленно сдать в утиль. В самом деле, как мы знаем, РК утверждает, что в мире нет никаких "вещей в себе", которым бы соответствовали наши модели, кроме всего объективного мира в целом. При этом "объективный мир в целом обладает уникальным онтологическим статусом, так как он есть единственная логически возможная "вещь в себе", соответствующая всему трансцендентальному универсуму как "вещи для нас". Любая другая "вещь для нас", может быть сконструирована субъектом так или иначе, а значит, соответствующая ей "вещь в себе" не может обладать независимостью от конструирующего сознания". ("ФГ и РК"). А Карманов утверждает - есть такие вещи. Это мы сами, как трансцендентальные субъекты. Если мое реальное существование и моя целостность не есть всего лишь конструкты, то это справедливо для любого подобного мне субъекта, а следовательно - исходя из принципа аналогии бытия - и для всех остальных квантовых объектов и субъектов мира.

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Феноменология Гуссерля и радикальный конструктивизм. Квантовый дуализм и конструктивистский монизм". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 419

Другие дипломные работы по специальности "Философия":

Русские революционеры-демократы о человеке

Смотреть работу >>

Наука в духовной культуре общества

Смотреть работу >>

Сущность времени и его величины

Смотреть работу >>

О первичных основаниях нравственности

Смотреть работу >>

Социальная направленность проповеди

Смотреть работу >>